Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание разрешения на строительство
Документ от 15.03.2019, опубликован на сайте 27.03.2019 под номером 79711, 2-я гражданская, об оспаривании действий, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Фролов В.В.                                                               Дело № 33а-736/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               15 марта 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по представлению прокурора Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 ноября 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административных исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о признании незаконным градостроительного плана, а также действий по выдаче разрешения на строительство отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Колгановой Е.А., подержавшей доводы апелляционного представления, пояснения представителей администрации г.Ульяновска Бошковой Т.В., Кошурова Д.С.,  представителей ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест» Перфильева В.А. и  Кучембаева А.Н., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании незаконным градостроительного плана, а также действий по выдаче разрешения на строительство.

В обоснование требований указал, что проведенной проверкой в деятельности администрации города Ульяновска выявлены  грубые нарушения требований градостроительного законодательства при выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство многоквартирного дома.

Установлено, что обществу  с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Воробьевы Горы Инвест» (ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест») на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4422 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***. Планируя использовать данный земельный участок в целях строительства, ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест» 07.06.2018 обратилось в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома. К указанному заявлению ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест» были приложены правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка от 10.07.2014 №RU733304000-576, технические условия на подключение объекта к инженерным коммуникациям, проектная документация объекта, положительное заключение негосударственной экспертизы, выполненное ООО «НормативЭксперт».

При этом прокурорской проверкой установлено, что сведения, содержащиеся в градостроительном плане земельного участка от 10.07.2014 №RU733304000-576, не соответствуют действительности. Так, в разделе 2.2.4 градостроительного плана земельного участка указано, что в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83, указанный земельный участок расположен на территории общественных центров с сопутствующей жилой застройкой. Вместе с тем согласно представленной администрацией г.Ульяновска выкопировки из Генерального плана города земельный участок с кадастровым номером *** частично расположен на территории зеленых насаждений общего пользования и на транспортно-инженерном объекте.

Согласно Правилам землепользования и застройки г.Ульяновска земельный участок также расположен на транспортно-инженерном объекте.

Неверное указание в градостроительном плане территории, на которой расположен земельный участок, послужило основанием для выдачи 08.06.2018 застройщику разрешения на строительство №73-73-430-2018 11-21-этажного, 2-секционного, 126-квартирного жилого дома, противоречащего положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, который отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары. Таким образом, действия администрации г.Ульяновска по выдаче разрешения на строительство от 08.06.2018 №73-73-430-2018 являются незаконными.

Неправомерные действия администрации города Ульяновска нарушают права неопределенного круга лиц на обеспечение публичных интересов, свободный доступ граждан к местам и зонам общего пользования, в том числе зеленым зонам, природным объектам, предназначенным для удовлетворения общих интересов населения.

В связи с этим прокурор просил признать незаконным градостроительный план земельного участка от 10.07.2014 №RU733304000-576; действия администрации г. Ульяновска по выдаче разрешения на строительство от 08.06.2018 №73-73-430-2018 и отменить указанное разрешение на строительство.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района города Ульяновска не соглашается с решением суда. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В возражениях на апелляционное представление прокурора администрация города Ульяновска и ООО «СЗ» «Воробьевы Горы Инвест» просят оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а представление прокурора - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что в связи с обращениями гражданина Петрова Ю.А., а также ряда жителей улиц Воробьева, Робеспьера, пер. Яковлева в г.Ульяновске в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по поручению прокуратуры Ульяновской области прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска была проведена проверка законности строительства на *** в г.Ульяновске. В рамках проведенной проверки было установлено, что на основании поступившего в администрацию города Ульяновска заявления ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест» о выдаче разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***, а также на основании представленных застройщиком документов 08.06.2018  администрацией города Ульяновска было выдано заявителю разрешение на строительство №73-73-430-2018 многофункционального объекта.

В соответствии с п.2 ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ,  если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Вышеуказанное сообщение с требованиями о проведении проверки было направлено в адрес административного истца 24.09.2018. По результатам проведенной проверки 09.10.2018 последовало обращение в суд с настоящим административным иском. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о соблюдении 3х-месячного срока для обращения в суд.  

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест» по договору купли-продажи от 13.09.2017 приобрело у ООО «ДСК» земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: ***, площадь участка  4422 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоквартирные жилые дома более 4-х этажей. 

Как следует  из материалов дела, формирование указанного земельного участка производилось путем выкупа у физических лиц частных домовладений с земельными участками с последующим сносом частных домовладений и формированием единого земельного участка.

Из материалов дела также следует, что 05.05.2015 ООО *** было выдано  разрешение на строительство № RU 73304000-221 на спорном земельном участке 7-8 этажного, 110-квартирного жилого дома.  При этом ООО *** к строительству дома не приступило, продав земельный участок ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест».

Среди документов,  необходимых для выдачи разрешения на строительство, ООО «ДСК» представляло в администрацию г.Ульяновска  градостроительный план земельного участка №RU733304000-576 от 10.07.2014, в котором было указано на то, что в соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска земельный участок расположен на территории общественных центров с сопутствующей жилой застройкой. Согласно Правилам землепользования и застройки г.Ульяновска участок расположен в зоне Ц3 - зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, для которой одним из основных видов разрешенного использования указано – многоквартирные жилые дома  более 4-х этажей.

В связи с переходом права собственности на указанный земельный участок к ООО «СЗ» «Воробьевы Горы Инвест», 06.03.2018 ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест» было выдано разрешение на строительство № 73-73-155-2018.  При этом параметры разрешенного строительства в указанном разрешении были такие же, как и в разрешении на строительство от 05.05.2015, выданном ООО ***  

08.06.2018 ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест» было получено разрешение на строительство  № 73-73-430-2018, согласно которому разрешалось строительство  2-секционного дома с количеством этажей 11-21 на 126 квартир. На момент выдачи указанного разрешения для территориальной зоны Ц3 были установлены ограничения по максимальному количество надземных этажей многоэтажной жилой застройки (высотной застройки) – 12.

Из проектной документации следует, что проектируемый жилой дом состоит из двух разноэтажных отдельностоящих секций с общим подземным этажом, в котором располагаются помещения технического назначения и автостоянка. 1-я секция – количество этажей – 11, 2-ая секция: количество этажей – 21.

Фактически строительство на земельном участке по *** в г.Ульяновске, со слов директора ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест»           Перфильева В.А.,   началось в апреле 2018 года.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным градостроительного плана земельного участка, а также разрешения на строительство, суд первой инстанции указал на то, что в соответствии с выкопировкой из Генерального плана города Ульяновска в отношении данного земельного участка на момент выдачи градостроительного плана, а также на момент выдачи разрешения на строительство спорный земельный участок расположен на территории общественных центров с сопутствующей жилой застройкой. При этом по границе указанного земельного участка со стороны ул. *** располагаются территории зеленых насаждений общего пользования. Сведения, содержащиеся в  градостроительном  плане, соответствуют функциональной зоне, установленной для этого участка Генеральным планом города Ульяновска. Доводы стороны административного истца о наложении возводимого объекта на территории зеленых насаждений в общем пользовании не нашли своего подтверждения.

Довод прокурора о расположении земельного участка  с кадастровым номером *** на транспортно-инженерном объекте, суд первой инстанции посчитал не соответствующим фактическим обстоятельствам дела, поскольку на выкопировках из Генерального Плана г.Ульяновска и из Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск»  не отображены границы земельного участка, равно как не показано его точное местоположение. Границы функциональных зон не определены в соответствии требованиями действующего законодательства, не поставлены на государственный кадастровый учет. Границы территориальных зон, отображенных в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», также не закоординированы и не поставлены на государственный кадастровый учет.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.

На момент выдачи градостроительного плана земельного участка порядок его выдачи регламентировался положениями ст. 44 ГрК РФ.

Согласно ч. 3 указанной статьи в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).

В соответствии с частям 1,2 ст. 57.3 ГрК РФ, действующей с 01.01.2017, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, градостроительный план земельного участка должен отражать сведения, содержащиеся в документах территориального планирования и градостроительного зонирования в отношении территории, на которой расположен данный земельный участок.

Как было указано выше, в градостроительном плане в разделе 2.2.4 указано на то, что Генеральным планом г.Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории общественных центров с сопутствующей жилой застройкой.

В разделе 2.1 градостроительного плана указано, что согласно Правилам землепользования и застройки г.Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, участок расположен в зоне Ц3 - зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, для которой одним из основных видов разрешенного использования указано – многоквартирные жилые дома  более 4-х этажей.

Вместе с тем из представленной Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска выкопировке из Генерального плана г.Ульяновска следует, что спорный земельный участок расположен не только в зоне общественных центров с сопутствующей жилой застройкой, но и в зоне зеленых насаждений общего пользования, а также на планируемом к размещению транспортно-инженерном объекте – автодороге. При этом судебная коллегия отмечает, что суд  первой инстанции в своем решении неверно определил место расположения зоны зеленых насаждений - со стороны ул. *** В данном случае по Генеральному плану зона зеленых насаждений проходит не со стороны ул. *** а вдоль планируемой автомобильной дороги.

Выкопировка из Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.Ульяновска также подтверждает, что по спорному земельному участку  проходит планируемая автомобильная дорога.  Участок расположен в зоне Ц3 - зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения. О расположении спорного земельного участка в зоне Р2 - зона зеленых насаждений общего пользования в выкопировке из  Карты градостроительного зонирования не указано, что свидетельствует о несоответствии Правил землепользования и застройки г.Ульяновска Генеральному плану г.Ульяновска.  Вместе с тем из системного толкования норм части 3 ст. 9, частей 9 и 10 ст. 311, пункта 2 части 1 ст. 34 ГрК РФ следует принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориально планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Таким образом, изложенные в градостроительном плане сведения не соответствуют действительности. 

В соответствии с пунктами 2 и 3 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

Таким образом, строительство в зоне зеленых насаждений и на земельном участке, предназначенном для размещения линейного объекта, недопустимо.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Согласно ст. 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.

Учитывая, что принадлежащий ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест» земельный участок частично расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования, кроме того, по территории указанного земельного участка запланировано  размещение линейного объекта - автомобильной дороги, выданное ООО «СЗ «Воробьевы  горы Инвест» разрешение на строительство от 08.06.20108 является незаконным и подлежит отмене.

Довод представителей ООО «СЗ  «Воробьевы Горы Инвест» об отсутствии достоверных доказательств прохождения автомобильной дороги именно по спорному земельному участку опровергаются  фрагментом чертежа планировки территории, где отражен факт прохождения автодороги по земельному участку, а также отображенными в градостроительном плане земельного участка планируемыми красными линиями.

Довод администрации г.Ульяновска со ссылкой на свое постановление от 26.07.2012 №3322 о том, что планируемые красные линии не подлежат применению (п.2.5, 3.5, 4.5, 6.4, 7.4, 8.2, 9.2 данного постановления), а также ответ  Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска по вопросу планирования дороги, проходящей через улицы Крымова, Воробьева, Робеспьера, о том, что в бюджете города Ульяновска утвержденном решением Ульяновской городской Думы от 29.11.2017 №130 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2018 год и на плановый период 2019 – 2020 годы» финансирование на проектирование и строительство вышеуказанных дорог не предусмотрено, а также на то, что по маршруту предполагаемого проекта дороги содержатся объекты капитального строительства, в том числе жилые многоквартирные дома, что осложняет возможность реализации инженерно-транспортного объекта, во внимание приняты быть не могут.

Отсутствие необходимости в строительстве  автомобильной дороги в районе расположения спорного земельного участка может быть подтверждено только путем внесения соответствующих изменений в Генеральный план города Ульяновска в установленном законом порядке. 

Ссылка на положения ч. 12.6 ст. 45 ГрК РФ, согласно которой проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не состоятельна. 

В соответствии с ч. 15 ст. 26 Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой положения частей 12.4 - 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении проектов планировки территории, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В данном случае проект планировки центральной части г.Ульяновска утвержден Постановлением Главы г.Ульяновска № 5845 от 23.07.2009.

Также не может быть принята во внимание ссылка на ч. 12 ст. 9 ГрК РФ, согласно которой утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Генеральный план г.Ульяновска был утвержден решением Ульяновской Городской Думы  от 27 июня 2007 года № 83.

ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест» стало собственником земельного участка с кадастровым номером  *** по адресу: ***, на основании договора купли-продажи от  13.09.2017.

Как было указано выше, формирование указанного земельного участка производилось путем выкупа у физических лиц частных домовладений с земельными участками с разрешенным видом использования – под существующим жилым домом, с последующим сносом частных домовладений и формированием единого земельного участка.

На момент приобретения указанного земельного участка он был свободен от каких-либо  строений. Согласно Генеральному плану г.Ульяновска данный участок находится в зоне размещения планируемого линейного объекта.   Таким образом, границы функциональных зон были утверждены до приобретения обществом земельного участка.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом неверно были применены положения действующего  законодательства, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований прокурора Ленинского района г.Ульяновска в полном объеме.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 ноября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административный иск прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Ульяновска удовлетворить.

Признать незаконным градостроительный план земельного участка с кадастровым номером *** от 10.07.2014 № RU 73304000-576.

Признать незаконными действия администрации г.Ульяновска по выдаче ООО «СЗ «Воробьевы Горы Инвест» разрешения на строительство от 08.06.2018 № 73-73-430-2018.

Отменить разрешение на строительство  от 08.06.2018 № 73-73-430-2018.

 

Председательствующий

 

Судьи: