Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 22.12.2020, опубликован на сайте 30.12.2020 под номером 91824, 2-я гражданская, о признании права на назначение страховой пенсии по старости., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гришин П.С.                                                                Дело № 33-4571/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               22 декабря 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-221/2020 по апелляционной жалобе представителя Ивановой Оксаны Викторовны – Новгородцева Никиты Вячеславовича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2020 года, по которому постановлено:

Исковые требования Ивановой Оксаны Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонному) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонного) от 14.10.2019 года № *** об отказе в назначении пенсии незаконным, об обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) назначить Ивановой Оксане Викторовне страховую пенсию по старости начиная с 02.08.2019 года, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Ивановой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Иванова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонному) о признании отказа в назначении страховой пенсии по старости незаконным, об обязании назначить страховую пенсию по старости с 02.08.2019 года.

В обоснование исковых требований указала, что она приобрела право на назначение страховой пенсии по старости. В 2019 году в отделение Пенсионного фонда по месту жительства ею подано заявление о назначении страховой пенсии по старости. Однако, в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. При решении о назначении страховой пенсии по старости пенсионным фондом не были учтены все периоды осуществления трудовой деятельности, подтверждаемые трудовой книжкой. Считает данное решение незаконным и необоснованным, нарушающим её права. В её трудовой книжке содержатся сведения о фамилии, имени и отчестве, дате рождения, времени (число, месяц, год) поступления и увольнения с работы, выполняемой работе (должность, название организации) в спорные периоды, основаниях увольнения, сведениях о номере и дате приказов. Записи, касающиеся спорных периодов, заверены подписью должностного лица организации и печатью.

Просила суд признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии от 14.10.2019 № ***; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чердаклинском районе Ульяновской области назначить ей страховую пенсию по старости с 02.08.2019.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Ивановой О.В. - Новгородцев Н.В. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, доводы аналогичные доводам, указанным в исковом заявлении. Считает, что судом были неправильно применены нормы права, в связи с этим неправомерно было отказано в удовлетворении иска. Настаивает на том, что Иванова О.В. приобрела право на назначение страховой пенсии по старости.

В возражениях на жалобу ГУ - УПФ РФ Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что 02.08.2019 Иванова О.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - УПФ РФ в Чердаклинском районе Ульяновской области (межрайонное) от 12.12.2019 № *** в назначении пенсии Ивановой О.В. отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.

При этом в специальный педагогический стаж не были включены, в том числе спорные периоды:

с 10.03.1995 по 17.03.1996, с 24.03.1996 по 01.09.1996 - период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период работы в должности учителя начальных классов в *** Б*** *** ш***!%;

с 01.09.2000 по 31.12.2000 - в должности педагога дополнительного образования в *** *** Ч*** Ц*** д*** о***!%;

с 01.01.2001 по 29.01.2004, с 01.07.2004 по 25.08.2009 - в должности педагога дополнительного образования в *** *** Ч*** Ц*** д*** о***;!%

с 10.11.2003 по 22.11.2003 - учитель начальных классов в *** Б*** с*** ш***кола!%;

с 01.09.2009 по 17.10.2012 - в должности музыкального работника в *** Б*** д*** с***!% на 0,25 и 0,5 ставки;

с 21.10.2013 по 31.08.2014, с 26.08.2008 по 26.08.2009 - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;

с 31.05.2016 по 01.08.2019 - в должности музыкального руководителя д*** г***пы!% Б*** с*** ш***колы!%.

На момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истицы составил 9 лет 08 месяцев 12 дней.

Не согласившись с данным отказом, Иванова О.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения указанных требований, не установлено.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 указанного Федерального закона.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

Частью 1.1. ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к данному Федеральному закону.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

Подпунктом «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) (п. 4 Правил).

Согласно п. 5 Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Вопреки доводам жалобы истицы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 частью 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, правомерно не включены периоды отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 10.03.1995 по 17.03.1996 и с 24.03.1996 по 01.09.1996 в период работы в должности учителя начальных классов в *** «Б*** ш***».

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Учитывая, что отпуска по уходу за ребенком предоставлены истице после вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», которым не предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, судебная коллегия считает верным вывод суда о том, что вышеуказанные периоды не подлежат включению в специальный стаж работы истицы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.

