Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание действий пенсионного органа
Документ от 06.10.2020, опубликован на сайте 14.10.2020 под номером 90283, 2-я гражданская, о понуждении к регистрации заявления о переходе из НПФ в ПФ РФ, внесению изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Евдокимова И.В.                                                                       Дело № 33-3383/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     6 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1390/2020 по апелляционной жалобе Шаренковой Ольги Валерьевны и ее представителя - Михайлова Бориса Владимировича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 июля 2020 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении уточненных исковых требований  Шаренковой Ольги Валерьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации  в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) о понуждении к принятию  заявления о переходе из негосударственного пенсионного фонда «САФМАР» в Пенсионный фонд Российской Федерации по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 декабря 2018 года № 502п, понуждении к внесению изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному   пенсионному страхованию,  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шаренкова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде, пенсионный орган) о возложении обязанности принять заявление о переходе из негосударственного пенсионного фонда «САФМАР» в Пенсионный фонд Российской Федерации, внести изменения в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. В обоснование иска указала, что 10 марта 2020 года через ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде она подала заявление по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 3 декабря 2018 года №502п,  о переходе в 2021 году из негосударственного пенсионного фонда – АО НПФ «САФМАР» в Пенсионный фонд Российской Федерации по истечении пятилетнего срока страхования. Письмом от 9 апреля 2020 года ответчик известил ее о том, что ее заявление о смене страховщика не может быть рассмотрено Пенсионным фондом Российской Федерации. Такими своими действиями пенсионный орган не выполнил  свои обязанности, отказал в предоставлении государственной услуги, предусмотренной федеральным законодательством, нарушил сроки предоставления услуги. Считала,  что действия ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде  создали угрозу неполучения ею в полном объеме пенсионных накоплений с учетом результатов инвестирования, отраженных на ее индивидуальном  лицевом счете накопительной пенсии  в соответствии  со ст. 36.2-1 Федерального закона от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Просила обязать ГУ-УПФ РФ в г.Димитровграде принять ее заявление о переходе из негосударственного пенсионного фонда «САФМАР» в Пенсионный фонд Российской Федерации по форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 декабря 2018 года № 502п, и внести изменения в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество негосударственный пенсионный фонд  «САФМАР» (далее - АО НПФ «САФМАР») и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шаренкова О.В. и ее представитель Михайлов Б.В. считают решение суда незаконным и подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование жалобы указывают, что суд не принял во внимание доводы ответчика, изложенные в отзывах. Полагает, что поскольку ответчик своими действиями признал заявление истца от 10 марта 2020 года недействительным и принял по нему решение, то заявленный спор фактически был исчерпан. Настаивает на том, что 10 марта 2020 года истцу не была оказана государственная услуга. Суд не учел, что спор возник именно на стадии подачи истцом заявления в пенсионный орган, его регистрации и выдачи квитанции о регистрации заявления. Последующие действия ответчика, совершенные 10 июля 2020 года, послужили основанием для нового иска. Суд не принял во внимание, что пенсионный орган 4 февраля 2020 года самостоятельно изготовил и заполнил заявление о досрочной смене страховщика, на текущий момент оно не рассмотрено ответчиком и решение по нему не принято. По мнению автора жалобы, заявление о досрочной смене страховщика от 4 февраля 2020 года в настоящее время является недействительным. Суд оставил без внимания и оценки факт подачи истцом 11 марта 2020 года заявления об отзыве бланка заявления от 4 февраля 2020 года о смене страховщика, по которому решение пенсионный орган еще не принимал. Суд не исследовал обстоятельства, в силу которых сотрудники ответчика отказались представить истцу действительный бланк заявления о смене страховщика по утвержденной форме. Просит учесть, что в материалах дела имеется представленный истцом и заверенный ответчиком образец заявления о смене страховщика, который истцу 10 марта 2020 предлагалось оформить и подписать. Данный бланк является устаревшим. Бланк уведомления об отказе от смены страховщика в рассматриваемом споре является неприемлемым. Обращает внимание, что суд не выяснил позицию АО НПФ «САФМАР» по данному спору и не проверил правильность определения ответчиком пятилетнего инвестиционного срока, который, по мнению пенсионного органа, истекает в 2020 году. Настаивает на том, что ответчиком оказана государственная услуга ненадлежащего качества и с нарушением срока. Считает, что ответчик ограничился желанием получить уведомление об отказе истца от смены страховщика против его (истца) волеизъявления.

В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Димитровграде Ульяновской области (межрайонное), просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 4 февраля 2020 года Шаренкова О.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде с заявлением застрахованного лица о досрочном переходе из негосударственного пенсионного фонда (АО «НПФ «САФМАР») в Пенсионный фонд Российской Федерации.

10 марта 2020 года Шаренкова О.В. подала ответчику заявление застрахованного лица о переходе из негосударственного пенсионного фонда (АО «НПФ «САФМАР») в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в данном заявлении не были заполнены такие обязательные поля, как: «наименование управляющей компании», «наименование выбранного инвестиционного портфеля».

11 марта 2020 года Шаренкова О.В. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Димитровграде с заявлением, где в свободной форме изложила просьбу об отзыве заявления о смене страховщика (о досрочном переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации) от 4 февраля 2020 года.

Письмом от 9 апреля 2020 года № 4316 ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде со ссылкой на нормы действующего законодательства уведомило Шаренкову О.В. о том, что заявление от 10 марта 2020 года подано ею без оформления отказа от предыдущего заявления, то есть без представления уведомления об отказе от смены страховщика, о порядке и необходимости подачи которого она была предупреждена специалистами пенсионного органа. В данном письме Шаренковой О.В. также было указано, что заявление о переходе из негосударственного пенсионного фонда (АО НПФ «САФМАР») в Пенсионный фонд Российской Федерации от 10 марта 2020 года не может быть рассмотрено по причине непредставления уведомления об отказе от смены страховщика.

Полагая действия ответчика незаконными, Шаренкова О.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и оценки собранных по делу доказательств, норм закона, подлежащих применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований.

Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью установлены Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Федеральный закон № 75-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 36.8 Федерального закона № 75-ФЗ предусмотрено, что застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход в Пенсионный фонд Российской Федерации не чаще одного раза в год путем подачи заявления в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей.

В заявлении о переходе (заявлении о досрочном переходе) в Пенсионный фонд Российской Федерации застрахованное лицо указывает:

выбранный им инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и имеющей договор (договоры) доверительного управления средствами пенсионных накоплений с Пенсионным фондом Российской Федерации, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;

выбранный им вариант осуществления своего пенсионного обеспечения, а именно направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса либо отказ от финансирования накопительной пенсии и направление указанного размера процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии;

контактную информацию для связи с ним.

В соответствии с п. 2 ст. 36.8 Федерального закона № 75-ФЗ Формы заявления застрахованного лица о переходе и заявления застрахованного лица о досрочном переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации и инструкции по заполнению форм указанных заявлений утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 36.8 Федерального закона № 75-ФЗ заявление застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) в Пенсионный фонд Российской Федерации подается застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего года. Застрахованное лицо может подать указанное заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 1 ст. 36.8-2 Федерального закона № 75-ФЗ установлено, что застрахованное лицо в случае подачи заявления застрахованного лица о переходе (заявления застрахованного лица о досрочном переходе) в фонд, из фонда в фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации может воспользоваться правом на отказ от смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию путем подачи уведомления об отказе от смены страховщика в порядке, установленном данной статьей.

Форма уведомления об отказе от смены страховщика и инструкция по ее заполнению утверждаются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2).

Уведомление об отказе от смены страховщика подается застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря года, предшествующего году, в котором должно быть удовлетворено заявление застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) в фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанное уведомление подается в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3).

В случае подачи застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации уведомления об отказе от смены страховщика указанное в таком уведомлении заявление застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) не подлежит рассмотрению Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4).

Пунктом 1 ст. 36.10 Федерального закона № 75-ФЗ предусмотрено, что заявление застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежит рассмотрению Пенсионным фондом Российской Федерации в срок до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок, исчисляющийся начиная с года подачи застрахованным лицом заявления о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заявление застрахованного лица о досрочном переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации подлежит рассмотрению Пенсионным фондом Российской Федерации в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о досрочном переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации в случае удовлетворения заявления застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц в срок, установленный абзацем первым данного пункта.

Пенсионный фонд Российской Федерации в случае удовлетворения заявления застрахованного лица о досрочном переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц в срок, установленный абзацем вторым данного пункта.

