Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Решение
Документ от 26.12.2018, опубликован на сайте 29.12.2018 под номером 78293, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-237/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 декабря 2018 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» от 27 января 2012 года № 2/5 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

решением Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» от 27 января 2012 года № 2/5 утвержден Генеральный план муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.

Данное решение 2 февраля 2012 года опубликовано в печатном издании «Муниципальный вестник Заволжья» № 16/1.

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании не действующим со дня принятия решения Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» от 27 января 2012 года № 2/5 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области» в части включения в границы рабочего поселка Мулловка муниципального образования «Мулловское городское поселение» Ульяновской области участков, расположенных на землях лесного фонда: в кварталах 1-6 СПК «Мулловский»; в части выделов 2, 5, 14, 16-19, 25, 30-32, 38, 41 квартала 55; выделов 47, 51,10 квартала 62; выделов 21, 22, 1, 24 квартала 67; выделов 1, 18, 28-31, 34 квартала 71 Мулловского участкового лесничества Мелекесского лесничества Ульяновской области.

В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что оспариваемым нормативным правовым актом установлены границы муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области». Согласно Генеральному плану в границы рабочего поселка Мулловка муниципального образования «Мулловское городское поселение Мелекесского района» Ульяновской области включены перечисленные лесные участки.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не был согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства.

В судебном заседании представитель административного истца     Якунина Е.А. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам, дав аналогичные пояснения.

Представитель Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» и администрации поселения муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекессского района Ульяновской области Шпаров А.В. административный иск не признал, пояснив, что администрация муниципального образования «Мулловское городское поселение» и Совет депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» не были уведомлены о наличии лесничеств и лесопарков, а также об их границах, соответственно не могли знать на какое расстояние в генеральном плане можно отодвигать границы поселения. Действительно, при принятии в 2012 году Генерального плана Совет депутатов не согласовал схему расположения земельных участков при изменении границ поселения с Рослесхозом, однако проект Генерального плана 22 июля 2010 года был согласован с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Обращает внимание на то, что в кварталах 55, 62, кварталах 1-6 СПК «Мулловский» находятся 3 кладбища, которые организовались во время гражданской войны, иных мест захоронения не имеется. Кроме того, могут быть нарушены права граждан, так как в квартале 71 фактически стоят жилые дома.

Представитель администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области Сандрюков С.А. в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В возражениях указал, что административное исковое заявление считает не подлежащим удовлетворению. Проект Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекессского района Ульяновской согласно письму от 22 июля 2010 года был согласован с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, когда Федеральное агентство лесного хозяйства  было в его введении.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в письменном отзыве просит рассмотреть дело в свое отсуствие, решение оставил на усмотрение суда.

Представители Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явились, письменных возражений в суд не направили.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном образовании «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в соответствии с его Уставом, принятым решением Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» от 23 декабря 2013 года № 9134, является Совет депутатов поселения, к полномочиям которого в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 30 Устава относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.

Обращаясь к доводам административного истца о не соблюдении порядка принятия данного нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года    № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Как следует из частей 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе муниципального образования заключений на проект генерального плана от уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считается согласованным с таким органом.

Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (далее - Положение о согласовании), действовавшего в период подготовки и утверждения Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области в редакции от 16 января 2010 года, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минрегион России хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

Получение заключения об отказе в согласовании проекта, содержащего положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, является основанием для создания согласительной комиссии, в ходе работы которой принимается решение о согласовании проекта генерального плана в том случае, если высказанные замечания устранены либо сняты в связи с их отзывом уполномоченным отраслевым органом или спорные положения исключены из проекта документа территориального планирования. В противном случае согласительная комиссия отказывает в согласовании проекта документа территориального планирования, что является основанием для отклонения и направления на доработку такого проекта (части 9-12 статьи 25 ГрК РФ, пункты 16-23 Положения о согласовании).

В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого правового акта, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.

Таким образом, законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Кроме того, обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в части согласования данного вопроса со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.

При таких обстоятельствах в отсутствие необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области представляться на утверждение Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» и утверждаться им не мог.

За Российской Федерацией 22 января 2004 года зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда общей площадью 59120 га, расположенный в Ульяновской области, Мелекесский лесхоз.

По результатам выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» картографического совмещения материалов лесоустройства с границей рабочего поселка Мулловка муниципального образования «Мулловское городское поселение» Ульяновской области установлено включение земель лесного фонда, расположенных на землях Мелекесского лесничества, в границы данного населенного пункта. Это обстоятельство не оспаривается и административным ответчиком.

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания таких обстоятельств, как соблюдение полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдения его формы и вида, процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие и соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Доказательств согласования проекта с Рослесхозом - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, не представлено, поэтому суд приходит к выводу о том, что установленный законом порядок согласования проекта Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не соблюден.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителей административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что проект Генерального плана согласовывался 22 июля 2010 года с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, поскольку Рослесхоз входил в состав данного Министерства.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и о переводе земель лесного фонда в земли других категорий (подпункт 5.2.7 пункта 5).

Таким образом, в силу действовавшего также и на момент подготовки оспариваемого акта законодательства, проект Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, которым установлены границы населенного пункта - рабочего поселка Мулловка муниципального образования «Мулловское городское поселение» Ульяновской области, предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого поселения, мог быть утвержден Советом депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.

В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Ссылка представителя административного ответчика на наличие в выделах кладбищ и нарушение прав конкретных граждан, имеющих на спорных территориях жилые дома, также не может являться основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований, поскольку вопросы об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенных пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального плана поселения. Указанные вопросы являются предметом согласования проекта генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в ходе работы согласительной комиссии, которая создается в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, составу и порядку работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования».

Кроме того, в целях защиты прав граждан и организаций, в отношении которых оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на его основании были реализованы их права, суд признает оспариваемый правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования «Мулловское городское поселение» от 27 января 2012 года № 2/5 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Мулловское городское поселение» Мелекесского района Ульяновской области» в части включения в границы рабочего поселка Мулловка муниципального образования «Мулловское городское поселение» Ульяновской области участков, расположенных на землях лесного фонда: в кварталах 1-6 СПК «Мулловский»; в части выделов 2, 5, 14, 16-19, 25, 30-32, 38, 41 квартала 55; выделов 47, 51,10 квартала 62; выделов 21, 22, 1, 24 квартала 67; выделов 1, 18, 28-31, 34 квартала 71 Мулловского участкового лесничества Мелекесского  лесничества Ульяновской области.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном образовании «Мулловское городское поселение» Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                 Н.В.Зуева