Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перерасчет платы за утилизацию твердых бытовых отходов
Документ от 29.06.2010, опубликован на сайте 09.07.2010 под номером 19079, 2-я гражданская, Признание недействительным протокола общего собрания собственников в жилом помещении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело №33-2151/2010                                                                                       

Судья Лапина Н.П.

О П Р Е Д  Е Л Е Н И Е

 

29 июня 2010 года                                                                                          г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Маслюкова П.А., Костенко А.П.,

при секретаре Яковлевой Т.Ю.

рассмотрела дело по кассационной жалобе ООО «УК ЖКХ «Аметист плюс» на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 17 мая 2010 года, по которому постановлено:

 

Иск Лексиной Зои Александровны, Лексина Александра Николаевича, Джамбабова Сергея Викторовича, Филимонова Александра Васильевича, Филимоновой Веры Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «УК ЖКХ «Аметист плюс» о возложении обязанности производства перерасчета за услугу по утилизации ТБО с 01.08.2009г., о возложении обязанности произвести перерасчет за услугу по утилизацию ТБО, включенную в состав жилищных услуг,  удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью УК ЖКХ «Аметист плюс» произвести перерасчет услуги по утилизации ТБО Лексиной Зое Александровне, Лексину Александру Николаевичу, Джамбабову Сергею Викторовичу, Филимонову Александру Васильевичу, Филимоновой Вере Николаевне с 01.08.2009г.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Маслюкова П.А., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Лексины З.А., А.Н., Джамбабов С.В., Филимоновы А.В., В.Н. обратились в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к ООО «УК ЖКХ «Аметист плюс», ОАО «Домоуправляющая компания № 2 Засвияжского района» г.Ульяновска о возложении обязанности произвести перерасчет оплаты за утилизацию твердых бытовых отходов.

В обоснование исковых требований указали, что они являются собственниками квартир дома №*** по ул.Е*** г.Ульяновска, ранее за состояние их дома отвечало ОАО «Домоуправляющая компания № 2 Засвияжского района» г.Ульяновска, ныне - ООО «УК ЖКХ «Аметист плюс». В действительности собрания собственников их многоквартирного дома о замене управляющей компании не было проведено. В 2009г. в квитанции на оплату услуг управляющей компанией в нарушение требований жилищного законодательства с августа 2009г. включена строка - плата за услугу утилизация ТБО.

Истцы, указывая на незаконность действий ответчиков, просили обязать ООО УК ЖКХ «Аметист плюс» произвести перерасчет за услугу по утилизации ТБО с 01.08.2009г., обязать ООО УК ЖКХ «Аметист плюс» произвести перерасчет за услугу по утилизации ТБО, включенную в состав жилищных услуг с 01.01.2010г.

Разрешив по существу заявленные по делу требования, Засвияжский      районный суд постановил решение, приведённое выше.

В кассационной жалобе ООО «УК ЖКХ «Аметист плюс» не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В жалобе указывает, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований. Суд не конкретизировал, в каком размере необходимо произвести перерасчёт за утилизацию ТБО с 01.08.2009г. Считает, что услуга по сбору и вывозу ТБО не относится к числу услуг, подлежащих государственному регулированию, её стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора, входит в состав платы за жилое помещение. Оплата услуги за сбор и вывоз ТБО предусмотрена договором по управлению многоквартирным домом, который не оспорен и не признан недействительным.

Автор жалобы не согласен с выводом суда о том, что потребителями услуги по утилизации ТБО, обязанными производить её оплату, являются управляющие организации, а не граждане, проживающие в обслуживаемых ими многоквартирных домах. Считает, что потребителями услуг по утилизации (захоронению) ТБО являются наниматели и собственники помещений в многоквартирных домах, и они обязаны оплачивать данную услугу по тарифу через управляющую организацию.

В возражениях на кассационную жалобу истцы Лексины З.А., А.Н., Филимоновы А.В., В.Н. просят оставить решение суда без изменения, находят доводы жалобы несостоятельными.

В судебную коллегию истцы не явились, несмотря на надлежащее их извещение о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции. Причин неявки в судебную коллегию не сообщили.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав  представителя ООО «УК ЖКХ «Аметист плюс» Салмину И.П., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к объективному выводу об  обоснованности заявленных по делу требований в части.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что истцы  являются собственниками жилых помещений в доме №*** по ул.Е*** г.Ульяновска: Лексина З.А., Лексин А.Н. - собственниками квартиры №***; Джамбабов С.В. - собственник ½ доли квартиры №***; Филимонов А.В. и Филимонова В.Н. - сособственниками квартиры №***.  

Обслуживание дома производит управляющая компания ООО «УК ЖКХ «Аметист плюс».

В соответствии с п.3.1.2 договора на управление многоквартирным домом, утвержденного на общем собрании собственников жилья, управляющей организации поручено заключить договора на предоставление жилищных услуг, исходя из следующего тарифа: в т.ч. сбор и вывоз ТБО. В течение 2009г. определена отдельная плата за утилизацию ТБО в размере 0,49 руб. за 1 кв.м общей площади, а начиная с 1 января 2010г. данная услуга включается в состав жилищных услуг с учетом соответствующего индекса роста тарифов.

Согласно договору,  ответчик поручил ООО  «РИЦ»  осуществлять начисление и  сбор  за  услугу  «утилизация  ТБО»  с  01.08.2009 г.  по   тарифу - 0,49 руб. за 1 кв.м общей площади проживающего в жилых домах, находящихся в его управлении.

В связи с указанными поручениями в счета на оплату коммунальных платежей гражданам – истцам, жителям дома №*** по ул. Е***, находящихся в   управлении ответчика, включалась отдельная строка «ТБО утилизация», а с января 2010г. данная услуга включается в состав жилищных услуг.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия ответчика - «УК ЖКХ «Аметист плюс» по установлению платы за утилизацию твердых бытовых отходов с 01.08.2009г. по 31.12.2009 года для истцов, проживающих в указанном доме, противоречит требованиям жилищного законодательства. Вместе с тем суд признал безосновательными требования о возложении обязанности произвести перерасчет за услугу по утилизации ТБО в последующий период времени - с 01.01.2010г., включенную в состав жилищных услуг.

Оснований не соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.

Доводы, приведенные ответчиком УК ЖКХ «Аметист плюс» в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 154  ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем) за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению  многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за услуги.

Согласно ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, коммунальные услуги.

Названные нормы права не предусматривают возможность производства оплаты иных услуг.

Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в  том  числе поставки бытового  газа  в баллонах), отопление теплоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление теплоснабжение (в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, установленных постановлением Правительства Российской  Федерации от 23.05.2006 г. №307, коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Услуги по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) не включены в перечень коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в жилых помещениях, следовательно плата за услуги по утилизации ТБО не входит в состав платы за коммунальные услуги.

В силу ч.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. При этом работы по утилизации твердых бытовых отходов указанным пунктом Правил не предусмотрены в составе работ по содержанию общего имущества.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. №170, также предусматривают в перечне работ по содержанию жилых домов только сбор и вывоз мусора.

В соответствии с нормами ч.2,3,7 ст. 156, ч.4 ст. 158 ЖК РФ размер платы за: содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади комнат) жилого помещения и устанавливается органами местного самоуправления; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год; если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В силу требований пунктов 17, 31, 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования; при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации; при управлении многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с ч. 4 ст.155 ЖК РФ несут расходы на содержание и ремонт общего имущества с учетом внесения; платы за содержание и ремонт жилого помещения  нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; если размер вносимой нанимателями таких жилых помещений платы меньше, чем размер платы, установленной в договоре управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем  в согласованном с управляющей организацией порядке.

С учетом требований названных норм права, Федерального Закона от 31.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», регламентирующего порядок формирования и взимания тарифов на товары и услуги, а также постановления Городского комитета по регулированию цен и тарифов  города Ульяновска от 27.10.2008г. №172/03-01, суд обосновано признал, что  регулирование тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО производится для организаций коммунального комплекса. Услуга по сбору и вывозу ТБО не является регулируемым видом услуги, она входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

Анализ названных норм права дает основание признать, что плата за утилизацию ТБО отнесена к плате за коммунальные услуги, следовательно, указанная плата может быть включена в стоимость услуг по сбору и вывозу ТБО исключительно с согласия гражданина-потребителя. Отдельное начисление платы (самостоятельная плата за данный вид услуг) действующим законодательством не предусмотрено.

Следует отметить, что органами местного самоуправления тариф на услугу по утилизации ТБО, подлежащий оплате гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих организаций г. Ульяновска, не утверждался.

Приведенная выше позиция суда полностью соотносится с разъяснениями, изложенными в письме Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 г. №25080-СК/14.

Приведенное в кассационной жалобе толкование закона судебной коллегией не может быть принято во внимание, поскольку оно является неверным.

Таким образом, обжалуемое по делу решение судебная коллегия признает законным и обоснованным.

Вместе с тем судебная коллегия находит необходимым изложить резолютивную часть решения в иной редакции, путем внесения уточнения в части перерасчета оплаты услуг по утилизации ТБО в период с 01.08.2009г по 31.12.2009г., и тем самым исключить двоякое его толкование.

 

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 17 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «УК ЖКХ «Аметист плюс» - без удовлетворения.

Данное решение изложить в следующей редакции:

Иск Лексиной Зои Александровны, Лексина Александра Николаевича, Джамбабова Сергея Викторовича, Филимонова Александра Васильевича, Филимоновой Веры Николаевны к обществу с ограниченной ответственностью «УК ЖКХ «Аметист плюс» о возложении обязанности производства перерасчета за услугу по утилизации ТБО с 01.08.2009г., о возложении обязанности произвести перерасчет за услугу по утилизации ТБО, включенную в состав жилищных услуг удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью УК ЖКХ «Аметист плюс» произвести перерасчет услуги по утилизации ТБО Лексиной Зое Александровне, Лексину Александру Николаевичу, Джамбабову Сергею Викторовичу, Филимонову Александру Васильевичу, Филимоновой Вере Николаевне с 01.08.2009г по 31.12.2009г.

 

Председательствующий

Судьи