Согласно п. 3 ст. 36.10 Федерального закона № 75-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации отказывает в удовлетворении заявления застрахованного лица о переходе (заявления застрахованного лица о досрочном переходе) в Пенсионный фонд Российской Федерации и во внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц в случае, если в том числе: поданное застрахованным лицом заявление оформлено с нарушением установленной формы;

застрахованным лицом подано заявление с нарушением порядка подачи заявления, установленного пунктом 3 статьи 36.8 данного Федерального закона;

поданное застрахованным лицом заявление о переходе в Пенсионный фонд Российской Федерации не содержит указания на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании);

при повторной подаче заявления застрахованным лицом ранее не подано уведомление об отказе от смены страховщика.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17 декабря 2018 года № 524п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему, рассмотрению заявлений (уведомлений) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и принятию решений по ним» (далее – Административный регламент).

Как указано в п. 1 Административного регламента он определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур при предоставлении ПФР и территориальными органами ПФР государственной услуги.

Согласно п. 11 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги в зависимости от поданного заявления (уведомления) является: при подаче заявления застрахованного лица о переходе, заявления застрахованного лица о досрочном переходе - принятие решения об удовлетворении заявления с внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц либо принятие решения об отказе в удовлетворении заявления (пп. 1); при подаче уведомления об отказе от смены - принятие решения об удовлетворении уведомления и признании не подлежащим рассмотрению указанного в таком уведомлении заявления застрахованного лица о переходе (заявление застрахованного лица о досрочном переходе) (пп. 7).

В соответствии с п. 12 Административного регламента срок предоставления государственной услуги исчисляется с даты регистрации заявления (уведомления) ПФР (территориальным органом ПФР).

Заявление застрахованного лица о переходе, заявление застрахованного лица о досрочном переходе подаются застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего года.

Заявление об отзыве заявления об отказе подается застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря года подачи заявления об отказе.

Уведомление о замене подается застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря года, предшествующего году удовлетворения заявления, указанного в уведомлении о замене.

Уведомление об отказе от смены подается застрахованным лицом в Пенсионный фонд Российской Федерации не позднее 31 декабря года, предшествующего году удовлетворения заявления, указанного в уведомлении об отказе.

Согласно п. 13 Административного регламента заявление застрахованного лица о переходе рассматривается Пенсионным фондом России с принятием решения об удовлетворении заявления (с внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию) или об отказе в удовлетворении заявления либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи застрахованным лицом заявления о переходе.

Заявление застрахованного лица о досрочном переходе рассматривается Пенсионным фондом России с принятием решения об удовлетворении заявления (с внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию) или об отказе в удовлетворении либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о досрочном переходе.

Заявление об отзыве заявления об отказе рассматривается Пенсионным фондом России с принятием решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления об отзыве заявления об отказе либо оставлении его без рассмотрения в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления об отзыве заявления об отказе.

Согласно п. 16 Административного регламента формы заявления о переходе, заявления о досрочном переходе, уведомления о замене, уведомления об отказе утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 декабря 2018 года № 502п.

Подпунктом «в» пункта 22 Административного регламента предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации отказывает в предоставлении государственной услуги в случае, если заявление застрахованного лица о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации (о досрочном переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации): оформлено с нарушением установленной формы, установленной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 декабря 2018 года № 502п; подано с нарушением порядка подачи заявления, установленного пунктами 3 и 3.1 статьи 36.8 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ; не содержит указания на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании); при повторной подаче заявления застрахованным лицом ранее не подано уведомление об отказе от смены страховщика.

Руководствуясь приведенными выше нормами закона, а также установив, что после подачи первого заявления от 4 февраля 2020 года Шаренкова О.В. не подавала в ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде уведомление об отказе от смены страховщика по форме, установленной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 3 декабря 2018 года № 502п, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения иска.

Заявление свободной формы, поданное Шаренковой О.В. ответчику 11 марта 2020 года, не свидетельствует о надлежащем обращении истца с уведомлением об отказе от смены страховщика.

При таких обстоятельствах оснований утверждать о том, что истцу пенсионным органом была оказана государственная услуга ненадлежащего качества, на чем настаивает сторона истца в апелляционной жалобе, не имеется.

Суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении уточненных исковых требований о возложении на пенсионный орган обязанности принять заявление о переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации по утвержденной  форме, поскольку с таким заявлением истец к ответчику на момент рассмотрения настоящего спора судом первой инстанции, не обращалась.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Димитровградского городского суда Ульяновской области от 7 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаренковой Ольги Валерьевны и ее представителя Михайлова Бориса Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи