Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 16.03.2017, опубликован на сайте 30.06.2017 под номером 67019, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-10/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

16 марта 2017 года                                                                         город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Нефёдова О.Н.,

при секретаре Скала П.А.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Панкова В*** Н***, гаражно-строительного кооператива «Пилон 3» о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90, и Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. № 83,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Панков В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. № 83.

В обоснование заявленных требований указал, что является членом
ГСК «Пилон 3», на праве собственности ему принадлежит гаражный бокс № 61 в указанном гаражном строительном кооперативе, также он владеет несколькими гаражными боксами, право собственности на которые не оформлено. Гаражные боксы расположены на находящихся в аренде у ГСК «Пилон 3» земельных участках с кадастровыми номерами 73:24:040502:1414, 73:24:040502:2 по адресу:
г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Ульяны Громовой, 10-А (до переадресации –
ул. Комиссара Иванова). Полагает, что Генеральный план города Ульяновска не соответствует части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части отнесения на основном чертеже каждого из указанных земельных участков к территории зеленых насаждений общего пользования и к территории, планируемой для развития транспортной инфраструктуры.

Он же обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90.

Требование мотивировал тем, что данные Правила землепользования и застройки не соответствуют части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку при их утверждении не учтены сложившаяся планировка и существующее землепользование при отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:040502:1414, 73:24:040502:2 к территориальной зоне Р4 – зона озеленения оползневых склонов.

Гаражно-строительный кооператив «Пилон 3» (далее – ГСК «Пилон 3») обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от
13 октября 2004 г. № 90, в части отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:040502:1414, 73:24:040502:2 к территориальной зоне Р4 – зона озеленения оползневых склонов, и Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. № 83, в части отнесения на основном чертеже указанных земельных участков к территории зеленых насаждений общего пользования и к территории, планируемой для развития транспортной инфраструктуры. В обоснование приведены доводы, аналогичные изложенным в административных исках Панкова В.Н.

Определением от 13 марта 2017 г. дела по перечисленным искам объединены в одно производство.

В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены администрация города Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

Представители ГСК «Пилон 3» Булатов Д.Г. и Кучембаев А.Н., представляющий также интересы Панкова В.Н., в судебном заседании поддержали требования, дав пояснения, аналогичным изложенным в административных исковых заявлениях.

Представитель Ульяновской Городской Думы Горюнов А.П. просил в удовлетворении административных исков отказать, поскольку оспариваемые решения были приняты Ульяновской Городской Думой в соответствии с полномочиями, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации, с соблюдением установленных законом процедур принятия, включая проведение публичных слушаний, и опубликования. Считает, что нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов Генеральным планом города Ульяновска и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» не имеется, поскольку в силу части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Представители заинтересованных лиц – администрации города Ульяновска Лавров В.В. и Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Бошкова Т.В. возражали против удовлетворения требований административных истцов, полагая, что оспариваемыми нормативными правовыми актами их права не нарушаются. В обоснование возражений указали, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Генеральный план города Ульяновска, в силу своего назначения, не может и не должен отображать существующее, фактическое землепользование, так как является документом территориального планирования, планом развития городской территории. При утверждении Генерального плана города Ульяновска учесть наличие объектов, расположенных на рассматриваемых земельных участках, было невозможно ввиду отсутствия зарегистрированных в установленном порядке прав на них. При подготовке проекта действующего Генерального плана города Ульяновска были проведены научные работы, соответствующие анализы и расчеты. Проект прошел публичные слушания в установленном порядке. Замечаний и возражений относительно установления в границах рассматриваемых земельных участков функциональных зон зеленых насаждений общего пользования, развития транспортной инфраструктуры не поступило. Административные исковые требования фактически направлены на узаконение возведенных Панковым В.Н. в отсутствие необходимой разрешительной документации гаражных боксов.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание Панкова В.Н., извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., полагавшего административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее –
ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).

Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24
ГрК РФ).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Муниципальное образование «город Ульяновск» является муниципальным образованием со статусом городского округа (статья 1 Устава муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Устав).

Согласно статьям 24, 28 Устава и статье 30 Регламента Ульяновской Городской Думы, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от
19 октября 2001 г. № 155, Ульяновская Городская Дума является представительным органом муниципального образования и к её полномочиям относится утверждение правил землепользования и застройки.

Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Правила землепользования и застройки).

Решением Ульяновской Городской Думы от 26 марта 2008 г. № 31
«О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от
13.10.2004 г. № 90 с изменениями» правила землепользования и застройки были изложены в новой редакции.

Статьями 18, 18.1 Правил землепользования и застройки в указанной редакции утверждены «Карта градостроительного зонирования территории городского округа» и «Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Ульяновска. Район Ленинский».

Решениями Ульяновской Городской Думы от 7 июня 2010 г. № 66,
от 29 июня 2011 г. № 69 и от 23 июля 2014 г. № 91 в
Правила землепользования и застройки были внесены изменения, в том числе изложены в новой редакции картографические изображения (карты) статей 18, 18.1.

Решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. № 83 утверждён Генеральный план города Ульяновска (далее – Генеральный план).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него изменений определён статьёй 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьёй 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35
ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее – Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учётом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети «Интернет» (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).

В силу статьи 31 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 г. № 67 и действовавшего на момент утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» и внесения в них изменений, устанавливающих действующую редакцию статей 18, 18.1 (решение Ульяновской Городской Думы от 23 июля 2014 г. № 91), решения Ульяновской Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «город Ульяновск», принимались большинством голосов от установленной численности депутатов Ульяновской Городской Думы.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через 30 дней со дня их официального опубликования (обнародования) в газете «Ульяновск сегодня», если иное не установлено муниципальным правовым актом. Официальное опубликование должно быть не позднее семи дней после принятия правового акта (статья 10 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 г. № 67).

Как следует из материалов дела, этапы процедуры подготовки проекта Генерального плана, проекта Правил землепользования и застройки и проектов вносимых изменений в Правила землепользования и застройки и их утверждения соблюдены. Упомянутые муниципальные правовые акты опубликованы в газете «Ульяновск сегодня» и размещены на официальном сайте администрации города Ульяновска в сети «Интернет».

Таким образом, оспариваемые муниципальные правовые акты приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям не оспариваются.

ГСК «Пилон 3» использует земельный участок с кадастровым номером 73:24:040502:2 по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Ульяны Громовой, 10-А (до переадресации – ул. Комиссара Иванова), предоставленный на праве аренды для строительства гаражей, с 1997 года.

Земельный участок с кадастровым номером 73:24:040502:1414 по тому же адресу передан ГСК «Пилон 3» в аренду под строительство гаражей на основании договора аренды от 12 декабря 2012 г. Ранее этот земельный участок находился в пользовании ГСК «Пилон», которому был предоставлен на период строительства гаражей постановлением мэрии города Ульяновска от 2 августа 1995 г. № 930.

Панков В.Н. является членом ГСК «Пилон 3», на праве собственности ему принадлежит гаражный бокс № 61 в указанном гаражном строительном кооперативе, также он владеет гаражными боксами №№ 132-135, 279, 280, право собственности на которые в установленном законом порядке не оформлено.

По заявлениям ГСК «Пилон 3» администрацией города Ульяновска на земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:040502:2 и 73:24:040502:1414 в 2015 году выданы градостроительные планы, устанавливающие зону допустимого размещения объектов до границы, разделяющей эти участки на две территориальные и функциональные зоны.

Согласно статьям 18 «Карта градостроительного зонирования территории городского округа» и 18.1 «Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Ульяновска. Район Ленинский» Правил землепользования и застройки каждый из указанных участков находится в двух территориальных зонах: зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж4) и зона озеленения оползневых склонов (Р4).

