Дело № 3а-147/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2019
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в
составе:
судьи Зуевой Н.В., при
секретаре Дубровиной Л.О.,
с участием прокурора Хуртина С.А.,
рассмотрев в открытом
судебном заседании дело по административному исковому заявлению Федерального
агентства лесного хозяйства о признании не действующим в части решения Совета
депутатов муниципального образования «Павловское городское поселение» от 16
февраля 2010 года № 26 «Об утверждении Генерального плана муниципального
образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской
области»,
У С Т А Н О В И Л:
решением Совета депутатов муниципального образования
«Павловский район» от 16 февраля 2010 года № 26 утвержден Генеральный план
муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района
Ульяновской области.
Данное решение 24 февраля 2010 года
опубликовано в печатном издании «Павловские вести» № 2а (15).
Федеральное агентство лесного хозяйства
обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением о
признании не действующим со дня принятия решения Совета депутатов
муниципального образования «Павловский район» от 16 февраля 2010 года № 26 «Об
утверждении Генерального плана муниципального образования Павловское городское
поселение Павловского района Ульяновской области» в части включения в границы
поселка городского типа Павловка участков, расположенных на землях лесного
фонда: в части выделов 14, 15 квартала 17; в части выделов 1, 4, 6, 9, 27
квартала 20; в части выделов 2-4, 6, 8, 12, 13, 17, 26, 27, 29, 30, 31 квартала
22; в части выделов 1-3, 7, 20 квартала 23; в части выделов 9, 24, 35 квартала
25 Павловского участкового лесничества Павловского лесничества Ульяновской
области.
В обоснование своих требований
административный истец сослался на то, что оспариваемым нормативным правовым
актом установлены границы муниципального образования Павловское городское поселение
Павловского района Ульяновской области. Согласно Генеральному плану в границы
поселка городского типа Павловка включены перечисленные лесные участки.
Установление или изменение границ населенных
пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов
является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из
других категорий в земли населенных пунктов, следовательно, по мнению
административного истца, названные лесные участки отнесены к категории земель
населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного
фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением
установленного законом порядка, поскольку проект Генерального плана
муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района
Ульяновской области не был согласован с Федеральным агентством лесного
хозяйства.
В судебном заседании представитель
административного истца Якунина Е.А.
административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем доводам, дав
аналогичные пояснения.
Представитель Совета депутатов муниципального
образования «Павловский район» и администрации муниципального образования
«Павловский район» Курашова Л.М. административный иск
не признала, пояснив, что Генеральный план муниципального образования
Павловское городское поселение утвержден в части графического изображения.
Работы по координатному описанию местоположения границ населенных пунктов
муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района
Ульяновской области и территориальных зон муниципального образования с
занесением сведений в ЕГРН не осуществлялись, регистрация права собственности
на объекты недвижимости, расположенные в р.п. Павловка, осуществлялась
в границах населенных пунктов в соответствии с границами публичной кадастровой
карты. В настоящее время ведутся работы по установлению границ населенных
пунктов поселения, территориальных зон муниципального образования и внесения
сведений в ЕГРН, из бюджета Ульяновской области на указанные работы выделены
денежные средства. В указанных в административном иске выделах Павловского
участкового лесничества расположены земельные участки с жилой застройкой и
видами разрешенного использования «под личное подсобное хозяйство». В ходе
рассмотрении дела дополнила, что согласования с Федеральным агентством лесного
хозяйства на момент утверждения Генерального плана не требовалось. Проект
генерального плана согласовывался с Министерством лесного хозяйства,
природопользования и экологии Ульяновской области, однако документы по
согласованию не сохранились. Не согласна с результатами выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов
лесоустройства на границы муниципального образования Павловское городское
поселение, определенные основным чертежом Генерального плана, в части выдела 14
квартала 23, так как там расположен овраг и со слов сотрудников Павловского
участкового лесничества этот выдел не относится к землям лесного фонда.
Представитель администрации муниципального
образования «Павловский район» Сулейманов Э.Н. административный иск не признал,
поддержал доводы представителя Курашовой Л.М.
Представитель Министерства природы и
цикличной экономики Ульяновской области Анисимова Л.И. в судебном заседании
поддержала административные исковые требования.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая
палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
в письменном отзыве просит рассмотреть дело в свое отсутствие, решение оставил
на усмотрение суда.
Представитель Управления Федеральной службы
государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в
судебное заседание не явился, письменных возражений в суд не направил.
