У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-000023-26
Судья Кузнецова О.В.
Дело №33а-4450/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
5 ноября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Кинчаровой О.Е.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 15 марта 2024 года, с учетом дополнительного решения суда от 5
июля 2024 года, определений того же суда об исправлении описок от 22 марта 2024
года и от 3 июня 2024 года по делу №2а-788/2024, которым постановлено:
административный иск
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить
частично.
Взыскать с Тимощук
Татьяны Михайловны, ИНН ***, дата рождения ***, место рождения – г.Ульяновск, в
пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области
задолженность по налогам и пени в сумме 757 894,25 руб., в том числе:
недоимку по НДФЛ за 2021 год в размере 78 532 руб., пени на недоимку по
НДФЛ за 2021 год за период с 16.07.2022 по 15.12.2022 в сумме 3124,26 руб.,
штраф по ст.119 НК РФ в размере 5889 руб., штраф по ст.122 НК РФ – в размере
3926,50 руб., пени по НДФЛ за период с 09.08.2016 по 01.09.2016 в сумме
39 448,48 руб., пени по НДФЛ за период с 01.01.2022 по 16.05.2023 в
сумме 627 243,54 руб., налог на землю за 2017 год в размере 583 руб.,
пени по налогу на землю в размере 4,87 руб., налог на имущество за 2019, 2021
г.г. в сумме 1191 руб., пени по налогу на имущество в сумме 30,48 руб., пени по
транспортному налогу в сумме 1041,98 руб.
В удовлетворении
административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области в остальной части отказать.
Взыскать с Тимощук
Татьяны Михайловны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере
10779 руб.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
УФНС России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Тимощук Т.М. о
взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование
требований административный истец указал, что административный ответчик состоит
на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области, являлась
индивидуальным предпринимателем с 19.06.2014 по 30.06.2016.
В 2021 году Тимощук
Н.М. получила по договору дарения от Тимощука И.В. 7/100 долей квартиры по
адресу: ***. Сумма полученного ею от дарения дохода составляет 604 090,87
руб., сумма налога к уплате составляет 78 532 руб. Срок предоставления
налоговой декларации по НДФЛ за 2021 год – 04.05.2022, до указанной даты
декларация не представлена. С учетом уменьшения сумма штрафа по п.1 ст.119 НК
РФ составляет 5889,9 руб., сумма штрафа по п.1 ст.122 НК РФ составляет 3926,6
руб. Возражения по акту №*** от *** не представлены.
Решением
Арбитражного суда Ульяновской области по делу №*** от *** с Тимощук Т.М.
взыскан налог в сумме 4 772 300 руб., задолженность частично
оплачена, решение в полном объеме до настоящего времени не исполнено, сумма
пени по НДФЛ составляет 2 358 938,65 руб.
Кроме того, Тимощук
Т.М. начислен налог на имущество за 2019 год в размере 1051 руб., за 2021 год –
в размере 140 руб. Налог на имущество за 2016, 2017 годы оплачен 14.05.2018 и
18.04.2019, в связи с чем налогоплательщику начислены пени по налогу на
имущество в сумме 30,48 руб. Кроме того, имеется недоимка по земельному налогу
за 2017 год в размере 583 руб., начислены пени по земельному налогу в
сумме 8,37 руб.
Недоимка по
транспортному налогу взыскивалась с Тимощук Т.М. по судебному приказу №*** от ***,
в связи с чем начислены пени по транспортному налогу в сумме 1041,98 руб.
Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации С учетом уточненных
требований УФНС России по Ульяновской области просило суд взыскать с Тимощук
Т.М. недоимку по НДФЛ за 2021 год в размере 78 532 руб., пени на недоимку
по НДФЛ за 2021 год за период с 16.07.2022 по 15.12.2022 в сумме
3124,26 руб., штраф по ст.119 НК РФ в размере 5889 руб., штраф по ст.122
НК РФ – в размере 3926,50 руб., пени по НДФЛ за период с 09.08.2016 по
01.09.2016 в сумме 39 448,48 руб., пени по НДФЛ за период с
03.07.2019 по 12.08.2023 в сумме 2 358 938,65 руб., налог на землю за
2017 год в размере 583 руб., пени по налогу на землю в размере 8,37 руб.,
налог на имущество за 2019, 2021 годы в сумме 1191 руб., пени по налогу на
имущество в сумме 30,48 руб., пени по транспортному налогу в сумме 1041,98 руб.
К участию в деле в
качестве заинтересованного лица привлечен Тимощук И.В.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе УФНС России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу
новое решение.
Указывает, что до
настоящего времени отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено.
Требование №*** об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов
выставлено по состоянию на 16.05.2023 со сроком исполнения 15.06.2023, что
соответствует срокам, указанным в ст.70 НК РФ. Отмечает, что налоговый орган
выставляет требование об уплате задолженности один раз, и данное требование
действительно до тех пор, пока не погасится общее отрицательное сальдо по ЕНС.
В соответствии со ст.75 НК РФ за просрочку платежа начисляются пени. Чтобы
исключить повторное взыскание и упорядочить период взыскания пени на
образовавшуюся задолженность по налогам, налоговый орган указывает период пени
на дату формирования заявления в суд общей юрисдикции – 16.08.2023. В личный
кабинет налогоплательщика направляются уведомления об актуальном отрицательном сальдо
ЕНС. В данном случае, уведомления направлены по состоянию на 04.05.2023,
09.11.2023.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной
жалобы, проверив правильность принятого по делу решения в порядке ст.308
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.286
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы
государственной власти, иные государственные органы, органы местного
самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом
функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.3 Налогового
кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан
самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления
денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не
предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в
соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные
средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного
срока (п.1 ст.45 НК РФ).
В силу ст. 11.3
Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и
подлежит учету на едином налоговом счете (далее - ЕНС), который ведется в
отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС,
осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).
Данная статья введена в
Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 14.07.2022
№263-ФЗ. Согласно пункту 1 указанной статьи единым налоговым платежом
признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком
сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в
бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства,
предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика,
плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также
денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора,
плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом.
Пунктами 4, 5 указанной
статьи предусмотрено, что единый налоговый счет ведется в отношении каждого
физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками,
плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми
агентами.
Совокупная обязанность
формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в
пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди
прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного
законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт
6).
В соответствии с подп.1 п.1
ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого
налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с
учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном
установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно п.2 ст.4
названного Федерального закона в целях п.1 ч.1 настоящей статьи в суммы неисполненных
обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине,
в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ,
иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам,
предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым
по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.
В силу п.10. ст.4
Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства,
поступившие после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам,
страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в
качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в
соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Положениями подп. 1 п.3
ст.44, подп.1 п.7 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено,
что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и
(или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по
уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком,
если иное не предусмотрено п.13 ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных
средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской
Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового
платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете
совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена
принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с
п. 8 ст. 45 НК РФ.
В связи с неуплатой в
установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 Налогового
кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению пени за
каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в
размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде:
недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % =
пени (руб.).
Пеня начисляется за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со
дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной
обязанности по уплате налогов.
В соответствии с п. 1
ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по
уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов,
пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого
налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым
органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
Согласно п. 3
ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе
обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в
течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000
руб.
Административное исковое
заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может
быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства
не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного
приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо
определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения
судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (п.4
ст.48 НК РФ).
Принимая по делу
решение о частичном удовлетворении требований УФНС России по Ульяновской
области, суд первой инстанции, установив, что налоговый орган обратился к
мировому судье за выдачей судебного приказа и суд с настоящим административным
иском в сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской
Федерации, пришел к выводу об обоснованности заявленных налоговым органом к
взысканию с Тимощук Т.М. спорных налогов и сборов.
При этом при
разрешении требования УФНС России по Ульяновской области о взыскании с
административного ответчика пени на недоимку по НДФЛ
(4 128 437 руб.) суд исходил при расчете пени из фактической суммы
недоимки по НДФЛ 3 843 796,71 руб., установленной определением
Арбитражного суда Ульяновской области от *** по делу *** в размере
3 843 796,71 руб. Данным определением определена непогашенная
задолженность Тимощук Т.М., и ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска
выдан дубликат исполнительного листа по делу *** (том 1 л.д. 145-148).
Суд не усмотрел
оснований для взыскания пени на указанную недоимку по НДФЛ с 23.08.2019,
поскольку в период до выставления требования от 16.05.2023 административным
истцом в адрес Тимощук Т.М. не выставлялись требования о взыскании пени по
НДФЛ, и, соответственно, в суд в установленном законом порядке налоговый орган
не обращался за взысканием недоимки по пени, несмотря на то, что размер пени
значительно превышал предел, установленный статьей 48 НК РФ для обращения
налогового органа в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании
задолженности.
Судебная коллегия
соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на верном применении
норм права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке
представленных в дело доказательств.
Расчет пени на
задолженность по НДФЛ (3 843 796,71) приведен судом в решении и
является верным.
Доводы в
апелляционной жалобе о том, что при отрицательном сальдо налоговым органом
налогоплательщику должнику не выставляются новые требования, не опровергает
правильность принятого судом решения. Вывод суда о необходимости ежегодной
сверки налоговым органом имеющейся у налогоплательщика задолженности для
правильности последующего расчета пени является обоснованным, не противоречит
положениям подп. 2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно
которым с заявлением о взыскании задолженности налоговый орган вправе
обратиться не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого
налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании
задолженности, и не препятствует при следующем обращении в суд за взысканием
недоимки по налогам и сборам произвести расчет пени за очередной период.
Принятое по делу
решение отвечает требованиям ст.176 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, является законным и обоснованным, судом в решении
подробно изложены обстоятельства возникновения у Тимощук Т.М. спорной задолженности
по налогам и сборам, приведены правовые нормы, регулирующие правоотношения
сторон, а также выводы, на основании которых судом принято решение о частичном
удовлетворении требований административного истца.
Судом по верно
установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно
оценены представленные доказательства, надлежаще применены нормы материального
и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и
отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 15 марта 2024 года, с учетом дополнительного
решения суда от 5 июля 2024 года, определений того же суда об исправлении
описок от 22 марта 2024 года и от 3 июня 2024 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 19.11.2024.