Генеральный план города Ульяновска в отношении каждого из упомянутых участков устанавливает две функциональные зоны: зона 5-16-этажной застройки (отдельные доминанты до 24 этажей) и зона зеленых насаждений общего пользования.

Кроме того, на Генеральном плане (основной чертёж) отображена планируемая для размещения автомобильная дорога местного значения, проходящая через используемые ГСК «Пилон 3» участки.

Рассматривая доводы административных истцов о том, что нахождение земельных участков в двух территориальных зонах и двух функциональных зонах нарушает требования земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Согласно пунктам 5, 9 статьи 85 ЗК РФ и частям 3, 11 статьи 35 ГрК РФ жилые и рекреационные зоны имеют различное назначение, обусловливающее несовместимость правового режима земельных участков, отнесенных к каждой из названных зон.

В соответствии со статьей 21.1 Правил землепользования и застройки зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж4) выделена на основе существующих и вновь осваиваемых территорий комфортной застройки преимущественно многоквартирными, многоэтажными жилыми домами, включающей отдельно стоящие многоквартирные, малоэтажные и среднеэтажные жилые дома, для развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей указанных территорий и для создания условий для размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Зона озеленения оползневых склонов (Р4) выделена для сохранения и развития зеленых насаждений для озеленения оползневых склонов и ограничения пользования этими территориями. Основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами Ульяновской области и города Ульяновска (статья 21.5 Правил землепользования и застройки). Предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства указанным подразделом градостроительного регламента не устанавливаются.

Земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:040502:2 и 73:24:040502:1414 сформированы и поставлены на кадастровый учет до утверждения Правил землепользования и застройки.

Таким образом, оспариваемые положения Правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:040502:2 и 73:24:040502:1414 к нескольким территориальным зонам создают неопределенность правового режима названных земельных участков, на которых расположены гаражные боксы членов ГСК «Пилон 3», и препятствуют их эксплуатации и узаконению не введенных в эксплуатацию боксов.

Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).

Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить ГрК РФ, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 ГрК РФ, часть 13 статьи 24 ГрК РФ).

К таким принципам относятся обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам и осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункты 1, 4, 8 и 9 статьи 2 ГрК РФ).

Положения генерального плана муниципального образования первичны по отношению к правилам землепользования и застройки, что следует из системного толкования части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ. В частности, по смыслу пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 ГрК РФ, территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.

Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 1 статьи 36 ГрК РФ).

При этом частями 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ предусмотрены меры по согласованию интересов общества и лиц, чьи права, основанные на существующем землепользовании, могут быть затронуты изменением правового режима земельных участков вследствие ведения градостроительной деятельности. В частности, допускается при соблюдении определенных условий эксплуатация земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту. Таким образом, соблюдение баланса частных и публичных интересов при реализации положений генерального плана муниципального образования, которым установлены функциональные зоны, предусматривающие изменение существующего землепользования, обеспечивается в том числе возможностью постепенного приведения условий эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.

Вместе с тем при рассмотрении дела выявлена неопределенность правового режима земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:040502:2 и 73:24:040502:1414 в связи с распространением на них действия нескольких градостроительных регламентов, в том числе регламента зоны Р4, в которой основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами Ульяновской области и города Ульяновска.

Установленные Генеральным планом функциональные зоны нарушают права административных истцов на использование земельных участков в соответствии с видом их разрешенного использования, поскольку не соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану в силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.

ГСК «Пилон 3» и Панков В.Н. фактически лишены возможности привести условия эксплуатации гаражных боксов в соответствие с Генеральным планом и корреспондирующими ему положениями Правил землепользования и застройки.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статей 1, 34 и 35 ГрК РФ.

Вместе с тем корректировка Правил землепользования и застройки в части, признанной судом недействующей, входит в противоречие с Генеральным планом в части нахождения каждого из тех же земельных участков в двух функциональных зонах.

Таким образом, отнесение в соответствии с Генеральным планом земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:040502:2 и 73:24:040502:1414 к двум функциональным зонам каждого, осуществлено без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и принципов законодательства о градостроительной деятельности.

С учетом выявленного отнесения указанных земельных участков к двум функциональным и к двум территориальным зонам без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и с нарушением названных выше принципов законодательства о градостроительной деятельности, Правила землепользования и застройки и Генеральный план в этой части подлежат признанию не действующими.

Поскольку Генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. № 83, и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90, применялись и были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября
2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд полагает, что указанные
муниципальные нормативные правовые акты подлежит признанию не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

Административные исковые требования о признании Генерального плана в части отображения на земельных участках с кадастровыми номерами 73:24:040502:1414 и 73:24:040502:2 планируемой для размещения автомобильной дороги местного значения удовлетворению не подлежат.

Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (часть 11 статьи 9 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.

Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения
(за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).

В соответствии с приведенными нормами ГрК РФ генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

Как следует из системного анализа положений ГрК РФ, генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития. Развитие территорий носит многоплановый и динамичный характер, что определяет необходимость корректировки базовых градостроительных решений. Генеральный план городского округа предполагает его реализацию, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выполнения мероприятий, предусмотренных программами, утвержденными органами местного самоуправления (часть 2 статьи 18, пункт 1 части 7 статьи 23, части 1 и 5 статьи 26 ГрК РФ).

В силу изложенного, поскольку действующее градостроительное законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского поселения руководствоваться фактическим использованием территории, и учитывая, что генеральный план является документом территориального планирования, несет функцию определения назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в целом и не направлен на фиксацию существующего положения, препятствий для планируемого размещения автомобильной дороги местного значения через земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:040502:1414 и 73:24:040502:2 не имелось.

Согласно статье 111 КАС РФ с Ульяновской Городской Думы следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате при подаче заявления в суд государственной пошлины: в пользу Панкова В.Н. – 600 рублей, в пользу
ГСК «Пилон 3» – 4500 рублей.

Возврату ГСК «Пилон 3» подлежит излишне уплаченная государственная пошлина в размере 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административные иски Панкова Владимира Николаевича, гаражно-строительного кооператива «Пилон 3» удовлетворить частично.

Признать не действующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90, в части установления статьями 18 «Карта градостроительного зонирования территории городского округа», 18.1 «Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Ульяновска. Район Ленинский» двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж4) и зоны озеленения оползневых склонов (Р4), в границах земельного участка с кадастровым номером 73:24:040502:1414, расположенного по адресу:
г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Ульяны Громовой, 10-А, и в границах земельного участка с кадастровым номером 73:24:040502:2, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Ульяны Громовой, 10-А.

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. № 83, в части установления двух функциональных зон: зона 5-16-этажной застройки (отдельные доминанты до
24 этажей) и зона зеленых насаждений общего пользования, в границах земельного участка с кадастровым номером 73:24:040502:1414, расположенного по адресу:
г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Ульяны Громовой, 10-А, и в границах земельного участка с кадастровым номером 73:24:040502:2, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Ульяны Громовой, 10-А.

В удовлетворении административных исковых требований о признании Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 г. № 83, в части отображения на земельных участках с кадастровыми номерами 73:24:040502:1414, 73:24:040502:2, расположенных по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Ульяны
Громовой, 10-А, планируемой для размещения автомобильной дороги местного значения отказать.

В течение месяца со дня вступления в силу решение подлежит опубликованию в газете «Ульяновск сегодня».

Взыскать с Ульяновской Городской Думы в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины в пользу Панкова В*** Н*** – 600 рублей, в пользу гаражно-строительного кооператива «Пилон 3» – 4500 рублей.

Возвратить гаражно-строительному кооперативу «Пилон 3» излишне уплаченную государственную пошлину согласно чеку-ордеру от 2 марта 2017 г. в размере 4500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Нефёдов О.Н.