Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Фонд капитального ремонта
Документ от 21.12.2021, опубликован на сайте 27.12.2021 под номером 97302, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Анциферова Н.Л.                                               73RS0001-01-2021-006424-78              

Дело № 33-4962/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             21 декабря  2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Чурбановой Е.В., Федоровой  Л.Г.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3600/2021 по апелляционной жалобе Андреевой Людмилы Юрьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 августа 2021 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Андреевой Людмилы Юрьевны к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности открыть специальный счет и перечислить на него денежные средства, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителей  истицы Андреевой Л.Ю. – Напалкова А.В., Алексановой А.В., поддержавших  доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Андреева Л.Ю. обратилась в суд с иском к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности открыть специальный счет и перечислить на него денежные средства.

В обоснование иска указано, что Андреева Л.Ю. была избрана председателем совета дома на основании п. 6 протокола от ***02.2019 № 1 собрания собственников помещений МКД № ***.

В соответствии с п. 7 протокола председатель совета дома наделен полномочиями действовать от имени и в интересах собственников многоквартирного дома, а также на осуществление иных юридических и фактических действий, связанных с исполнением решений, принятых собственниками на общих собраниях.

Решением общего собрания собственников помещений МКД, оформленным протоколом от ***11.2019 № 3 принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (п. 3), об утверждении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт общего имущества в размере минимального взноса, утвержденного Правительством (п.4), об определении Фонда модернизации ЖКХ Ульяновской области владельцем специального банковского счета (п. 5), об определении кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет – Банк ВТБ (ПАО) (п. 6).

Письмом от 19.03.2020 данный протокол направлен в Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области.

В силу ч. 5 ст. 173 ЖК РФ данное решение вступило в силу с 20.03.2021, оно никем из собственников не оспорено и недействительным не признано.

Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области письмом от 29.04.2021 уведомило об оставлении решения собственников без рассмотрения в связи с нарушением сроков представления протокола (ч. 4 ст. 173 ЖК РФ). Однако сроки представления протокола носят организационный характер и влияют только на момент вступления решения в силу, при этом несоблюдение сроков направления не является предусмотренным законом основанием для неисполнения вступившего в силу решения собственников.

Андреева Л.Ю. просит признать незаконным бездействие Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области в неисполнении решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от ***11.2019 № 3, обязать открыть специальный счет в Банке ВТБ (ПАО), перечислить на него денежные средства, накопленные собственниками многоквартирного дома, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Андреева Л.Ю.  не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования.

В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального права. Факт несоблюдения срока предоставления протокола Андреевой Л.Ю. не оспаривается и верно установлен судом. При этом судом не сделана ссылка на норму права, на основании которой не соблюдение данного срока является основанием для непринятия Фондом протокола к исполнению, поскольку такая норма законом не предусмотрена. Законом не предусмотрено, что указанный пятидневный срок является пресекательным и при его несоблюдении собственники обязаны проводить новое собрание с повесткой, аналогичной   ранее принятому решению. Таким образом, отсутствует логическая и правовая связь между установленным судом фактом несоблюдения срока и законностью действий Фонда по непринятию протокола.

Согласно Уставу Фонда в обязанности и компетенцию Фонда не входит проверка представленных документов и выдача по ним каких-либо заключений в виде принятия к исполнению или не принятия документов. Целью деятельности Фонда является обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а не создание административных барьеров в реализации гражданами своих жилищных прав.

Кроме того, суд не обосновал, по какой причине данное исковое заявление было рассмотрено в порядке гражданского процессуального законодательства РФ.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что  решением  общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, от ***.02.2019  Андреева Л.Ю. избрана председателем совета дома с наделением полномочиями действовать от имени и в интересах собственников многоквартирного дома, а также на осуществление иных юридических и фактических действий, связанных с исполнением решений, принятых собственниками на общих собраниях.

Решением  общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, проведенного в форме очно-заочного голосования ***.11.2019, принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (п. 3, протокол № 3).

Владельцем специального банковского счета и лицом, уполномоченным на открытие специального банковского счета; на совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном банковском счете, в том числе подписания необходимых документов, касающихся заключения договора на открытие специального банковского счета и совершения расчетно-кассовых операций с денежными средствами, находящимися на специальном банковском счете определен Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области (п. 5 протокола № 3).

Определена кредитная организация, в которой будет открыт специальный банковский счет  - банк ВТБ (ПАО) (п. 6 протокола № 3).

Кроме того, собственниками было решено  2 экз. протокола и бланки голосования передать в ООО «СервисГрад» г. Димитровград, пр. *** 1 экз. - в Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области.

***03.2020 ООО «Зеленый район» направило в Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области копию протокола общего собрания собственников МКД по адресу: *** от ***.11.2019 № 3, для исполнения  решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. В приложении указаны копия протокола и копии бюллетеней.

20.03.2020 данное письмо поступило в Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

29.04.2021 Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области оставил без рассмотрения решение собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в связи с нарушением сроков представления протокола № 3 от ***.11.2019, протокол поступил региональному оператору 20.03.2020.