Выслушав представителей административного
истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав
материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное
исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на
его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам,
имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской
Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного
значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в
соответствии с Конституцией Российской Федерации
устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические
принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет
государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального
закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского
поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в
числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области
градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов
территориального планирования поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6
октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного
самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны
противоречить Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным
нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям
(уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской
Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит
представительный орган муниципального образования, которым в муниципальном
образовании «Павловский район» Ульяновской области в соответствии с его
Уставом, принятым решением Совета депутатов муниципального образования
«Павловский район» от 5 марта 2007 года № 250, является Совет депутатов
муниципального образования «Павловский район», к полномочиям которого в
соответствии с подпунктом 7 пункта 15 статьи 23 Устава относится, в том числе,
утверждение генеральных планов поселения.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт
принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему
вышеупомянутыми правовыми актами полномочий.
Обращаясь к доводам административного истца о
не соблюдении порядка принятия данного нормативного правового акта, суд
приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84
Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или
изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных
пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования,
является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении
или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и
законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности,
осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и
земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм
собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ,
федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую
является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к
категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона
от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О
переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение
земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных
участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных
пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо
переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других
категорий в земли населенных пунктов.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом
генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных
пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав
поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект
подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном
этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК
РФ).
Как следует из частей 7 и 8 статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана с
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется в
трехмесячный срок со дня поступления в этот орган уведомления об обеспечении
доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в
информационной системе территориального планирования. В случае непоступления в установленный срок главе муниципального
образования заключений на проект генерального плана от уполномоченного
федерального органа исполнительной власти данный проект считается согласованным
с таким органом.
Пунктами 1, 2, подпунктом «а» пункта 5
Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов
Российской Федерации и проектов документов территориального планирования
муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178 (далее - Положение о
согласовании), действовавшего в период подготовки и утверждения Генерального
плана муниципального образования Павловское городское поселение Павловского
района Ульяновской области в редакции от 16 января 2010 года, предусматривалась
организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного
самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК
РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство
регионального развития Российской Федерации (пункт 1 положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года № 40).
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12
Положения о согласовании, Минрегион России был
наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на
проект документа территориального планирования на основании заключений
уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минрегион
России хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об
отказе в согласовании проекта документа территориального планирования
Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких
органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то
подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа
территориального планирования.
Получение заключения об отказе в согласовании
проекта, содержащего положения о несогласии с проектом генерального плана с
обоснованием принятого решения, является основанием для создания согласительной
комиссии, в ходе работы которой принимается решение о согласовании проекта
генерального плана в том случае, если высказанные замечания устранены либо
сняты в связи с их отзывом уполномоченным отраслевым органом или спорные положения
исключены из проекта документа территориального планирования. В противном
случае согласительная комиссия отказывает в согласовании проекта документа
территориального планирования, что является основанием для отклонения и
направления на доработку такого проекта (части 9-12 статьи 25 ГрК РФ, пункты 16-23 Положения о согласовании).
Положением о Федеральном агентстве лесного
хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16
июня 2004 года № 283, действовавшим в
период подготовки оспариваемого акта, предусмотрено, что федеральным органом,
уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в
области лесных отношений, являлся Рослесхоз.
Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части
1, части 12 статьи 25 ГрК РФ, пунктов 4, 20 и 23
Положения о согласовании, а также с учетом правовой позиции Конституционного
Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 года №
238-О-О об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом
проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы
поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка
принятия указанного документа территориального планирования.
Таким образом, спорные лесные участки,
находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы
муниципального образования Павловское городское поселение Павловского района
Ульяновской области при согласовании с федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным
агентством лесного хозяйства.
При таких обстоятельствах в отсутствие
необходимой согласительной процедуры проект Генерального плана муниципального
образования Павловское городское поселение Павловского района Ульяновской
области представляться на утверждение Совета депутатов муниципального
образования «Павловский район» и утверждаться им не мог.
За Российской Федерацией 22 января 2004 года
зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда общей площадью 21
333 га, расположенный в Ульяновской области, Павловский лесхоз.
По результатам выполненного федеральным
государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг»
картографического совмещения материалов лесоустройства с границей поселка
городского типа Павловка установлено включение земель лесного фонда,
расположенных на землях Павловского участкового лесничества Павловского
лесничества Ульяновской области, в границы данного населенного пункта. Это
обстоятельство в целом не оспаривается и административным ответчиком и
подтверждается показаниями сотрудника названного учреждения ***, допрошенного в
качестве свидетеля.
В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность
доказывания таких обстоятельств, как соблюдение полномочий на принятие
оспариваемого нормативного правового акта, соблюдения его формы и вида,
процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения
нормативных правовых актов в действие и соответствие оспариваемого нормативного
правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный
правовой акт.
Доказательств согласования проекта с
Рослесхозом - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на
осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному
правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, не представлено, поэтому суд
приходит к выводу о том, что установленный законом порядок согласования проекта
Генерального плана муниципального образования Павловское городское поселение
Павловского района Ульяновской области не соблюден.
Не могут быть приняты во внимание доводы
представителя административного ответчика и заинтересованного лица о том, что
проект Генерального плана согласовывался с Министерством лесного хозяйства,
природопользования и экологии Ульяновской области и не должен был
согласовываться с Федеральном агентством лесного хозяйства, поскольку в силу
действовавшего на момент подготовки оспариваемого акта законодательства, проект
Генерального плана муниципального образования «Павловское городское поселение»
Павловского района Ульяновской области, которым установлены границы населенного
пункта - поселка городского типа Павловка, предусматривающий включение лесных
участков земель лесного фонда в границы этого поселения, мог быть утвержден
Советом депутатов муниципального образования «Павловский район» только при
соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного
хозяйства.
Довод представителя административного
ответчика и заинтересованного лица о несогласии с результатами выполненного
ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения
материалов лесоустройства на границы муниципального образования Павловское
городское поселение, определенные основным чертежом Генерального плана, в части
выдела 14 квартала 23, никакими доказательствами не подтвержден и опровергается
материалами дела и показаниями опрошенного в судебном заседании свидетеля ***,
согласно которым еще в 2016 году при описании местоположения границ лесничеств
Ульяновской области границы Павловского лесничества согласовывались с
Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской
области. При этом работы по наложению материалов лесоустройства на границы
муниципального образования Павловское городское поселение выполнялись, в том
числе, и с учетом проведенных работ по установлению границ Павловского
участкового лесничества Павловского лесничества Ульяновской области в 2016
году.
Ссылка представителя административного
ответчика и заинтересованного лица на наличие в выделах жилой застройки, также
не может являться основанием для отказа в удовлетворении административных
исковых требований, поскольку вопросы об установлении границ конкретных
земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенных
пунктов, уточнения их местоположения на местности не являются обстоятельствами,
подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании генерального
плана поселения. Указанные вопросы являются предметом согласования проекта
генерального плана с уполномоченным на то органом и подлежат урегулированию в
ходе работы согласительной комиссии, которая создается в порядке, установленном
приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении
Порядка согласования проектов документов территориального планирования
муниципальных образований, составу и порядку работы согласительной комиссии при
согласовании проектов документов территориального планирования».
Кроме того, в целях защиты прав граждан и
организаций, в отношении которых оспариваемый нормативный правовой акт
применялся, и на его основании были реализованы их права, суд признает
оспариваемый правовой акт недействующим со дня вступления решения суда в
законную силу.
В силу части 6 статьи 208 КАС РФ
административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим
может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного
правового акта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по
результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного
правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных
требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт
полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному
правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью
или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Руководствуясь статьями
175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое
заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со
дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов
муниципального образования «Павловское городское поселение» от 16 февраля 2010
года № 26 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования
«Павловское городское поселение» Павловского района Ульяновской области» в
части включения в границы поселка городского типа Павловка участков,
расположенных на землях лесного фонда: в части выделов 14, 15 квартала 17; в
части выделов 1, 4, 6, 9, 27 квартала 20; в части выделов 2-4, 6, 8, 12, 13,
17, 26, 27, 29, 30, 31 квартала 22; в части выделов 1-3, 7, 20 квартала 23, в
части выделов 9, 24, 35 квартала 25 Павловского участкового лесничества
Павловского лесничества Ульяновской области.
Сообщение о принятии
настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его
вступления в законную силу в периодическом печатном издании, распространяемом в
муниципальном образовании «Павловское городское поселение» Ульяновской области.
Решение может быть
обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня
принятия решения в окончательной форме.
Судья
Н.В.Зуева