УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0004-01-2024-003067-47
Судья Куренкова О.Н.
Дело №33а-5040/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 19
ноября 2024 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой Н.Н.,
Лифановой З.А.,
при ведении
протокола помощником судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Попкова Виталия Игоревича на
решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 7 июня 2024 года по
делу № 2а-1737/2024, которым постановлено:
в удовлетворении
административных исковых требований Попкова Виталия Игоревича к федеральному
казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний Российской Федерации по Ульяновской области», начальнику федерального
казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы
исполнения наказаний Российской Федерации по Ульяновской области» Абдишеву А.И., младшему инспектору отдела безопасности
федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ульяновской
области» Стручкину Н.Е. о признании незаконными и
отмене рапорта № *** от *** года, постановления от *** года, признании условий
содержания ненадлежащими, взыскании компенсации отказать.
Заслушав
доклад судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Попков
В.И. обратился в суд с административным иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ульяновской
области» (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по
Ульяновской области) о признании незаконными и отмене рапорта и
постановления, о признании условий содержания ненадлежащими, о взыскании
компенсации.
В
обоснование заявленных требований указал, что *** года в отношении него в ФКУ
ИК-4 УФСИН России по Ульяновской области составлен рапорт за то, что он якобы
хранил при себе лезвие. На основании данного рапорта *** вынесено постановление о наложении на
него дисциплинарного штрафа в размере 1900 руб.
С указанными
решениями, нарушающими его права на надлежащие условия содержания, не согласен,
поскольку лезвие он при себе не хранил.
Просит признать
рапорт № *** от *** года и постановление
от *** года незаконными, отменить их, признать
условия его содержания ненадлежащими и взыскать компенсацию в размере 1 000 000 руб.
К
участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены начальник ФКУ ИК-4
УФСИН России по Ульяновской области Абдишев
А.И., младший инспектор отдела безопасности ФКУ ИК-4
УФСИН России по Ульяновской области Стручкин
Н.Е., в качестве заинтересованного лица - УФСИН
России по Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Попков В.И. не соглашается
с решением суда, просит его изменить,
административные исковые требования удовлетворить.
В обоснование
жалобы указывает, что рапорт о хранении и использовании
административным истцом лезвия строится исключительно на предположениях.
Полагает, что утверждения суда о выдаче осужденным бритвенных станков и их
сдаче после помывки не соответствуют показаниям свидетеля, который указал, что
станки хранятся в сумках вместе с иными банными принадлежностями. Сотрудником
колонии не зафиксировано конкретное количество бритвенных станков, которое
Попков В.И. взял из сумки и положил обратно после помывки. Считает, что факт
ломки им станков административным ответчиком не доказан, лезвие у него не
изымалось, видеозапись данного события отсутствует.
Ставит по сомнение законность постановления о наложении взыскания,
вынесенное по рапорту, поскольку административным ответчиком не представлено
протокола заседания дисциплинарной комиссии, в ходе которой было вынесено
указанное постановление.
Отмечает, что суд был обязан привлечь к участию в деле ФСИН России.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит
к следующему.
При
рассмотрении административного дела в апелляционном порядке суд проверяет
правильность применения судом норм материального и процессуального права.
В
соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для
отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное
применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно
пункту 4 части 1 статьи 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой
инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах
и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Такие
нарушения допущены судом при рассмотрении настоящего административного дела.
Статьей 227.1
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены
особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации за
нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Так, пунктом 4
названной статьи установлено, что при рассмотрении судом требования
о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном
учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель
средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью
органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания
в исправительном учреждении.
Подпунктом 6
пункта 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314,
определено, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств
федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной
системы и реализацию возложенных на нее функций.
Положения
части 1
статьи 176 и части 1
статьи 178 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, закрепляющие в том числе
то, что суд принимает решение по заявленным административным истцом
требованиям, являются процессуальными гарантиями реализации права сторон на
судебную защиту и не допускают произвольного изложения в судебном решении
заявленных требований, изменения судом предмета судебного разбирательства, а
также требуют от суда правильного определения процессуального статуса лиц, участвующих
в деле.
В
соответствии с частью
4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому
предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных
публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец,
осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Следовательно,
судом первой инстанции должен разрешаться вопрос о правах и об обязанностях
лиц, привлеченных к участию в административном деле, в соответствующем закону
статусе.
В
рассматриваемом случае в нарушение части 4 статьи 227.1 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле судом
не привлечена ФСИН России, являющаяся, как главный распорядитель бюджетных
средств, надлежащим административным ответчиком по требованиям
административного истца о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
и чьи права могут быть затронуты при разрешении административного иска.
Учитывая,
что по делу установлены обстоятельства непривлечения
судом к участию в деле в качестве административного ответчика ФСИН России,
судебная коллегия в силу положений пункта 3 статьи 309, пункта 4 части 1 статьи
310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к
выводу об отмене принятого по делу решения с направлением дела на новое
рассмотрение в суд первой инстанции.
При
новом рассмотрении дела суду следует устранить указанные процессуальные
нарушения, верно определить содержание заявленных административным истцом
требований и принять законное и обоснованное решение в соответствии с нормами
процессуального и материального права, регулирующими спорные правоотношения.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 7 июня 2024 отменить.
Административное
дело № 2а-1737/2024 направить на новое рассмотрение в суд
первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 21
ноября 2024 года.