Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании социальной выплаты
Документ от 22.12.2020, опубликован на сайте 30.12.2020 под номером 91827, 2-я гражданская, о признании незаконным отказ в выдаче социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                                  Дело № 33-4843/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               22 декабря 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3116/2020 по апелляционной жалобе Арзамаскиной Татьяны Алексеевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 сентября 2020 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 5 ноября 2020 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Арзамаскиной Татьяны Алексеевны к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа в представлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на предоставление которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, возложении обязанности предоставить социальную выплату - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Арзамаскиной Т.А., ее представителя Ананичевой Л.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Гнусаревой М.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Арзамаскина Т.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа в представлении социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату. В обоснование иска указала, что она в 1995 году будучи беременной и с грудным ребенком на руках в связи с военными действиями выехала из Республики Таджикистан в РФ. В 1995 году она получила статус беженки, в 1999 году статус беженки был изменен на статус вынужденного переселенца, ей выдано соответствующее удостоверение. С 1995 года по 2000 год она проживала на территории МО «Павловский район» Ульяновской области, с 2000 года по 2004 год - в Краснодарском крае, в 2004 году она вернулась в Ульяновскую область. Администрацией МО «Павловский район» она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как она не была обеспечена жильем. С 24.01.2020 она включена в Сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2020 год, с составом семьи 3 человека (она и 2 ее дочери).

Уведомлением от 14.04.2020 № ***. ответчик отказал ей в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку согласно п.7(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № ***, не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания в целях настоящих Правил считаются граждане, указанные в п.п. «ж» пункта 5 настоящих Правил, при наличии одновременно оснований, установленных п.п. 1 – 7 п. 5 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах». Согласно п.п. 1 п. 5 ст. 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации. При этом ответчиком установлено, что она зарегистрирована в жилом доме по адресу: У*** о***, П*** р***, с. С*** П***, у***.Р***, ***, принадлежащим ее матери, и является членом семьи. Однако, она с членами своей семьи (дочерьми) не проживают в доме своей матери.

Просила суд признать ее и ее дочерей нуждающимися с 24.01.2005 в получении жилья в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; признать незаконным отказ Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 14.04.2020 ***; обязать Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области предоставить ей социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на предоставление которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, на состав семьи из 3 человек.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Арзамаскина Т.А не соглашается с решением суда, считает его незаконным, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Отмечает, что материалами дела подтверждается ее регистрация по месту жительства, а именно У*** о***, П*** р***, с. С*** П***. Считает, что имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд счел установленными, являются не доказанными, а именно суд не истребовал и не исследовал сводные списки вынужденных переселенцев из Федеральной миграционной службы и сводные списки стоящих на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. При этом ходатайство об истребовании сводного списка было судом проигнорировано и не рассмотрено надлежащим образом. Также добавляет, что в решении суд не конкретизирует норму закона, не приводит в обоснование нормативный акт, что является прямым нарушением ГПК РФ. Выводы суда, изложенные в решении по мнению автора жалобы, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а именно доводы изложенные в абз.7 стр. 5 явно указывают на то, что суд выходит за рамки заявленных требований, рассматривает указанные доводы в качестве ее доводов, которые ею не заявлялись. Вместе с тем суд отказал в удовлетворении ходатайства о вынесении частного определения в отношении администрации МО «Павловский район», тем самым судом укрывается явное нарушение администрацией МО «Павловский район» инструкции по хранению учетных дел. Просит учесть, что в суде ответчик не привел ни одной нормы закона, которая подтверждала, что она является членом семьи Арзамаскиной Н.П., а напротив, подтвердил, что ей положена выдача государственного жилищного сертификата. Настаивает на том, что допущенные судом нарушения согласно ст. 330 ГПК РФ являются основанием для изменения или отмены оспариваемого решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.02.1999 Арзамаскина Т.А. приобрела статус вынужденного переселенца. Срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до 05.02.2021.

24.01.2005 Арзамаскина Т.А. и ее дочери А*** Н.А. и А*** А.А. зарегистрированы по адресу: Ульяновская область, П*** р***, с. С*** П***, ул.Р***, ***.

24.01.2005 Арзамаскина Т.А. поставлена на учет граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и включена в сводный список граждан – участников данной подпрограммы на 2020 год.

11.03.2020 истица обратилась в администрацию МО «Павловский район» с заявлением о выдаче ей государственного жилищного сертификата в рамках мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на состав семьи 3 человека, указав в качестве членов семьи А*** Н.А. и А*** А.А.

Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области отказало ей в выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку она зарегистрирована в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее матери, истице направлено уведомление от 14.04.2020 № ***.

Не согласившись с указанным отказом, Арзамаскина Т.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истицы, суд первой инстанции, установив, что Арзамаскина ТА. зарегистрирована и проживает в домовладении, принадлежащем ее матери А*** Н.П., не усмотрел оснований для удовлетворения требования истицы о предоставлении ей социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья, право на предоставление которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом на состав семьи из 3 человек.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, исходя из следующего.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 6 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец имеет право самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

Так, по смыслу данной нормы государственная поддержка в обеспечении жильем вынужденных переселенцев для постоянного проживания оказывается тем лицам, которые не могут самостоятельно определить свое место жительства либо нуждаются в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» супруг (супруга), дети и родители вынужденного переселенца, проживающие с вынужденным переселенцем, являются членами его семьи независимо от того, ведут они с ним общее хозяйство или нет, тогда как другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие с вынужденным переселенцем, признаются членами его семьи только в случае, если они ведут с ним общее хозяйство.

С принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 467-ФЗ статья 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» дополнена пунктом 5, устанавливающим основания, при одновременном наличии которых срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Федерального закона от 30.12.2015 № 467-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», введение данной нормы было направлено на устранение пробела в законодательстве о вынужденных переселенцах в части конкретизации обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу обустроиться на новом месте жительства, которые являются основанием для принятия решения о продлении ему срока действия статуса вынужденного переселенца.

При этом, наличие у члена семьи вынужденного переселенца в собственности пригодного для проживания жилого помещения на территории Российской Федерации следует расценивать как состоявшееся обустройство его на новом месте жительства на территории Российской Федерации, что объективно не согласуется с продолжением действия статуса вынужденного переселенца для целей получения льгот и гарантий, установленных Законом РФ «О вынужденных переселенцах».

Более того, ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, определяющая граждан, относящихся к членам семьи собственника жилого помещения, направлена на соблюдение баланса их интересов и подлежит рассмотрению в системной связи с иными законоположениями, регламентирующими жилищные гарантии, призвана обеспечить предоставление этих гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам.

С учетом того, что матери истицы принадлежит на праве собственности домовладение, в котором истица с ее дочерьми зарегистрированы, у уполномоченного органа имелись правовые основания для отказа в выдаче жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Доводы апелляционной жалобы Арзамаскиной Т.А. повторяют позицию, изложенную ею в исковом заявлении и в суде первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом, а потому не могут являться основанием для отмены решения суда.

Доказательств, опровергающих выводы суда, в нарушение статьи 56 ГПК РФ автором жалобы не представлено.

Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, по материалам дела и доводам апелляционной жалобы не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 4 сентября 2020 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 5 ноября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Арзамаскиной Татьяны Алексеевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи