Судебный акт
Взыскание налогов и пени
Документ от 05.11.2024, опубликован на сайте 25.11.2024 под номером 115565, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по уплате налогов и пени, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0024-03-2024-000581-40

Судья Антончев Д.Ю.                                                                         Дело №33а-4439/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            5 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,      

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при помощнике судьи Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мхитаряна Ашота Шураевича на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2024 года по делу №2а-3-390/2024, которым постановлено:

административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Мхитаряну Ашоту Шураевичу о взыскании задолженности по уплате налогов и пени удовлетворить.

Взыскать с Мхитаряна Ашота Шураевича, *** года рождения, проживающего по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность:

по транспортному налогу с физических лиц в размере 11 606 руб. за 2019, 2020, 2022 годы;

по налогу на землю физических лиц в размере 513 руб. за 2022 год;

пени за период с 25.06.2020 по 10.01.2024 в сумме 3299 руб. 63 коп.

Взыскать с Мхитаряна Ашота Шураевича в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 616 руб.75 коп.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Мхитаряна А.Ш., подержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Мхитаряну А.Ш. о взыскании задолженности по налогам и пени, указав, что административный ответчик состоит на налоговом учете, имеет в собственности транспортные средства и земельный участок, однако обязанность по уплате транспортного налога и земельного налога не исполняет надлежащим образом.

Транспортный налог за 2020 год составляет 5298 руб., за 2022 год - 4508 руб., произведен перерасчет транспортного налога за 2019 год на сумму 1080 руб. и за 2020 год на сумму – 720 руб. Всего уплате подлежит транспортный налог за 2019, 2020, 2022 годы в сумме 11 606 руб. Также начислен земельный налог за 2022 год в размере 513 руб.

В установленный статьей 52 НК РФ срок налогоплательщику было направлено налоговое уведомление от *** №***.

В связи с отсутствием своевременной оплаты начислены пени в общей сумме 3299 руб. 63 коп. за период с 25.06.2020 по 10.01.2024.

В связи с отменой *** судебного приказа №*** от *** о взыскании с Мхитаряна А.Ш. спорной недоимки налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском, в котором просил взыскать с административного ответчика спорную задолженность.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мхитарян А.Ш. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца. Указывает, что не был надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, что повлекло необоснованное взыскание с него налогов. Он был лишен возможности заявить в суде о пропуске срока исковой давности. Согласно приложенным к апелляционной жалобе копиям квитанций налоги и сборы уплачены им в полном объеме. Не соглашается с представленным административным истцом расчетом задолженности.

В судебное заседание не явился представитель УФНС России по Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150,ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы настоящего административного дела, исследовав новые доказательства, представленные в суд административным ответчиком и службой судебных приставов (платежные документы, судебные решения о взыскании с Мхитаряна А.Ш. налогов за 2017 год и пени на указанные налоги, сведения о предъявлении данных решений к исполнению), которые приняты судебной коллегией в качестве новых доказательств в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

При принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения (ч.2 ст.178 КАС РФ).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3).

Принятое по делу решение не отвечает названным требованиям.

Принимая решение об удовлетворении требований налогового органа в полном объеме, суд первой инстанции, проверив представленные административным истцом расчеты по начислению недоимки по налогам и страховым взносам, а также суммы начисленных на недоимку пени, установив соблюдение административным истцом предусмотренного статьей 48 НК РФ порядка и сроков обращения в суд с настоящим административным иском, пришел к выводу об обоснованности заявленных УФНС России по Ульяновской области требований о взыскании с административного ответчика спорных налогов и пени.

С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Приходя к такому выводу, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).

В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Данная статья введена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1 указанной статьи единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктами 4, 5 указанной статьи предусмотрено, что единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).

В соответствии с подп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, согласно п.2 ст.4 названного Федерального закона в целях п.1 ч.1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.

В силу п.10. ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства, поступившие после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Положениями подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п.13 ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.

В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).

Как установлено по делу, Мхитарян А.Ш. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***. Также за административным ответчиком зарегистрированы транспортные средства: ***, государственный регистрационный номер ***; ***, государственный регистрационный номер ***; ***, государственный регистрационный номер ***; ***, государственный регистрационный номер ***.

В адрес Мхитаряна А.Ш. налоговым органом направлены:

налоговое уведомление №*** от *** о расчете транспортного налога за 2020 год в размере 8685 руб., земельного налога в размере 381,14 руб. (с учетом переплаты) (л.д. 12-13);

налоговое уведомление №*** от *** о перерасчете транспортного налога по уведомлениям №№*** за 2019 год в размере 1080 руб., за 2020 год – в размере 720 руб. (л.д. 14).

Перерасчет транспортного налога в налоговом уведомлении №*** от *** произведен налоговым органом в связи с отменой ранее предоставляемой административному ответчику льготы по уплате транспортного налога как ***. Поскольку с 01.09.2018 Мхитаряну А.Ш. установлена ***, которая не предусматривает льготы, налоговым органом был произведен перерасчет транспортного налога за 2019-2020 годы.

*** административному ответчику выставлено требование №*** об уплате имеющейся недоимки по транспортному налогу и пени в срок до 28.11.2023 (л.д. 17).

В налоговом уведомлении №*** от *** Мхитаряну А.Ш. произведен расчет транспортного налога за 2022 год в сумме 4508 руб. и земельного налога за 2022 год в размере 513 руб. (указана сумма к уплате 5021 руб., с учетом уменьшения на сумму положительного сальдо). Данное уведомление направлено налогоплательщику заказной корреспонденцией (л.д. 15, 16).

