У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2023-005417-27
Судья Кузнецова О.В.
Дело № 33а-4813/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
5 ноября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Васильевой Е.В.,
при ведении
протокола помощником судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского
района г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4
июня 2024 года, с учетом определения от 28 июня 2024 года об исправлении
описки, по делу № 2а-2237/2024, которым постановлено:
в удовлетворении
административного иска прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах
неопределенного круга лиц, к Министерству имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в
неисполнении при разрешении вопроса о предоставлении сформированных земельных
участков с кадастровыми номерами *** требований статьи 13.6 Закона Ульяновской
области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в
Ульяновской области» по организации взаимодействия с администрацией г. Ульяновска по обеспечению
информационной открытости перечня земельных участков, предназначенных для
предоставления гражданам в собственность бесплатно, и по своевременному
предоставлению сформированных участков гражданам, имеющим трех и более детей
для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного
хозяйства в собственность бесплатно; возложении обязанности обеспечить
информационную открытость перечня земельных участков, предназначенных для
предоставления гражданам, имеющим трех и долее детей, в собственность бесплатно
и своевременное предоставление земельных участков указанным гражданам отказать.
Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,
объяснения помощника прокурора Стерлядевой Е.В.,
поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения представителя
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Ревиной
И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в
суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении
обязанности обеспечить информационную открытость и своевременное предоставление
земельных участков.
В обоснование требований указано, что в ходе проверки
исполнения земельного законодательства в части обеспечения граждан, имеющих
трех и более детей, прокуратурой
выявлены факты бездействия должностных лиц Министерства имущественных отношений
и архитектуры Ульяновской области.
По
состоянию на 7 февраля 2023 года в очереди на получение земельных участков
числится 3941 многодетных семей (по состоянию на 1 января 2022 года- 3285).
При этом в
2021-2022 годах Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области
(в настоящее время – Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области) предоставлено 404 земельных участка многодетным семьям в
собственность бесплатно. В 2023 году предоставление земельных участков
многодетным семьям не осуществлялось.
Обязанность по
обеспечению многодетных семей земельными участками предусмотрена Законом
Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО «О регулировании земельных
отношений в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 17
ноября 2003 года № 059-ЗО).
В силу пунктов 5 и 11 статьи 13.6 Закона Ульяновской
области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО ответчик обязан принять решение о
предоставлении земельного участка в собственность в течение 14 дней (при
отсутствии оснований для отказа).
На сайте ответчика
размещена информация о продаже в *** свободных земельных участков для целей
индивидуального жилищного строительства, в том числе участков с кадастровыми
номерами ***. Указанные участки не были предложены гражданам, имеющим трех и
более детей.
Уточнения
требования, прокурор просит признать незаконным бездействие Министерства
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, выразившееся в
неисполнении при разрешении вопроса о предоставлении сформированных земельных
участков с кадастровыми номерами ***
требований статьи 13.6 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003
года № 059-ЗО по организации
взаимодействия с администрацией г. Ульяновска по обеспечению информационной
открытости перечня земельных участков, предназначенных для предоставления
гражданам в собственность бесплатно, и по своевременному предоставлению
сформированных участков гражданам, имеющим трех и более детей для
индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного
хозяйства в собственность бесплатно; обязать административного ответчика в
соответствии со статьей 13.6 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 года
№ 059-ЗО обеспечить информационную открытость перечня земельных участков,
предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в
собственность бесплатно и своевременное предоставление земельных участков указанным гражданам.
К участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской
области, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.
Ульяновска, Финансовое управление администрации г. Ульяновска, Министерство
финансов Ульяновской области, МУ
администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, Смирнова А.Р., Кузнецов А.Г., Казаков
Н.М., Булатов Р.О.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Ленинского района
г. Ульяновска не соглашается с решением
суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении
административных исковых требований.
В обоснование представления указывает на неправильное
определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие
выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает
немотивированным вывод суда о том, что прокурором не представлены
доказательства допущенного Министерством имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области неисполнения требований статьи 13.6 Закона Ульяновской
области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО по организации взаимодействия с администрацией г. Ульяновска по
обеспечению информационной открытости
перечня земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в
собственность бесплатно.
Указывает, что сформированные участки длительное время не
использовались и не были предложены многодетным гражданам.
Не соглашается с выводом суда о том, что административным
истцом не оспаривалось, что Министерством имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области в настоящее время обеспечивается информационная открытость
перечня земельных участков. Полагает доказанным то обстоятельство, что
административный ответчик длительное время не предпринимал достаточных и
эффективных мер, позволяющих в полном объеме обеспечить многодетные семьи
земельными участками.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены
судебного решения является несоответствие выводов суда первой инстанции,
изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Таких оснований по
настоящему делу не имеется.
Полномочия по
предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве
меры государственной поддержки многодетных семей и в иных случаях, связанных с
обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и взаимосвязаны
с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах
организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Пунктом 6 статьи
39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное
предоставление земельного участка, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и
в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
В Ульяновской
области указанные отношения регулируются Законом Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО.
В соответствии
с пунктом 1 части 1 статьи 13.3 Закона
Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО земельные участки,
находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или
муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а
также земельные участки, государственная собственность на которые не
разграничена (далее - земельные участки), и предельные размеры которых установлены
частью 3 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в собственность бесплатно
проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации,
имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с
гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет,
проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по
образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или
высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями,
профессиональными образовательными организациями или образовательными
организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление
соответствующей образовательной деятельности и государственную аккредитацию
образовательной деятельности по реализуемым ею образовательным программам, и
(или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву,
либо осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в
возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами
опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, для
индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного
хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или
ведения садоводства для собственных нужд.
Предоставление
земельного участка гражданину в собственность бесплатно осуществляется в
порядке очередности постановки граждан на учет, за исключением случая,
указанного в части 1.2 статьи 13.3 настоящего Закона. Взаимодействие между
уполномоченным исполнительным органом государственной власти и уполномоченными
органами местного самоуправления, а также между уполномоченными органами
местного самоуправления при предоставлении земельных участков осуществляется в
соответствии с соглашениями о взаимодействии (часть 1 статьи 13.6 Закона Ульяновской области от
17 ноября 2003 года № 059-ЗО).
Решение о
предоставлении земельного участка гражданину в собственность бесплатно
принимается в течение четырнадцати рабочих дней со дня подачи гражданином
заявления на получение земельного участка в собственность бесплатно при
отсутствии основания для принятия решения об отказе в предоставлении земельного
участка в собственность бесплатно: 1) в отношении земельных участков,
находящихся в государственной собственности Ульяновской области, или земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые
находятся в границах территории муниципального образования "город
Ульяновск", - уполномоченным исполнительным органом государственной
власти; 2) в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной
собственности муниципальных образований Ульяновской области, или земельных
участков, государственная собственность на которые не разграничена, за
исключением земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей части, -
органами местного самоуправления, осуществляющими управление и распоряжение
такими земельными участками (часть 5 статьи 13.6 Закона Ульяновской области от
17 ноября 2003 года №
059-ЗО).
В соответствии с
пунктом 2.5 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской
области от 27 января 2022 года № 1/51-П, Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области в сфере управления и распоряжения земельными
ресурсами осуществляет образование земельных участков (подпункт 11); принимает
решение о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной
собственности Ульяновской области, и земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена и которые находятся в границах
территории муниципального образования «город Ульяновск», гражданам, имеющим в
соответствии со статьей 13.3 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 года
№ 059-ЗО право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно
(подпункт 30); осуществляет формирование и ведение сводного по Ульяновской
области перечня земельных участков, предназначенных для предоставления
гражданам в собственность бесплатно (подпункт 30.2).
