Судебный акт
О признании требования и решения налогового органа незаконными
Документ от 05.11.2024, опубликован на сайте 22.11.2024 под номером 115576, 2-я гражданская, о признании недействительным требование об уплате задолженности, решения о взыскании задолженности, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-002362-90

Судья Кузнецова О.В.                                                                 Дело № 33а-4695/2024 

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       5 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 мая 2024 года по делу № 2а-2182/2024, которым постановлено:

административный иск Карамана Сергея Валентиновича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области № *** от *** года о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств.

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения Карамана С.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

установила:

 

Караман С.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) о признании незаконным требования и решения.

В обоснование требований указал, что *** года УФНС России по Ульяновской области вынесено требование № ***, которым ему предложено уплатить страховые взносы.

*** года в связи с неисполнением указанного требования УФНС России по Ульяновской области принято решение № *** о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках на сумму недоимки в размере 156 685 руб. 33 коп.

Считает  указанные требование и решение налогового органа незаконными, поскольку   их принудительное исполнение  влечет повторное удовлетворение требований налогового органа, а также устанавливает ограничения пользования имуществом должника.

Ранее налоговый орган  уже обращался с заявлением о выдаче судебного приказа,  с административным иском о взыскании с него страховых взносов на ОПС в размере 101 515 руб. 73 коп., страховых взносов на ОМС в размере 29 735 руб. 79 коп., пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 18 руб. 54 коп., пени по налогу на имущество за 2015-2017 годы в размере 20 руб. 11 коп.

24 января 2024 года  Караман С.В. обратился с жалобой в МИФНС России по Приволжскому федеральному округу, в которой просил отменить требование    № *** от *** года  и решение № *** от  *** года, однако его жалоба оставлена без удовлетворения.

Просит признать незаконными требование  УФНС России по Ульяновской области   № *** от *** года  и решение № *** от  *** года.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Терентьева И.В., в качестве заинтересованного лица  МИФНС по Приволжскому федеральному округу.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФНС России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что при определении сальдо единого налогового счета (далее – ЕНС) налоговый орган исходил из того, что информация из службы судебных приставов об уплате либо частичной уплате не поступала, а заявителем не представлены документы, подтверждающие уплату либо частичную уплату задолженности.

Указывает, что поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности со счетов налогоплательщика, на перевод электронных денежных средств налогоплательщика в бюджетную систему РФ прекращает действие с момента формирования положительного либо нулевого сальдо ЕНС налогоплательщика.

Решение № *** от *** года сформировано на всю сумму отрицательного сальдо ЕНС, имевшуюся на дату формирования решения -  156 685 руб. 33 коп.

Просит учесть, что информация о наложении ареста на имущество и на  денежные средства налогоплательщика из службы судебных приставов не поступала, в связи с чем действие поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности не приостанавливается.

В отношении Карамана С.В. имеется неисполненный (не полностью исполненный) судебный акт, на основании которого сформировано и направлено в банк поручение на списание денежных средств № ***. С учетом судебного приказа № *** от *** года на сумму 28 466 руб. 38 коп. – пени за несвоевременную уплату налогов 20 мая 2024 года произведена актуализация суммы отрицательного сальдо ЕНС в поручении.

В возражениях на апелляционную жалобу Караман С.В.просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По результатам рассмотрения, согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности, может быть вынесено решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 19 декабря 2003 года «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу части 2 статьи 310  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Удовлетворяя исковые требования Карамана С.В. о признании решения УФНС России по Ульяновской области незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность по вышеуказанным взносам и пени взыскана с административного истца решением суда, возбуждено исполнительное производство, следовательно, основания для включения в оспариваемое решение от *** года  недоимки, а также пени, отсутствовали.

С такими выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля  2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 263-ФЗ) сальдо ЕНС организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации процентов.

Согласно статье 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на ЕНС лица, который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее-ЕНП).

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП и денежным выражением совокупной обязанности.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Согласно пункту 1 статьи  31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать задолженность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи  46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае наличия задолженности, возникшей в связи с неуплатой или неполной уплатой налога, обязанность по его уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, не утратившего свой статус на дату принятия решения о взыскании задолженности (далее в настоящей статье - индивидуальный предприниматель), в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Взыскание задолженности в случае неисполнения требования об уплате задолженности производится по решению налогового органа (далее в настоящем Кодексе - решение о взыскании задолженности) посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности решения о взыскании задолженности, а также поручений налогового органа банкам, в которых открыты счета налогоплательщику (налоговому агенту) - организации или индивидуальному предпринимателю, на списание и перечисление суммы задолженности в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности) и поручений налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящем Кодексе - поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета, и информации о счетах, по которым подлежат приостановлению операции в соответствии с пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 5 статьи  46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате задолженности, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в размере сумм, не учитываемых в совокупной обязанности в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Взыскание задолженности в судебном порядке осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта, информация о котором и поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности, в отношении которой вынесен судебный акт. размещаются в реестре решений о взыскании задолженности.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае невозможности передачи решения о взыскании указанными способами оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Информация об изменении суммы задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с решением о взыскании, размещается в личном кабинете налогоплательщика одновременно с изменением в реестре решений о взыскании задолженности суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа.

Взыскание задолженности в соответствии с абзацем первым настоящего пункта осуществляется налоговым органом путем направления решений о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента) в размере, не превышающем отрицательное сальдо единого налогового счета.

Как следует из материалов дела, судебным приказом  мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от      *** года по делу № *** в пользу  налогового органа с Карамана С.В. взысканы страховые взносы на ОПС в размере 58 993 руб. и пени по ним в размере 4392 руб. 78 коп., страховые взносы на ОМС в размере 14 266 руб. и пени по ним  в размере 976 руб. 28 коп., а всего 78 628 руб. 06 коп. (л.д. 94-95).

13 июля 2021 года на основании судебного приказа от  *** года возбуждено исполнительное производство № *** по взысканию с Карамана С.В. указанной суммы. 5 августа 2021 года   взыскано 24 123 руб. 73 коп. (л.д. 14-15).

Определением мирового судьи от  *** года  судебный приказ   от *** года отменен. *** года определением   мирового судьи осуществлен поворот  исполнения указанного судебного приказа, согласно  которому Караману С.В. подлежат возврату денежные средства в сумме 24 123 руб. 73 коп. (л.д. 42-43, 109-110).

Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от  *** года  по делу № *** с Карамана С.В.  в пользу налогового органа взысканы страховые взносы на ОПС за 2018-2021 годы в сумме 88 844 руб. 43 коп., пени за 2017-2021 годы  в сумме 12 671 руб. 30 коп.;  страховые взносы на ОМС за 2017-2021 годы в сумме 26 046 руб. 08 коп., пени за 2017-2021 годы в сумме      2689 руб. 71 коп.,  пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 18 руб.      54 коп., пени по налогу на имущество за 2015-2017 годы в размере 20 руб. 11 коп.            (л.д. 172-175).

15 марта 2022 года  на основании выданного Железнодорожным  районным  судом г. Ульяновска  исполнительного листа  возбуждено исполнительное производство № ***, предмет взыскания - задолженность в размере  75 781 руб. 76 коп. 26 января 2024 года осуществлена корректировка долга (л.д. 37).

Поскольку задолженность по страховым взносам на ОПС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года (в фиксированном размере, зачисляемые на выплату страховой пенсии, за расчетные период с 1 января 2017 года по             31 декабря 2022 года) в размере 88 844 руб. 43 коп., по страховым взносам на ОМС работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года, в размере 24 013 руб. 51 коп.,  а всего 112 857 руб. 94 коп. не оплачена, то она была включена налоговым органом в требование № *** от  *** года об уплате страховых взносов. Также в указанное требование  включены пени в размере 37 966 руб. 30 коп. по ОПС и по ОМС, рассчитанную на имеющуюся задолженность, взысканную в принудительном порядке  (л.д. 3).

*** года в связи с неисполнением Караманом С.В. указанного требования УФНС России по Ульяновской области в лице  его представителя Терентьевой  И.В. принято решение № *** о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках на сумму недоимки в размере 156 685 руб.  33 коп., из которых за 2018-2021 годы задолженность по страховым взносам на ОПС -  88 844 руб. 43 коп., по страховым взносам на ОМС  - 24 013 руб. 51 коп. (с учетом оплаты 2032 руб. 57 коп.),  пени в размере 43 827 руб. 39 коп. за период  с 1 января 2021 года по 9 января 2024 года (л.д. 11).

При наличии отрицательного сальдо ЕНС налоговый орган в соответствии с пунктами  1, 2 и 3  статьи  69 Налогового кодекса Российской Федерации выставляет требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС, которое подлежит исполнению в течение 8 дней с момента его получения, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании.                                      

Исполнением требования признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС на дату исполнения.

По состоянию на 1 января 2023 года, а также  в срок, указанный в требовании № *** от  *** года,  административным истцом   задолженность по налогам и сборам не оплачена, следовательно,  взыскание задолженности производится за счет денежных средств на счетах налогоплательщика путем размещения соответствующего решения в Реестре решений о взыскании задолженности.

В этой связи УФНС России по Ульяновской области в срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, принято решение о взыскании задолженности за счет денежных средств № *** от   *** года  в размере суммы отрицательного сальдо ЕНС, имевшейся на дату формирования решения – 156 685 руб. 33 коп. (с учетом ежедневного начисления пени).

Конституционная обязанность по уплате обязательных платежей и санкций  Караманом С.В. фактически не исполнена до настоящего времени, в связи с чем оснований для вывода о двойном взыскании налогов не имеется.  

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют судебной коллегии прийти к выводу о том, что действия административного истца не направлены на восстановление своих нарушенных прав, а являются способом избежать установленной законом обязанности по уплате страховых  взносов и пени.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, поскольку задолженность по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2018-2021 годы, а также пени  на дату вынесения решения  - *** года являлась неисполненной и входила в сумму отрицательного сальдо по ЕНС Карамана  С.В.

Данные обстоятельства не были приняты судом первой инстанции во внимание, что привело к принятию неправильного решения.

Кроме того,  в резолютивной  части оспариваемого  решения не  разрешены требования к Терентьевой И.В., привлеченной судом к участию в деле в качестве  административного  ответчика.

Поскольку судебная коллегия не находит правовых оснований для признания решения № *** от *** года незаконным, требование               № *** от  *** года также сформировано в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации,  следовательно,  в удовлетворении административного иска Карамана С.В. к Терентьевой И.В. о признании незаконными указанных требования  и решения следует отказать.

Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также неправильное применение норм материального права в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основаниями для отмены решения суда в апелляционной инстанции.

Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение суда первой инстанции нельзя признать правильным, в силу части 2 статьи 310,  пункта 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Описка, допущенная судом в резолютивной части  решения в   дате принятого  УФНС России по Ульяновской области решения «*** года» подлежит устранению в соответствии со статьей 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, так как согласно материалам дела верной является   дата «*** года».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 мая 2024 года отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Карамана Сергея Валентиновича к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, Терентьевой Ирине Владимировне о признании незаконными требования    № *** об уплате задолженности по состоянию на *** года, решения № *** от *** года о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, отказать.

Исправить описку в резолютивной части решения, указав правильную дату  решения Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области    № *** «*** года».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  19 ноября 2024 года.