В суд апелляционной инстанции административным ответчиком представлены оригиналы платежных документов об уплате транспортного налога за 2020 год двумя платежами согласно УИН налогового уведомления №*** от ***: чек-ордер от 15.10.2021 на сумму 2685 руб. и чек-ордер от 18.01.2022 на сумму 6000 руб., всего – 8685 руб. (л.д. 67, 72).

Транспортный налог за 2022 год в сумме 4508 руб. и земельный налог в размере 513 руб., всего 5021 руб. оплачены Мхитаряном А.Ш. 18.12.2023 (л.д. 58).

Принимая во внимание, что административным ответчиком исполнена обязанность по уплате указанных налогов за 2020 и 2022 годы, оснований для взыскания с Мхитаряна А.Ш. недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 6000 руб., транспортного налога за 2022 год в размере 4508 руб. и земельного налога за 2022 год в размере 513 руб. не имеется.

Сумма перерасчета транспортного налога за 2019, 2020 годы 1800 руб. (1080+720), выставленная Мхитаряну А.Ш. в налоговом уведомлении №*** от ***, сроком уплаты 01.12.2022, включенная в требование УФНС России по Ульяновской области №*** от ***, подлежит взысканию с административного ответчика.

При оценке заявленных налоговым органом в административном иске требований о взыскании с административного ответчика пени в сумме 3299,63 руб. судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно приведенным в административном иске пояснениям в данную сумму включены пени по транспортному налогу: за 2017 год на сумму 8372 руб. за период с 25.06.2020 по 31.12.2022 в сумме 1222,80 руб.; за 2019 год на сумму 8685 руб. за период с 03.02.2021 по 05.04.2021 в сумме 76,15 руб.; за 2020 год на сумму 8685 руб. за период с 02.12.2021 по 31.12.2022 в сумме 413,30 руб.; за 2020 год на сумму 720 руб. за период с 02.12.2022 по 31.12.2022 в сумме 5,40 руб.; за 2019 год на сумму 1080 руб. за период с 02.12.2022 по 31.12.2022 в сумме 8,10 руб.

За период с 01.01.2023 по 10.01.2024 начислены пени на отрицательное сальдо в сумме 1573,88 руб.

Задолженность по транспортному налогу за 2017 год была взыскана с Мхитаряна А.Ш. судебным приказом мирового судьи судебного участка №2 Ульяновского района Ульяновского судебного района Ульяновской области от *** №***.

На основании данного судебного приказа в ОСП по Железнодорожному району г.Ульяновска и г.Новоульяновску УФССП России по Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство №*** от 01.10.2019, которое окончено фактическим исполнением 10.10.2019.

По сообщению начальника ОСП по Железнодорожному району г.Ульяновска и г.Новоульяновску УФССП России по Ульяновской области от 11.10.2024 №*** денежные средства по данному судебному приказу взысканы, исполнительное производство окончено фактическим исполнением. В связи с уничтожением исполнительного производства в подтверждение представлены скрины базы ФССП России.

Расчет пени в сумме 76,15 руб. на недоимку за 2019 год на 8685 руб. за период с 03.02.2021 по 05.04.2021 является верным.

Пени на недоимку по транспортному налогу за 2020 год на сумму 6000 руб. (8685-2685) за период с 02.12.2021 по 18.01.2022 составляют 78 руб.

Пени за неуплату перерасчета транспортного налога 720 руб. за 2020 год за период 02.12.2022 по 31.12.2022 составляют 5,50 руб.

Пени за перерасчет транспортного налога 1080 руб. за 2019 год за период с 02.12.2022 по 31.12.2022 составляют 8,10 руб.

С 01.01.2023 по 10.01.2024 пени подлежат начислению на сумму 1800 руб. (перерасчет транспортного налога за 2019, 2020 годы) и составляют 227,40 руб.

Пени за несвоевременную уплату транспортного и земельного налога за 2022 год в сумме 5021 руб. подлежат начислению с 02.12.2023 по 18.12.2023 и составляют 42,85 руб.

Таким образом, с Мхитаряна А.Ш. в пользу УФНС России по Ульяновской области по состоянию на 10.01.2024 подлежат взысканию пени в общей сумме 437,90 руб.

С учетом установленных по делу обстоятельств, оценки представленных в дело доказательств судебная коллегия приходит к выводу об отмене принятого по делу решения как постановленного с нарушением п.п. 2 и 3 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований УФНС России по Ульяновской области.

С Мхитаряна А.Ш. в пользу УФНС России по Ульяновской области подлежит взысканию задолженность по перерасчету транспортного налога за 2019 год в размере 1080 руб., за 2020 год в размере 720 руб.; пени по состоянию на 10.01.2024 в сумме 437 руб. 90 коп.

Оснований для взыскания задолженности по транспортному налогу за 2020, 2022 годы, земельного налога за 2022 год, а также пени в большем размере не имеется.

В соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Мхитаряна А.Ш. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Мхитаряну Ашоту Шураевичу о взыскании задолженности по уплате налогов и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Мхитаряна Ашота Шураевича, *** года рождения, проживающего по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по перерасчету транспортного налога за 2019 год в размере 1080 руб., по перерасчету транспортного налога за 2020 год в размере 720 руб.; пени по состоянию на 10.01.2024 в сумме 437 руб. 90 коп.

В удовлетворении требований Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Мхитаряну Ашоту Шураевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2020, 2022 годы и земельному налогу, а также пени в большем размере отказать.

Взыскать с Мхитаряна Ашота Шураевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.11.2024.