Не согласившись с данным  решением Фонда модернизации ЖКХ Ульяновской области, Андреева Л.Ю. оспорила его в судебном порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд, дав неверное толкование и неправильно применив  нормы материального права, пришел немотивированному выводу об отказе в удовлетворении   требований Андреевой Л.Ю.

В силу ст. 330 ГПК РФ указанные нарушения являются основанием к отмене решения суда.

В соответствии с частью 3 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 173 ЖК РФ, основанием для избрания способа формирования капитального ремонта является решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Частью 5 ст. 170 ЖК РФ предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

В противном случае орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной ч. 4 ст. 172 ЖК РФ, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ).

Согласно части 3 ст. 173 ЖК РФ, в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с ч. 4 ст. 170 ЖК РФ.

Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 173 ЖК РФ).

Частью 4 ст. 173 ЖК РФ предусмотрено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.

Одновременно часть 5 статьи 173 ЖК РФ  устанавливает, что решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с ч. 4 ст. 173 ЖК РФ, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в ч. 2 ст. 173 ЖК РФ. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий предоставления гражданам коммунально-бытовых услуг, в том числе и осуществление  капитального ремонта  мест общего пользования  многоквартирных жилых домов, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность предоставления указанных услуг при условии их оплаты.

В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной управляющей компанией, в том числе и несвоевременном направлении необходимых документов региональному оператору, при отсутствии со  стороны собственников жилых помещений  каких-либо виновных действий, приведших к отказу  в принятии к исполнению решения общего собрания собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта бремя неблагоприятных последствий, связанных с выявленной ошибкой, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей сложившейся ситуации. 

Как указывалось выше, решением  общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, проведенного в форме очно-заочного голосования ***.11.2019, принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.

Как следует из заявления  Андреевой Л.Ю. от 14.04.2021, поданного в Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области, Министерство  строительства, ЖКХ и транспорта  Ульяновской области  первоначально протокол данного собрания был передан в  Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области  25.11.2019 (л.д.7).

Представленная  в материалы дела копия  указанного протокола  имеет отметку о получении, датированную 25.11.2019 (л.д. 12).

Повторно  копия протокола от ***.11.2019 с приложением копий бюллетеней для голосования  была представлена в Фонд модернизации ЖКХ Ульяновской области    20.03.2020 (л.д.8). Доводы представителя ответчика о том, бюллетени для голосования с протоколом не представлялись несостоятельны.

Таким образом, решение общего собрания собственников  многоквартирного  дома *** о  прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете фактически в соответствии с ч. 5 ст. 173 ЖК РФ вступило в законную силу 20.03.2021. 

Однако ответчик никаких действий, направленных на исполнение данного решения, не предпринял.

Напротив, на обращение Андреевой Л.Ю.  от 15.04.2021 Фонд дал ответ, в котором указал на то, что  пятидневный срок представления протокола  был пропущен, а потому  решение собственников об изменении способа формирования  фонда капитального ремонта  оставлено без рассмотрения (л.д.20). Данный ответ дан  только 29.04.2021, т.е. по истечении срока, в течение которого решение собрания собственников вступает в законную силу.

Само по себе нарушение срока представления региональному оператору, либо владельцу специального счета решения общего собрания собственников МКД  об изменении способа формирования фонда капитального ремонта могло бы изначально  явиться основанием к отказу в принятии данного протокола

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что установленный законом пятидневный срок для направления протокола общего собрания с приложением бюллетеней для голосования  владельцу специального счета фактически носит организационный характер и влияет только на момент вступления решения общего собрания в силу. При этом, несоблюдение данного срока не является  законным основанием к  отказу  в исполнении  вступившего в силу решения собственников.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области от исполнения решения общего  собрания собственников  помещений многоквартирного жилого дома ***  от ***.11.2019 № 3 является незаконным.

В связи с этим на  Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области необходимо возложить обязанность исполнить решение общего  собрания собственников  помещений многоквартирного жилого дома ***  от ***.11.2019 № 3, открыв  специальный банковский счет  в Банке ВТБ (ПАО), перечислив на него  денежные средства, накопленные собственниками помещений многоквартирного дома  на капитальный ремонт.

Поскольку решение состоялось в пользу истца, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 августа 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования  Андреевой Людмилы Юрьевны  удовлетворить.

Признать незаконным отказ Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области от исполнения решения общего  собрания собственников  помещений многоквартирного жилого дома ***  от ***11.2019 № 3.

Обязать Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области исполнить решение общего  собрания собственников  помещений многоквартирного жилого дома ***  от ***11.2019 № 3, открыв  специальный банковский счет  в Банке ВТБ (ПАО), перечислив на него  денежные средства, накопленные собственниками помещений многоквартирного дома  на капитальный ремонт.

Взыскать с Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области в пользу Андреевой Людмилы Юрьевны судебные расходы по оплате  госпошлины в размере 300 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.12.2021