Вопросы ведения
уполномоченным исполнительным органом государственной власти сводного перечня
земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в
собственность бесплатно на территории Ульяновской области регулируются Порядком ведения уполномоченным
исполнительным органом государственной власти
сводного по Ульяновской области перечня земельных участков,
предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно,
утвержденным приказом Министерства
строительства и архитектуры Ульяновской области от 10 июля 2019 года № 112-пр (далее – Порядок №112-Пр).
В сводный перечень
вносятся сведения о земельных участках, образованных в установленном
федеральными законами порядке на территории Ульяновской области для целей,
определенных абзацем первым части 1 и абзацем первым части 1.1 статьи 13.3
Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО.
Обеспечение
уполномоченным исполнительным органом государственной власти информационной
открытости сводного перечня путем ознакомления заинтересованных лиц при
непосредственном обращении в уполномоченный исполнительный орган
государственной власти, а также размещения сводного перечня в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте
уполномоченного исполнительного органа государственной власти предусмотрено
пунктом 6 Порядка №112-Пр.
Суд
первой инстанции, отказывая в удовлетворении
административных исковых требований, руководствуясь положениями
39.5 Земельного
кодекса Российской Федерации, статей 13.3 и 13.6 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО, указал на соблюдение Министерством имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области
требований об обеспечении
информационной открытости перечня земельных участков, предназначенных для
предоставления гражданам, имеющим трех и долее детей, в собственность
бесплатно.
Судебная коллегия
соглашается с указанными выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований
для возложения на административного ответчика указанной выше обязанности ввиду ее соблюдения последним. Надлежащих
доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела административным
истцом не представлено.
Согласно материалам дела и вопреки доводам
представления перечень земельных участков, предназначенных для предоставления
гражданам, имеющим трех и долее детей, в собственность бесплатно, опубликован
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет на своем официальном
сайте (л.д. 113 том 2).
Административный
истец также полагает, что земельные участки с кадастровыми номерами ***
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области во
исполнение требований статьи 13.6 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003
года № 059-ЗО должны быть включены в
перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам,
имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно.
Вместе
с тем, судом установлено и материалами дела подтверждено, что земельные участки с кадастровыми номерами ***
образованы на основании заявления *** о предварительном согласовании
предоставления земельного участка в собственность и в аренду с приложением схем
расположения земельных участков на кадастровом плане территории для ИЖС.
Во исполнение
требований статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации Министерством
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области опубликованы
извещения о предоставлении указанных
земельных участков, а также проведены
мероприятия по подготовке аукционов по
их предоставлению на основании поступивших заявлений иных лиц о
намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка и в аукционе на право заключения договора
аренды земельного участка (л.д. 87-92, 146-153,171-177 том 1).
Правовых оснований
для отказа в предоставлении указанных земельных участков и для отмены действий
административного ответчика по
организации аукционов по предоставлению указанных земельных участков не
имелось.
Согласно материалам
дела в соответствии с заключенными
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
договорами купли-продажи земельного участка, государственная собственность на
который не разграничена, и на основании
статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки с
кадастровыми номерами *** переданы в
собственность гражданам.
Земельные
участки с кадастровыми номерами *** распоряжением
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
от 26 августа 2024 года внесены в
перечень земельных участков, предназначенных для предоставления
гражданам, имеющим трех и долее детей, в собственность бесплатно. В период
рассмотрения настоящего дела основания
для включения их в указанный перечень отсутствовали.
В силу установленных
обстоятельств, в отсутствие установленной статьей 227 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации совокупности условий: несоответствия действий
(бездействия) административных ответчиков закону и нарушения оспариваемым
действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца, суд
правомерно отказал в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Доводы апелляционного представления по
существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не
содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при
рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта
по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо
опровергали его выводы, в связи с чем признаются судебной коллегией
несостоятельными.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 4 июня 2024 года, с учетом определения от 28
июня 2024 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционное
представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 ноября 2024
года.