Исходя из представленных документов, период работы истицы с 01.09.2000 по 31.12.2000 в должности педагога дополнительного образования в *** *** Ч*** Ц*** д*** о***% также правомерно исключен из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы № 781 периоды работы в должности педагога дополнительного образования засчитываются в специальный стаж при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада).

Иванова О.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» 02.11.1999.

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета за вышеуказанный период сведения представлены работодателем с указанием нагрузки менее 1 ставки (0,5 ставки).

Таким образом, истицей не выработана норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, поскольку Иванова О.В. работала в *** *** «Ч*** *** д*** о***!%» на 0,5 ставки.

Доводы истицы о том, что в этот период она работала также учителем музыки на 0,5 ставки в *** «С***-Б*** с*** ш***!%» и музыкальным руководителем на 0,25 ставки в ***!% «Б*** д*** с***ад!%» документально не подтверждены. Справка-подтверждение *** «Б*** *** ш!%***», подписанная директором А*** Е.А., не содержит даты ее выдачи и номера документа, в ней отсутствуют сведения о приказах о приеме и увольнении истицы, подтверждающие период работы в указанных должностях, сведения о тарификации в указанные периоды.

Требования истицы о включении в стаж педагогической деятельности периодов работы с 01.01.2001 по 29.01.2004, с 01.07.2004 по 25.08.2009 в должности педагога дополнительного образования в *** *** «Ч*** Ц*** д*** о***бразования!%» также разрешены судом правильно.

В силу п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

У истицы отсутствует стаж работы на 1 января 2001 года в должностях в учреждениях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Стаж педагогической деятельности по состоянию на 01.01.2001 составляет 4 года 8 месяцев 12 дней.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным документам, при правильном толковании закона, суд обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы Ивановой О.В. в качестве педагога дополнительного образования в *** *** Ч*** Ц*** д*** о***я!% с 01.01.2001 по 29.01.2004 и с 01.07.2004 по 25.08.2009 не подлежат включению в педагогический стаж.

В соответствии со ст. 14 п. 2 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно сведениям, поданным работодателем, не подтверждается, что за указанный период истицей выполнена норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы.

Судебная коллегия соглашается также с выводом суда об отсутствии оснований для включения в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода работы истицы с 10.11.2003 по 22.11.2003 учителем начальных классов в *** «Б*** с*** ш***%», поскольку данный спорный период на лицевом счете застрахованного лица не отражен, согласно акту документальной проверки № 3 карточек-справок по заработной плате С***-Б*** с*** о*** ш***ы!% за 2003 год на Иванову О.В. на хранении не имеется. Иных доказательств, подтверждающих факт работы истицы в указанный период суду не представлено.

Вопреки доводам жалобы также не имеется оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы Ивановой О.В. с 01.09.2009 по 17.10.2012 в должности музыкального работника в *** Б*** д*** с***ад!% и с 31.05.2016 по 01.08.2019 в должности музыкального руководителя дошкольной группы Б*** с*** ш***колы!% на 0,25 и 0,5 ставки, поскольку по сведениям из индивидуального лицевого счета Ивановой О.В. за вышеуказанные периоды не выполнена норма рабочего времени.

Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с выводом суда о невыполнении истицей нормы рабочего времени в спорный период, основаны на неверном толковании закона, а потому не ставят под сомнение правильность принятого решения.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Правилами определен исчерпывающий перечень периодов, кроме непосредственной работы, подлежащих включению в специальный трудовой стаж. Периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы в их числе не предусмотрены.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истицы о включении в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 21.10.2013 по 31.08.2014 и с 26.08.2008 по 26.08.2009. Доказательств обратного истицей не представлено.

Ссылка истицы о возможности подтверждения свидетельскими показаниями периодов работы в должностях и учреждениях, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, не влияет на законность принятого судом решения, поскольку в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Поскольку на дату обращения Ивановой О.В. в пенсионный орган продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ составляет 9 лет 09 месяцев 12 дней, вывод суда об отсутствии оснований для назначения ей досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей является правильным.

Доводы, приведенные Ивановой О.В. в апелляционной жалобе и в суде апелляционной инстанции, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Ивановой Оксаны Викторовны – Новгородцева Никиты Вячеславовича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи: