Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об отмене разрешения на строительство
Документ от 18.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78079, 2-я гражданская, о признании незаконными действия администрации г. Ульяновска по выдаче разрешения на строительство, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Климонтова Е.В.                                                     Дело № 33а-5397/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                         18 декабря 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам администрации города Ульяновска, общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент» на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 24 сентября 2018 года, по которому постановлено:

 

административный иск Хасанзанова Хамзи Мирзаевича удовлетворить.

Признать действия администрации города Ульяновска по выдаче разрешения №73-73-353-2018 от 25 мая 2018 года на строительство объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: *** незаконными.

Отменить разрешение №73-73-353-2018 на строительство объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***, выданное администрацией города Ульяновска 25 мая 2018 года.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент» Кучембаева А.Н. и Ерлычковой Е.В., представителя администрации города Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства  администрации города Ульяновска Кошурова Д.С., подержавших доводы апелляционных жалобой жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Хасанзанов Х.М. обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконными действий по выдаче разрешения от 25.05.2018 №73-73-353-2018 на строительство объекта капитального строительства – многоквартирного жилого дома на земельном участке *** по адресу: *** и отменить указанное разрешение на строительство.

В обоснование требований административный истец указал, что решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 08.08.2017 были удовлетворены его требования о запрете строительства многоквартирного дома на земельном участке по адресу: ***.

В июле 2018 года ему стало известно, что администрацией города Ульяновска обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент» выдано разрешение на строительство на указанном земельном участке многоквартирного жилого дома, однако, с указанными действиями администрации города Ульяновска он не согласен.

Участок, на котором ведется строительство, с трех сторон окружен жилыми домами с надворными постройками, его дом находится почти на межевой границе с данным участком. Строительство многоквартирного дома приведет к увеличению нагрузки на внутриквартальные дороги и коммуникационные сети (электричество, водопровод, канализация), не рассчитанные на многоквартирные дома, что нарушит их нормальное функционирование.

При строительстве нарушаются минимально допустимые противопожарные расстояния между домами, что угрожает безопасности. Дом строится без парковок и площадок для размещения автотранспорта, отсутствует мусоропровод, что приведет к засорению территории и возникновению инфекций.

Разрешив строительство, администрация города Ульяновска не учла, что в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории коттеджной и усадебной застройки, которая имеет ограничения по этажности зданий и не предусматривает размещение на данной территории многоквартирных жилых домов.

Тот факт, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ульяновска земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1, не имеет правового значения, так как генеральный план по отношению к правилам землепользования и застройки является первичным документом.

К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент», Управление Росреестра по Ульяновской       области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент» просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Считает, что судом неверно истолкован Свод Правил 42.13330 2016, поскольку данный документ не содержит ограничений по строительству трехэтажных многоквартирных домов в зоне коттеджной и усадебной застройки. В данной зоне расположены коттеджи высотой три этажа и малоэтажные многоквартирные дома. Более того, напротив спорного земельного участка находится многоквартирный дом ***.

Свод Правил 42.13330 2016 не применим при рассмотрении данного дела, поскольку он не действовал на момент принятия Генерального плана города Ульяновска. Действующий Генеральный план города Ульяновска не соответствует действующему законодательства, в настоящее время подготовлен проект нового генерального плана, согласно которому спорный участок находится в жилой зоне.

Суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку в исковом заявлении говорилось о незаконности действий администрации города Ульяновска по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на строительство, но данные действия являются законными.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Не соглашается с выводом суда о том, что при выдаче разрешения на строительство администрацией города Ульяновска не был учтен Генеральный план города Ульяновска. Считает, что территория коттеджной и усадебной застройки в совокупности допускает размещение многоквартирных жилых домов. Определение зоны усадебной застройки не носит абсолютный характер.

Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 26.07.2004, то есть его правовой режим сформировался до принятия Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007.

Градостроительный регламент для зоны Ж1 установлен Правилами землепользования и застройки МО «город Ульяновск», утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 №90. Многоквартирные жилые дома до 4-х этажей поименованы в основных видах разрешенного использования для данной территориальной зоны. У администрации города Ульяновска отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на строительство ввиду полного соответствия объекта капитального строительства видам разрешенного использования земельного участка в данной территориально зоне.

Вывод суда о том, что строительство многоквартирного дома повлечет невозможность размещения парковок для автомобилей, мусорных контейнеров, детских площадок и объектов благоустройства, является необоснованным.

В материалы дела не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца.

Выдача разрешения на строительство является муниципальной услугой. Процедура ее предоставления регламентирована административным регламентом. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Специализированный Застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент» о выдаче разрешения на строительство было подано с полным пакетом документов и отвечало требованиям действующего законодательства. Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство отсутствовали.

В возражениях на апелляционные жалобы Хасанзанов М.Х. просит отказать в их удовлетворении и оставить решение суда без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец и представитель Управления Росреестра по Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Принимая решение об удовлетворении требований административного истца о признании незаконными действий администрации города Ульяновска по выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: г.Ульяновск, ул.Гусева, 3 и отмене данного разрешения, суд обоснованно руководствовался нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, которыми закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (п.1 ст.2 ГрК РФ).

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч.1 ст.9 ГрК РФ).

Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (п.3 ч.1 ст.18 ГрК РФ) и утверждается на срок не менее чем двадцать лет (ч.11 ст.9 ГрК РФ).

Из системного анализа названных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план городского округа определяет стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности в соответствующем муниципальном образовании и содержит долгосрочные ориентиры его развития. При этом генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

Согласно ч.12 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим земельных участков, как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом территориальной зоны (ч.1 ст.36 ГрК РФ), который утверждается в составе правил землепользования и застройки муниципального образования (п.3 ч.2 ст.30 ГрК РФ).

В соответствии с ч.3, п.1 ч.4 ст.23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как установлено судом, общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент» является собственником земельного участка площадью 1145 кв.м с кадастровым номером *** по адресу: *** с разрешенным видом использования – под индивидуальное жилищное строительство, дата присвоения кадастрового номера – 26.07.2004.

25.05.2018 администрацией города Ульяновска названному обществу выдано разрешение на строительство на земельном участке многоквартирного жилого дома (3-х этажного 24-х квартирного).

Вывод суда о незаконности действий администрации города Ульяновска по выдаче обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент» разрешения на строительство многоквартирного дома на земельному участке по *** в г.Ульяновске в связи с отнесением данного участка согласно действующему Генеральному плану города Ульяновска к территориальной зоне коттеджной и усадебной застройки является правильным, основанным на надлежащем применении и толковании норм права.

Ссылки в апелляционных жалобах на отсутствие оснований для применения судом Свода Правил 42.13330 2016, поскольку он не действовал на момент принятия Генерального плана города Ульяновска, а также на то, что п.3.11 и п.3.13 данного Свода Правил допускают в зоне коттеджной и приусадебной застройки строительство 3-х этажных многоквартирных домов, являются несостоятельными.

Согласно СП 42.13330 2016 зона коттеджной застройки – это территория, на которой размещаются отдельно стоящие одноквартирные 1-2-3–этажные жилые дома (п.3.11), а зона усадебной застройки – это территория, занятая преимущественно одно-двухквартирными 1-2-этажными жилыми домами с хозяйственными постройками на земельных участках (п.3.13).

Оснований для вывода, что содержание данных норм свидетельствует о возможности нахождения в зоне коттеджной и усадебной застройки многоквартирных трехэтажных домов, не имеется.

То обстоятельство, что Свод Правил 42.13330 2016, являющийся актуализированной редакцией «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», принят после утверждения генерального плана города Ульяновска, не опровергает установленные судом обстоятельства и не влечет отмену решения суда.

В связи с нахождением земельного участка по ул.Гусева, 3 в территориальной зоне коттеджной и усадебной застройки законные основания для строительства в данной зоне многоквартирного жилого дома отсутствуют.

Кроме того, как усматривается из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости, данный земельный участок имеет вид разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство», поэтому ссылка в апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на то, что правовой режим земельного участка сформировался до принятия Генерального плана города Ульяновска, что позволяет его использовать для строительства многоквартирного дома, несостоятельна.

Все изложенные в апелляционных жалобах доводы, в том числе о правомерности оспариваемого разрешения на строительство были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств апелляционная инстанция не усматривает.

Довод апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент» о том, что суд вышел за пределы заявленных административным истцом требований, является несостоятельным, поскольку решение отвечает требованиям ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представленные представителем общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент» в апелляционную инстанцию копии договоров участия в долевом строительстве судебная коллегия не принимает в качестве доказательств по делу, поскольку они возникли после принятия судом решения по настоящему административному делу. Кроме того данные договоры не опровергают законность принятого по делу решения.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам, правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 24 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации города Ульяновска, общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Магазин Новостроек Девелопмент» – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи