УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0025-02-2024-000002-28
Судья Калянова Л.А.
Дело №33а-4925/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ульяновск
12
ноября 2024 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей
Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,
при помощнике судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Соловьевой Александры Михайловны на решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 7 марта 2024 года, с учетом определения
того же суда об исправлении описки от 26 марта 2024 года, по делу №2а-2040/2024, которым постановлено:
административный иск Управления Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области удовлетворить.
Взыскать с
Соловьевой Александры Михайловны, ИНН ***, зарегистрированной по адресу: ***,
задолженность по ЕНС в сумме 436 453,40 руб., в том числе: по налогу на
доходы физических лиц за 2021, 2022 годы – 369 175,45 руб., по
страховым взносам за 2022 год – 18 750 руб., пени в размере 48 527,95
руб. за период с 02.07.2022 по 09.10.2023.
Взыскать с
Соловьевой Александры Михайловны, ИНН *** в доход бюджета МО «Старомайнский
район» Ульяновской области государственную пошлину в сумме 7565 руб.
Заслушав
доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
УФНС России по
Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Соловьевой А.М.
о взыскании задолженности по обязательным платежам, указав, что
административный ответчик состоит на налоговом учете, с 27.09.2017
зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего.
По данным
информационного ресурса у Соловьевой А.М. по состоянию на 19.12.2023 имелось
отрицательное сальдо по ЕНС в сумме — 601 627,47 руб., в том числе: налог
на имущество физических лиц – 3994 руб., страховые взносы в бюджет пенсионного
фонда РФ (с 01.01.2017) – 34 750 руб., налог на доходы физических лиц –
427 369,45 руб., транспортный налог — 44 200 руб., штрафы,
которые невозможно отнести к конкретному налогу – 24 923,44 руб., пени –
66 390,58 руб.
12.05.2023 административным
ответчиком представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год, согласно
которой сумма авансовых платежей, исходя из суммы дохода, заявленной
налогоплательщиком, по сроку уплаты 25.04.2021 составляет 77 188 руб., по
сроку уплаты 25.07.2021 - 77 187 руб., по сроку уплаты 25.10.2021 -
77 188 руб., по сроку уплаты 15.07.2022 - 77 187 руб.
За 2022 год сумма
авансовых платежей, исходя из суммы дохода, заявленной налогоплательщиком,
рассчитана по сроку уплаты 25.04.2022 в размере 124 313 руб., по
сроку уплаты 25.07.2022 - 124 312 руб., по сроку уплаты 25.10.2022 - 124 313
руб., по сроку уплаты 15.07.2023 - 90 188 руб.
Соловьева А.М. как
арбитражный управляющий также является плательщиком страховых взносов.
Согласно
представленной 12.05.2023 в налоговый орган налоговой декларации по налогу на
доходы физических лиц за 2021 год сумма полученных доходов с нарастающим итогом
составила 1 900 000 руб.; за 2022 год - 1 900 000 руб.
Таким образом, страховые взносы за 2021 года в размере 1% суммы дохода,
превышающего 300 000 руб. за расчетный период по сроку уплаты 01.07.2022
составляют 16 000 руб., за 2022 год по сроку уплаты 03.07.2023 составляют
18 750 руб.
В сроки,
установленные законодательством, налоговые обязательства административным
ответчиком исполнены не были. В соответствии со ст.75 НК РФ на
недоимку начислены пени в размере 48 571,28 руб.
*** в адрес налогоплательщика
было направлено требование № ***, в котором сообщалось о наличии
задолженности по ЕНС и обязанности уплаты задолженности в срок до 26.07.2023.
С учетом уточненных
требований УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с Соловьевой
А.М. задолженность по ЕНС в сумме 436 453,40 руб., в том числе: по налогу
на доходы физических лиц за 2021, 2022 годы – 369 175,45 руб., по
страховым взносам за 2022 года – 18 750 руб., пени в размере
48 527,95 руб. за период с 02.07.2022 по 09.10.2023.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе Соловьева А.М. не соглашается
с решением суда, просит его отменить. Указывает, что
взысканные налоги подлежали оплате в период участия её супруга в СВО, в связи с
чем она как член его семьи могла воспользоваться льготой и перенести срок
уплаты налога. Начисление пеней за спорный период считает незаконным. Судом не
проверена обоснованность взысканных сумм и не применена ст.333 ГК РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области
просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В
судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно
апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения по
правилам ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене
решения суда в связи со следующим.
В соответствии с ч.1
ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы
государственной власти, иные государственные органы, органы местного
самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом
функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.3
Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик
обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством
перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в
соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные
средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного
срока (п.1 ст.45 НК РФ).
В силу ст. 11.3
Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и
подлежит учету на едином налоговом счете (далее - ЕНС), который ведется в
отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС,
осуществляется с использованием единого налогового платежа.
Данная статья
введена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от
14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1 указанной статьи единым налоговым
платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком,
плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или)
иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального
казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика
сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом.
Пунктами 4, 5
указанной статьи предусмотрено, что ЕНС ведется в отношении каждого физического
лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками
сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.
Согласно п.2 ст.4
названного Федерального закона в целях п.1 ч.1
настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются
суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой
налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым
взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом
Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек
срок их взыскания.
В силу п.10. ст.4
Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства,
поступившие после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам,
страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в
качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в
соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Положениями
подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45 Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора
прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной
(частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п.13
ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве единого
налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня
признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на
соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности
в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм
денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.
