Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возложение обязанности по организации вывоза бытовых отходов
Документ от 27.07.2010, опубликован на сайте 11.08.2010 под номером 19648, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с терр. поселения,возлож. обяз-ти организовать сбор,вывоз,утилизацию и переработку вывозимых отходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело №  33-2635/2010                                                        Судья Дунина И.Ю.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

27 июля 2010  года                                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Нестеровой Е.Б. и Лисовой Л.С.,

с участием прокурора Савельева А.Г.,

при секретаре  Михайловой О.Н.

рассмотрела  дело  по  кассационной  жалобе муниципального учреждения – администрации муниципального образования «Инзенский район»  на  решение Инзенского  районного суда Ульяновской области  от 17 июня  2010 года,  по которому  суд решил:

Исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Оськинское сельское поселение» по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения.

Возложить на администрацию муниципального образования «Оськинское сельское поселение» обязанность организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок:

на территории *** - 2  свалки;

на территории *** -  1 свалка;

Возложить на администрацию муниципального образования «Инзенский район» обязанность организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования «Оськинское сельское поселение».

Взыскать с администрации муниципального образования «Инзенский район» и администрации муниципального образования «Оськинское  сельское поселение» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Инзенский район» в сумме по 100 (сто) рублей с каждого.

 

Заслушав доклад  судьи Нестеровой Е.Б., судебная  коллегия

 

установила:

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Оськинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения, возложении обязанности организовать на территории поселения сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с территории несанкционированных свалок; к администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования  «Оськинское сельское поселение».

В обоснование иска указал, что проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов на территории муниципального образования  «Оськинское сельское поселение» выявлены нарушения в области исполнения законодательства об охране окружающей среды при сборе, вывозе и утилизации отходов.

Организация утилизации отходов возложена законом на МО «Инзенский район», которое также требования закона, возложенные на органы местного самоуправления, не выполняет.  

Несоблюдение федерального и местного законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.

Рассмотрев заявленный спор, суд, постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район» не соглашаясь с состоявшимся решением,  просит его изменить в части возложения обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории МО «Оськинское сельское поселение» на администрацию МО «Инзенский район».

При этом указывает, что суд необоснованно сделал вывод  о неисполнении органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующих несанкционированную свалку по указанным адресам. Все полномочия, предусмотренные законодательством по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, муниципальным учреждением администрация муниципального образования «Инзенский район» были переданы муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям МО «Инзенское городское поселение» из казны муниципального образования «Инзенский район» полигон твердых бытовых отходов с ямой Беккари, расопложенной юго-восточнее г. ***. Об этом свидетельствуют постановление Главы МО «Инзенское городское поселение» от 07.07.2009 года № 284, акт приема-передачи муниципального имущества от 07.07.2009 года. Заявление прокурора не содержит фактов, свидетельствующих о бездействии администрации МО «Инзенский район». Не имеется в деле данных, свидетельствующих о причинении ущерба неопределенному кругу лиц по вине администрации МО «Инзенский район».

В возражениях на кассационную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор решение суда считает законным и обоснованным, просит его оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район» - без удовлетворения.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Савельева А.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В       соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно которому,  отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.2.1, 2.2.2).

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования «Оськинское сельское поселение» относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Как установлено судом, в нарушение указанных требований закона администрацией муниципального образования «Оськинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования не организован (периодичность от 1 раза в месяц в с. Оськино и до 2 раз в год в с. Панциревка). В домовладениях и на территории поселения места сбора отходов и контейнеры не установлены.

В результате указанных нарушений на территории с.*** и в прилегающем лесном фонде стихийно образовалось 2 несанкционированных свалки, а на территории с *** - 1 свалка на ул ***.

Данное обстоятельство подтверждено материалами дела и ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

Правильным является решение суда и в части требований, предъявленных к  администрации МО «Инзенский район» о возложении обязанности организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории муниципального образования Оськинское сельское поселение.

Согласно п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 13 п. 14 Устава МО «Инзенский район», к вопросам местного значения Инзенского района отнесены организация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, организация утилизации отходов возложена законом на муниципальное образование «Инзенский район».

Поскольку в ходе рассмотрения дела данный ответчик не представил доказательства того, что МО «Инзенский район» организована утилизация и переработка ТБО, вывозимых с территории сельских поселений Инзенского района, суд обоснованно возложил на данное муниципальное образование предусмотренную законом обязанность.

Доводам ответчика о передаче согласно акту приема-передачи имущества от 20.08.2007 года муниципальным учреждением Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Инзенский район»  муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельным отношениям муниципального образования «Инзенское городское поселение» из казны муниципального образования «Инзенский район» полигона твердых бытовых отходов с ямой Беккари, расположенный Юго-восточнее г. ***, суд дал правильную правовую оценку, указав, что  решением Совета депутатов МО «Инзенский район» Ульяновской области от 30.07.2007 № 51 «Об утверждении соглашения о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения» МО «Инзенский район» передало МО «Инзенского городское поселение» полномочия по решению вопроса местного значения в части организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов лишь на территории города Инза. В части сельских поселений ни решением Совета депутатов, ни утвержденным им соглашением, а также заключенным 11.01.2010 года между МУП «ЖЭУ Инзенского городского поселения» и ООО Гео-сервис» договором по выполнению работ по сбору, вывозу, приему и захоронению ТБО указанный вопрос не урегулирован.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Как правильно указал суд, нарушения законодательства об охране окружающей среды влекут  за собой нарушение прав граждан на благоприятную среду обитания, а также могут повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан в будущем в силу ст. 1065 ГК РФ.

Неисполнение администрациями МО Оськинское сельское поселение и МО «Инзенский район» требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

С учетом требований законодательства об охране окружающей среды и установленных по делу обстоятельств, суд постановил правильное решение, возложив на ответчиков обязанности по утилизации и переработке бытовых отходов на территории муниципальных образований.

Судебная коллегия находит решение суда правильным.

Доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают, повлечь отмену состоявшегося решения не могут.

Следовательно, в удовлетворении кассационной жалобы должно быть отказано.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

Определила:

 

Решение  Инзенского районного суда Ульяновской области  от 17 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу   муниципального учреждения администрации муниципального образования «Инзенский район»   – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: