Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Нарушение законодательства об отходах производства и потребления. Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
Документ от 14.09.2010, опубликован на сайте 22.09.2010 под номером 20749, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й

О Б Л А С Т Н О Й     С У Д

 

Дело № 12 – 161/10                                                            Судья Токунов Д.В.

 

Решение

 

14 сентября 2010 года                                                                 г. Ульяновск

Судья судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда Костюнина Н.В. (единолично),

при секретаре Тарановой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Яровой Г*** В*** на постановление судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 17 августа 2010 года, по которому постановлено:

Индивидуального предпринимателя Яровую Г*** В***,  10.07.1974 года рождения, уроженку ***, привлечь к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа  в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей,

установила:

Прокуратурой Инзенского района Ульяновской области 15.07.2010 года проведена проверка исполнения индивидуальным предпринимателем Яровой Г.В. требований природоохранного законодательства при осуществлении деятельности по розничной торговле продуктами питания в магазине «П***», расположенном по адресу: ***.

В ходе проверки установлено, что ИП Яровая Г.В. осуществляет свою деятельность с нарушением требований статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно не разработаны и не получены паспорта отходов I - IV классов опасности, не осуществляется разделение отходов на виды.

По результатам проверки прокуратурой Инзенского района Ульяновской области 15.07.2010 года вынесено постановление о возбуждении в отношении ИП Яровой Г.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. В соответствии со ст. 23.1 ч.2, 3 КОАП РФ дело передано на рассмотрение в Инзенский районный суд.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья Инзенского  районного суда Ульяновской области вынес указанное выше постановление.

Не соглашаясь с постановлением судьи, в жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, Яровая Г.В. указывает, что от осуществления ей предпринимательской деятельности по мелкорозничной торговле продуктами питания не образовываются отходы, которые можно отнести к категории опасных. Суд не учел, что ей предприняты меры для устранения нарушений, в частности, в настоящее время ей будут изготовлены паспорта отходов 1-4 классов опасности, что является основанием для рассмотрения вопроса о малозначительности правонарушения. 

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав индивидуального предпринимателя Яровую Г.В., поддержавшую требования и доводы, изложенные в жалобе, полагаю оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п.2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ).

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Согласно статье 4.1 названного закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5).

В целях реализации статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды (далее Критерии).

Критерии предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее ОПС).

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 3, 4.

В соответствии с пунктами 3, 4 Критериев, отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами. В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности для ОПС осуществляется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.

Перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков (происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду), установлен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786.

В соответствии с п.1.5.1. Методического пособия по применению «Критериев отнесения опасных отходов к классам опасности для окружающей природной среды», разработанного Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным государственным учреждением «Ц***»,  «К***» применяются к тем видам отходов, для которых в Федеральном классификационном каталоге отходов класс опасности для окружающей среды не установлен.

Из объяснений Яровой Г.В. следует, что при осуществлении коммерческой деятельности, связанной с эксплуатацией магазина при продаже продуктов питания, образовываются отходы производства и потребления, в том  числе лампы накаливания, мусор от уборки магазина, отходы картона и полиэтилена, товары, утратившие потребительские свойства.

Федеральным классификационным каталогом отходов в отношении отходов  картона (18700000 00 00 0), ламп (накаливания, люминесцентные, электронные и другие) – 92300000 00 00 0 класс опасности для ОПС и опасные свойства не установлены.  

Таким образом, для определения класса опасности данных отходов необходимо руководствоваться вышеназванными Критериями.

Привлекая ИП Яровую Г.В. к административной ответственности по ст. 8.2 КОАП РФ, суд, исходя из установленных по делу обстоятельств, обоснованно пришел к выводу, что Яровая не подтвердила отнесение отходов к конкретному классу опасности, нарушив тем самым требования к обращению с опасными отходами. 

Доводы Яровой, что судом не выяснялся вопрос, на каком основании отходы от деятельности по мелкорозничной торговле продуктами питания могли быть отнесены к категории опасных, являются несостоятельными, поскольку именно собственник (производитель) отходов должен подтверждать класс опасности вырабатываемых им отходов.

Доводы жалобы Яровой Г.В. о неприменении судом ст. 2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, основанием для отмены обжалуемого постановления служить не могут, поскольку применение  ст. 2.9 КоАП РФ  является правом, а не обязанностью суда.

Наказание Яровой Г.В. назначено минимальное, в рамках санкции ст.8.2  КоАП РФ, с учетом смягчающих по делу обстоятельств. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела допущено не было.  

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Яровой Г.В. и отмены постановления судьи Инзенского районного суда от 17.08.2010года.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

 

решила:

Постановление судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 17 августа 2010 года оставить без изменения, а жалобу Яровой Г*** В*** - без удовлетворения.

 

Судья