В связи с неуплатой
в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 Налогового
кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению пени за
каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в
размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде:
недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % =
пени (руб.).
Пеня начисляется за
каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов
начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения
совокупной обязанности по уплате налогов.
В соответствии с
п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение
обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых
взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного
сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для
направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате
задолженности.
Согласно п. 3
ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе
обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в
течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000
руб.
Административное
исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица
может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного
судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об
отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного
приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на
момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность
была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).
Как
установлено судом, Соловьева А.М. с 2017 года зарегистрирована в качестве
арбитражного управляющего и в соответствии с п.2 ч.1 ст.419, ч.1 ст.232,
ст.430, подп.2 п.1 ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации является
плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
страховых взносов на обязательное медицинское страхование, налога на доходы
физических лиц.
В силу
своего статуса административный ответчик должен самостоятельно исполнять
обязанность по уплате указанных налогов и сборов соответствии с п.1 ст.227 НК
РФ.
Общая
сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется
налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при
выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу,
фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Налогоплательщики,
указанные в п.1 ст.227 НК РФ, обязаны представить в налоговый орган по месту
своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст.229
НК РФ.
Указанные
налогоплательщики по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев
исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически
полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с
учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Авансовые
платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не
позднее 25-го числа первого месяца, следующего, соответственно, за первым
кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.
Общая
сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет в соответствии с
налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не
позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно
представленной Соловьевой А.М. налоговой декларации по налогу на доходы
физических лиц за 2021 год сумма авансовых платежей, исходя из заявленной суммы
дохода, по сроку уплаты 25.04.2021 составляет 77 188 руб., по сроку уплаты
25.07.2021 – 77 187 руб., по сроку уплаты 25.10.2021 -
77 188 руб., по сроку уплаты 15.07.2022 – 77 187 руб.; за 2022
год сумма авансовых платежей, исходя из суммы дохода, по сроку уплаты
25.04.2022 составляет 124 313 руб., по сроку уплаты 25.07.2022 –
124 312 руб. по сроку уплаты 25.10.2022 - 124 313 руб., по сроку
уплаты 15.07.2023 – 90 188 руб.
В
сроки, установленные законодательством, исчисленная сумма на основании
налоговой декларации по НДФЛ за 2021, 2022 годы административным ответчиком в
бюджет не уплачена.
Страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода
плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются
плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно
представленной 12.05.2023 в налоговый орган налоговой декларации по налогу на
доходы физических лиц за 2022 год сумма полученных доходов составила
2 175 000 руб.
Страховые
взносы за 2022 год в размере 1% суммы дохода, превышающего 300 000 руб. в
размере 18 750 руб. (2 175 000-300 000)х1%), не уплачены в
срок до 03.07.2023.
В
связи с наличием у Соловьевой А.М.непогашенной задолженности по обязательным
платежам УФНС России по Ульяновской области начислены пени на отрицательное
сальдо за период с 02.07.2022 по 09.10.2023 в сумме 48 571,28 руб.
***
налоговым органом административному ответчику выставлено требование №*** об
уплате в срок до 26.07.2023 налога на доходы физических лиц в соответствии со
ст.227 НК РФ, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за
расчетные периоды, истекшие до 01.01.2023, и пени (л.д. 12).
В
связи с неисполнением административным ответчиком требования, налоговый орган
обратился в срок, установленный статьей 48 НК РФ, к мировому судье с заявлением
о выдаче судебного приказа о взыскании с Соловьевой А.М. спорной недоимки, а
после отмены определением мирового судьи судебного участка Старомайнского
района Чердаклинского судебного района Ульяновской области от *** судебного
приказа №*** от *** - в суд с настоящим административным иском (л.д. 61-65).
При
принятии решения об удовлетворении уточненных требований административного
истца предметом судебной проверки являлась правильность начисления налоговым
органом сумм обязательных платежей и санкций.
Оснований
для признания незаконными выводов суда о правомерности заявленных
административным истцом к взысканию с Соловьевой А.М. сумм обязательных
платежей не имеется.
Доводы
Соловьевой А.М. в апелляционной жалобе о применении в отношении неё льгот по
уплате налогов как члену семьи (супруге) участника СВО, судебная коллегия
считает несостоятельными.
Постановлением
Правительства РФ от 20.10.2022 №1874 «О мерах поддержки мобилизованных лиц»
предпринимателям, организациям, в которых мобилизованное лицо на дату его
призыва является единственным учредителем (участником) организации и
одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа
продлены сроки уплаты страховых взносов (в том числе уплачиваемых в
фиксированном размере на обязательное пенсионное и обязательное медицинское
страхование) на период прохождения мобилизованным лицом военной службы и до 28
числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания службы.
Данным
постановлением не предусмотрен перенос срока уплаты налогов членам семей
мобилизованных лиц. Положения п.7 ст.430 Налогового кодекса Российской
Федерации, а также названного постановления Правительства РФ не
распространяются на членов семей (супругов) военнослужащих - участников СВО.
Ссылка
в жалобе на уменьшения размера пени в порядке статьи 333 ГК РФ является
несостоятельной, основанной на ошибочном толковании норм материального права.
Данная норма неприменима к налоговым правоотношениям.
Принятое
по делу решение является правильным, судом полно и объективно оценены
представленные в дело доказательства, надлежаще применены нормы права,
регулирующие спорные правоотношения. Оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 7 марта 2024 года, с учетом определения
того же суда об исправлении описки от 26 марта 2024 года, оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Соловьевой Александры Михайловны - без
удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено
25.11.2024.