Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание Генерального плана и Правил землепользований и застройки
Документ от 23.09.2019, опубликован на сайте 30.09.2019 под номером 83516, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-234/2019

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

23 сентября 2019 года                                                                         г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Кезиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области о признании не действующими в части приказов Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 2 апреля 2018 г. № 4-од «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области», № 5-од «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» Ульяновской области»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Решением Совета депутатов муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области от 18 октября 2010 г. № 16/88 утвержден Генеральный план муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение».

Приказом Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 2 апреля 2018 г. № 4-од (далее – приказ № 4-од) в Генеральный план муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» внесены изменения, в том числе, в новой редакции изложена карта функциональных зон с. Новая Малыкла       МО «Новомалыклинское сельское поселение».

Приказом Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 2 апреля 2018 г. № 5-од (далее – приказ № 5-од) в новой редакции утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области.

Прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области, действуя в интересах муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» Новомалыклинского района и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказов Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от                  2 апреля 2018 г. № 4-од и № 5-од.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что приказом № 4-од изменена функциональная зона земельного участка, прилегающего к участку № 55А по ул. ***, с коттеджной и усадебной застройки на зону общественных центров. Приказом № 5-од изменена территориальная зона того же участка с зоны усадебных и блокированных жилых домов на зону делового, общественного и коммерческого назначения.

Приказы № 4-од и № 5-од приняты Агентством архитектуры и градостроительства Ульяновской области на основании представленных администрацией муниципального образования сведений, согласно которым земельный участок, граничащий с участком по ул. ***, 55А, отнесен к зоне коммерческого использования и передан в аренду индивидуальному предпринимателю *** для размещения нестационарного торгового объекта. Между тем, данные сведения являлись недостоверными, поскольку участок в соответствии с картой градостроительного зонирования относился к  зоне Ж1 – зоне усадебных и блокированных домов, а торговый киоск по решению суда от 11 июля 2017 г. был демонтирован в сентябре 2017 г., поскольку расстояние от киоска до дома, расположенного на участку по ул. ***, 55А составляло менее 15 метров.

Приказы № 4-од и № 5-од изданы с нарушением процедуры, установленной статьями 24, 28, 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в нарушение требований СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений».

Прокурор просил признать недействующими приказы Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 2 апреля 2018 г. № 4-од и № 5-од в части изменения функциональной и территориальной зон в отношении земельного участка, прилегающего к участку № 55А по ул. ***.

В судебном заседании представитель административного истца Сергунин А.Е. заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенному в административном иске. Дополнительно пояснил, что в связи с изменением функциональных и территориальных зон и отнесением  спорного участка, граничащего с участком     № 55 по ул. *** и имеющего кадастровый номер ***, к зоне общественного назначения, его использование в соответствии с установленными зонами будет невозможно, поскольку размещение на нем каких-либо торговых объектов приведет к нарушению требований                    СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений». Кроме того, прокурор усматривает нарушение процедуры принятия оспариваемых актов, выразившееся в фактическом не проведении публичных слушаний, поскольку 11 апреля 2017 г. при проведении публичных слушаний на повестке дня обсуждался вопрос об участке под торговым киоском по    ул. ***, 55Б, а такого участка не существует. Вопрос об изменении функциональной и территориальной зоны участка с кадастровым номером ***, граничащего с участком № 55 по ул. *** на обсуждение не ставился.

Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Кормилицына С.Н. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемые решения были приняты Агентством архитектуры и градостроительства Ульяновской области в соответствии с полномочиями, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации, с соблюдением установленных законом процедур принятия, включая проведение публичных слушаний, и опубликования. Считает, что нарушений прав, свобод и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц принятием оспариваемых актов не допущено.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области Лазарев В.В. в судебном заседании считал заявленные требования не подлежащими удовлетворению, пояснив, что процедура принятия оспариваемых приказов была соблюдена. Земельный участок с кадастровым номером *** является муниципальной собственностью, изначально был поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования «для предпринимательской деятельности», до внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки фактически находился в зоне жилой застройки, что не соответствовало его виду разрешенного использования. Поэтому было принято решение об устранении технической ошибки в градостроительной документации и отнесении участка к зоне деловых и общественных интересов. Изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки коснулись не только этого участка. Считает, что интересы муниципального образования не нарушены.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее –
ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить   ГрК РФ.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г.            № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение генеральных планов городского поселения.

Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г.                № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2, 5 части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области от 18 декабря 2014 г. № 210-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» утверждение генеральных планов поселений и городских округов Ульяновской области, а также утверждение внесения изменений в генеральные планы поселений и городских округов Ульяновской области, утверждение правил землепользования и застройки и внесенных в них изменений в отношении Мелекесского, Новомалыклинского, Старомайнского, Ульяновского, Цильнинского и Чердаклинского районов Ульяновской области отнесено к полномочиям исполнительного органа государственной власти Ульяновской области.

Таким органом на момент принятия оспариваемых приказов являлось Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области, осуществлявшее свои полномочия на основании Положения об Агентстве, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 г. № 1/18-П.

С 1 января 2019 г. Агентство преобразовано в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с пунктом 37 Положения об Агентстве архитектуры и градостроительства Ульяновской области к полномочиям Агентства относилось утверждение генеральных планов поселений и городских округов Ульяновской области, утверждение внесение изменений в генеральные планы поселений и городских округов Ульяновской области, утверждение правил землепользования и застройки и внесенных в них изменений.

Тексты приказов № 4-од и № 5-од опубликованы 11 апреля 2018 г. в печатном издании – «Вестник района» № 2.1, который в соответствии с Уставом муниципального образования является официальным источником опубликования нормативных правовых актов, а также размещены на официальном сайте администрации муниципального образования «Новомалыклинский район» в сети «Интернет».

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 г. № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемые         приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспариваются.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определён статьёй 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьёй 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учётом предложений заинтересованных лиц.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35
ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее – Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учётом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ, часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети «Интернет» (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1 - 3 статьи 32 ГрК РФ).

Из материалов дела следует, что Главой администрации                                      МО «Новомалыклинский район» 30 декабря 2016 г. принято постановление № 713 «О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение», текст которого опубликован в газете «Вестник района» № 17 (163) от 30 декабря 2016 г., а также размещен на официальном сайте администрации в сети «Интернет».

Из заключения комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области от 12 января 2017 г. следует, что в схеме Генерального плана необходимо исправить техническую ошибку и обозначить участок под торговым киоском по ул. ***, 55Б как зону общественных интересов (пункт 9).

13 января 2017 г. Главой МО «Новомалыклинский район» принято постановление № 1/1 «О проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение», текст которого опубликован в газете «Вестник района» № 1 (164) от 13 января 2017 г., а также размещен на официальном сайте администрации в сети «Интернет».

11 апреля 2017 г. в соответствии с постановлением от 13 января 2017 г. № 1/1 состоялись публичные слушания по вопросам внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, что подтверждено протоколами публичных слушаний и заключениями о результатах проведения публичных слушаний.

Заключения о результатах проведения публичных слушаний опубликованы в газете «Вестник района» № 7 (170) от 12 апреля 2017 г.

21 сентября 2017 г. документация по подготовке изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки направлена для утверждения в Агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области.

Таким образом, судом установлено, что при принятии изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки были соблюдены требования градостроительного законодательства к процедуре подготовки и утверждения изменений в генерального плана и правил землепользования и застройки, в том числе порядку проведения публичных слушаний.

Довод административного истца о нарушении оспариваемыми приказами  требований СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений» подлежит отклонению, поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено нахождение каких-либо объектов на земельном участке с кадастровым номером ***, а нахождение участка в функциональной и территориальной зонах после внесения изменений в оспариваемые акты СНиП 2.07.01-89 не противоречит.

Вид разрешенного использования земельного участка – для предпринимательской деятельности согласуется с его расположением в функциональной зоне общественных центров и отнесением его к территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения.

Довод административного истца о нарушении процедуры публичных слушаний в связи с указанием в протоколе адреса участка под торговым киоском как                   ул. ***, 55Б, суд находит несостоятельным. Ошибка при составлении протокола в указании адреса участка не является существенным нарушением, влекущим признание результатов публичных слушаний незаконными. Как следует из протокола публичных слушаний от 11 апреля 2017 г., состоявшихся в ***, 30, в них приняли участие 250 человек, вместе с тем, никаких вопросов, свидетельствующих о неясности и непонимании, о каком участке идет речь, задано не было. Таким образом, оснований полагать, что процедура проведения публичных слушаний была нарушена, у суда не имеется.

Кроме того, административным истцом не представлено убедительных доказательств, подтверждающих нарушение интересов, как муниципального образования, так и прав и законных интересов неопределенного круга лиц, принятием оспариваемых нормативных правовых актов. Судом таких нарушений в ходе рассмотрения дела также не установлено. Представитель муниципального образования, принимавший участие в судебном заседании, возражая против удовлетворения административного иска, подтвердил отсутствие нарушения прав муниципального образования при внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки.

Согласно части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Основываясь на положениях федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормы Генерального плана и Правил землепользования и застройки приняты в пределах полномочий Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области, не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц, не нарушают, поэтому в удовлетворении требований прокурора следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

 

Р Е Ш И Л:

 

в удовлетворении административного искового заявления прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области о признании не действующими в части приказов Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 2 апреля 2018 г. № 4-од «О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» Новомалыклинского района Ульяновской области», № 5-од «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение» Ульяновской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина