Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание нормативного правового акта
Документ от 11.11.2021, опубликован на сайте 22.11.2021 под номером 96529, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-199/2021

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 ноября 2021 года                                                              город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бородиной Елены Олеговны о признании незаконным и отмене Постановления Главного государственного санитарного врача по Ульяновской области № 542 от 12 октября 2021 г. «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям»

 

УСТАНОВИЛ:

 

12 октября 2021 г. Главным государственным санитарным врачом по Ульяновской области издано Постановление № 542 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям».

Пунктом 1 указанного Постановления определены категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). К ним относятся: работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в следующих сферах: образования; здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания; обслуживания (торговли, клиентских подразделений кредитно-финансовых организаций, общественного питания, транспорта общего пользования, такси, курьерской деятельности, в организациях, оказывающих услуги связи, в том числе почтовой, страховые услуги, гостиничные услуги (в том числе хостелы, гостевые дома), услуги по предоставлению мест для временного проживания, туристические услуги, бытовые услуги, в том числе услуги парикмахерских, прачечных, химчисток, ателье, салонов красоты, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-клубов, бассейнов, аквапарков); многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, библиотек, выставочных залов; оказания юридических и нотариальных услуг; досуга (развлекательных, в том числе детских игровых комнат, детских развлекательных центров, зрелищных мероприятий, в том числе игровых мероприятий, мастер-классов); жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (п. 1.1); государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам органов власти и подведомственных им организаций (п. 1.2).

Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что требование об обязательной вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с действующими нормативно-методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Ульяновской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления, предписано в срок до 15.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.12.2021 - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников;  усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок; обеспечить содействие медицинским организациям в проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в п. 1 настоящего постановления (п.3).

В пунктах 4 и 5 Постановления приведен перечень организационных мероприятий, которые следует провести Правительству Ульяновской области, должностным лицам Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в целях проведения обязательной вакцинации граждан.

Бородина Е.О. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.

В обоснование заявленных требований указала на то, что данный нормативный правовой акт нарушает её право на труд, на свободу места выбора, где она может трудиться и находиться.

Она лишена права выбора вакцины ввиду разрешения на вакцинацию лишь вакцинами российского производства, что нарушает положения Закона РФ от 17 декабря 1999 г. № 2300-1     «О защите прав потребителей», а также антимонопольное законодательство, запрещающее использовать доминирующее положение на рынке (пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Вакцинация является медицинским вмешательством, на что требуется информированное добровольное согласие (ч. 1 ст.30 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). 

Кроме того, гражданину предоставлено право на отказ от профилактической прививки (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об имуннопрофилактике инфекционных болезней»).

Полагает, что поскольку вакцины не прошли все испытания, их внедрение является экспериментом, который запрещен нормами международного права.

Также ссылается на то, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушаются её права как пациента, предусмотренные Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», на добровольное участие в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения, а также ч. 2 ст. 21 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее также Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области).

Бородина Е.О. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела.

Главный государственный санитарный врач по Ульяновской области Дубовицкая Е.Н. в судебное заседание также не явилась. Представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель главного санитарного врача по Ульяновской области и Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Кроткова Г.Н. в судебном заседании заявленный административный иск не признала, указав, что оспариваемое постановление принято уполномоченным лицом, соответствует требованиям законодательства.

Заслушав пояснения представителя ответчиков, заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, исследовав  материалы дела, суд приходит к следующему.  

Частью 1 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право оспаривания нормативного правового акта лицами, в отношении которых применен этот акт, а также лицами, являющимися субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Оспариваемое истцом Постановление Главного государственного санитарного врача по Ульяновской области является нормативным правовым актом, поскольку его действие направлено на широкий круг лиц, категории которых определены в пунктах 1 и 2 Постановления, правовой акт в действующей редакции рассчитан на неоднократное применение.

Оценив оспариваемый нормативный правовой акт по критериям, указанным в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания его недействующим.

На основании статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2021) и пункта 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2013 года № 476, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Постановления, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации относятся к кругу лиц, полномочных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемический надзор.

Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09 июля 2012 г. № 703 утверждено «Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области», которым Управление уполномочено при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (п. 8.34.3).

Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Руководителем Федеральной службы.

Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Ульяновской области (пункты 10, 11).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30 января 2020 г. на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (ММПС) 2005 г. в связи со вспышкой нового коронавируса в 2019 г. в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей.

Указом Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 г. № 19 (ред. от 10.11.2021) «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.11.2021) на территории Ульяновской области введен режим повышенной готовности.

Постановление издано Главным государственным санитарным врачом по Ульяновской области на основании анализа эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Ульяновской области. Ситуация расценена главным государственным санитарным врачом по Ульяновской области как неблагополучная.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Оспариваемое истцом Постановление размещено на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области http://73.rospotrebnadzor.ru/. Письмами от 13 октября 2021 г. исх. № 73-00-05/24-14248-2021 и исх. № 73-00-05/24-14249-2021 данное постановление направлено Губернатору Ульяновской области и исполняющему обязанности Председателя Правительства Ульяновской области для организации активного информирования населения и направления в органы исполнительной власти Ульяновской области, главам городских округов и муниципальных районов Ульяновской области.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что постановление принято полномочным лицом с соблюдением порядка его принятия и опубликования.

По доводам истца о несоответствии постановления требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее- Федеральный закон № 157-ФЗ).

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 157-ФЗ).

В статье 1 указанного Федерального закона приведено понятие иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее - иммунопрофилактика). Это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок;

Указанным федеральным законом предусмотрены 2 вида прививок - профилактические прививки (введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням).  Указанные прививки проводятся в соответствии  с национальным календарем профилактических прививок (утвержден Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н (ред. от 03.02.2021) «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 № 32115).

Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

Согласно части  3 указанной статьи календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Главным санитарным врачом РФ 22 мая 2020 г. издано постановление № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19).  Коронавирусная инфекция (2019-nCoV)». Согласно указанному нормативному правому акту  новая коронавирусная инфекция COVID-19 является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации (СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» отнесен ко II группе патогенности.

Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции от 31 января 2020 г.).

Приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н (ред. от 03.02.2021) утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2014 № 32115)

В календарь прививок по эпидемиологическим показаниям включена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. Перечислены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.  К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более.

К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от COVID-19 внесена Минздравом РФ в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, то есть указанная вакцинация проводится гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.

Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (пункт 5 статьи 2 Федерального закона №323-ФЗ, статья 1 Федерального закона № 157-ФЗ), следовательно, ее можно провести только с согласия гражданина (пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 157-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.

Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 20 Федерального закона № 323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона № 157-ФЗ).

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона №157-ФЗ, таблица 1 «Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок» МУ 3.3.1.1095-02 "3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания», утвержденных Главным государственным санитарным врачом 9 января 2002 г.). Данное положение закреплено в п. 2 Постановления.

С учетом предусмотренной законом возможности получения отвода по медицинским показаниям, а также полного отказа от вакцинации в связи с принципом добровольности медицинского вмешательства, административным истцом Бородиной Е.О. не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым Постановлением её прав и охраняемых законом интересов, в том числе, свидетельствующих о наличии препятствий для отказа от вакцинации. Более того, истцом не представлено доказательств того, что она относится к категориям граждан, перечисленных в п. 1 Постановления, в отношении которых предусмотрена обязательная вакцинация.

Доводы истца о том, что Постановление Главного государственного санитарного врача по Ульяновской области противоречит положениям закона «О защите прав потребителей», положениям антимонопольного законодательства, являются несостоятельными, поскольку указанные нормативные правовые акты вопросы иммунопрофилактики инфекционных болезней не регламентируют.         

Проверка соответствия нормативных правовых актов на соответствие  Конституции Российской Федерации отнесена к полномочиям Конституционного суда РФ (ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Поскольку по настоящему делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав и законных интересов административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

в удовлетворении административного искового заявления Бородиной Елены Олеговны о признании незаконным и отмене Постановления Главного государственного санитарного врача по Ульяновской области № 542 от 12 октября 2021 г. «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                           Трифонова Т.П.