Судебный акт
Обеспечение жильем
Документ от 12.11.2024, опубликован на сайте 28.11.2024 под номером 115677, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением, взыскании судебных расходов, ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-001506-39

Судья Грачева Т.Л.                                                                          Дело № 33-4361/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             12 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.

судей  Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хитёвой Арины Александровны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 мая 2024 года, с учетом определения судьи того же суда от 25 июня 2024 года об исправлении описок, по гражданскому делу № 2-1625/2024, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Хитёвой Арины Александровны               к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о предоставлении специализированного жилого помещения по договору социального найма отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения  Хитевой А.А., Хитева А.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Хитёва А.А. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о предоставлении специализированного жилого помещения по договору социального найма.

Требования мотивировала тем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, ее мать Ш*** Н.Н. умерла ***, отец  К*** А.В. умер ***. В соответствии с распоряжением Министерства образования Ульяновской области от 06.04.2011 № 1048-р она была передана под опеку, где находилась до наступления совершеннолетия. Хитёва А.А. проходит обучение в ОГБПОУ «Ульяновский профессионально-политехнический колледж», расположенном на территории МО «город Ульяновск». Вместе с тем, она жилого помещения в собственности, доли в собственности жилого помещения, по договору социального найма жилого помещения, не имеет. Решением Координационного совета при Министерстве семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области была включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, она была включена в списки детей-сирот с правом на предоставление жилого помещения на территории МО «город Ульяновск», однако до настоящего времени договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен, жилое помещение не предоставлено.

Просила суд обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Хитёву Арину Александровну специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в МО «город Ульяновск». Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области возместить понесенные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство социального развития Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Хитёва А.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым возложить на  Министерство жилищно - коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанность по обеспечению ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории МО «город Ульяновск», взыскать в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование доводов жалобы указывает, что отказ в удовлетворении исковых требований считает незаконным, необоснованным, поскольку в ходе рассмотрения данного дела суду были даны пояснения о приобретении жилого помещения за счет средств материнского (семейного) капитала, при этом доля на момент рассмотрения дела несовершеннолетнему ребенку выделена не была. Считает, что выделение доли в приобретенном за счет средств данной меры социальной поддержки жилом помещении является обязанностью родителей, при этом максимальный размер выделяемой доли ребенку законом не установлен.            Суд первой инстанции счел, что данное жилое помещение приобретено в браке, таким образом, является совместно - нажитым имуществом супругов в равных долях, при этом не учел вышеуказанные обстоятельства, при которых фактически собственником доли указанного жилого помещения также является их несовершеннолетний ребенок. При таких обстоятельствах сделать вывод об обеспечении Хитёвой А.А. более учётной нормы площади жилого помещения на территории МО «город Ульяновск» не представлялось возможным.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда определением от  17 сентября 2024 года перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлекла к участию в деле в качестве третьего лица Хитёва А.Р.

В суд апелляционной инстанции ответчиком Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области был представлен отзыв, из которого следует, что у Министерства имеется реальная возможность обеспечить Хитёву А.А. жилым помещением в 2024 финансовом году, так как будут доведены лимиты финансирования на 2024 год, просили в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.

В суд апелляционной инстанции также представлен отзыв третьего лица Министерства социального развития Ульяновской области, из которого следует, что решением Координационного совета Министерства по защите прав и интересов несовершеннолетних от 18.01.2019 Камратова А.А. (Хитёва), *** года рождения была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, доводы представленных отзывов, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Суд первой инстанции, принимая решение, ссылаясь на положения статей 33, 34 Семейного кодекса РФ, регулирующих режим совместной собственности супругов пришел к выводу, что приобретенный на имя супруга Хитёва А.Р. дом
*** является совместно нажитым имуществом, между тем Хитёв А.Р. судом к участию в деле привлечен не был.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене ввиду нарушения судом первой инстанции норм процессуального права.

Как следует из материалов дела, Хитёва А.А. (до регистрации брака Камратова ) относится к категории детей-сирот, ее мать Ш*** Н.Н. умерла *** (л.д.28), отец К*** А.В. умер *** (л.д.29).

На основании распоряжения Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске от 23.10.2018 №3682 несовершеннолетняя Камратова А.А. была помещена под надзор в организацию для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 29.10.2018 Камратова А.А. (Хитёва) воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в ОГКУ *** (л.д.34).

На момент обращения в Министерство истица была зарегистрирована по адресу: *** которое на праве общей долевой собственности принадлежит М*** В.М., М*** Л.В. (л.д.36, 37), жилых помещений истица в собственности не имела.

Решением Координационного совета при Министерстве семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 18.01.2019 Камратова А.А. была включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

С 01.09.2021 Хитёва А.А. обучается в ОГБПОУ *** на 3 курсе, в настоящее время находится  в академическом отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (л.д.9).

07.06.2022  истица вступила в брак с Хитёвым А.Р. (л.д.70).

В браке у Хитёвой А.А. родилась дочь Х*** С.А., *** года рождения (л.д.71) и сын Х*** Я.А., *** года рождения.

Истица, ссылаясь на то, что относится к  категории детей-сирот, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, между тем жилым помещением не обеспечена, обратилась в суд с настоящим иском.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, согласно положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу части 2 статьи 9 Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в порядке, установленном Правительством Ульяновской области.

Согласно пункту 8 постановления Правительства Ульяновской области от 03.07.2023 № 329-П «Об утверждении Положения о порядке приобретения в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений в целях их включения в специализированный государственный жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений указанного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком граждан, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, формируемым исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сфере социальной защиты населения.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 27 июля 2023 года Хитёвым А.Р. приобретен земельный участок и жилой дом, расположенный по адресу: *** за счет собственных средств и заемных средств, предоставляемых Кредитным Потребительским Кооперативом «Поволжское Общество Взаимного кредита», согласно договора займа от 27.07.2023, заключенного между Хитёвым А.Р. и кредитором (л.д.89-90), в соответствии с которым Хитёву А.Р. был предоставлен заем в сумме 586 946, 72 руб. для приобретения жилого дома по адресу: *** (л.д.91-96).

Решением ГУ - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области было принято решение №7994 от 24.08.2023 об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий на погашение основного долга и процентов по займу с кредитным потребительским кооперативом на приобретение жилья в сумме 586 946, 72 руб. (л.д.108).

29.08.2023 средства в размере 586 946, 72 руб. перечислены на погашение долга по договору займа от 27 июля 2023 года.

Уведомлением ГУ- Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области Хитёва А.А. извещена о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с распоряжением в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала от 14 сентября 2023 года (л.д.123).

Согласно выписке из ЕГРН за Хитёвым А.Р. 1 августа 2023 года зарегистрировано право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***, площадью 41, 9 кв.м (л.д.119-120).

Частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»  предусмотрено, что лицо, получившее сертификат, его супруг (супруга) обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность такого лица, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Таким образом, в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, на Хитёвой А.А. и Хитёве А.Р. лежит  обязанность по выделению долей в праве собственности на жилой дом и земельный участок, детям.

Как следует из материалов дела, площадь приобретенного Хитёвым А.Р. дома составляет 41, 9 кв.м.

На основании Решения Ульяновской Городской Думы от 13 июля 2005 года №136 учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 12 кв.м.

Семья Хитёвой А.А. состоит из 4 человек (она, супруг Хитёв А.Р., дочь Х*** С.А., *** года рождения, сын Х*** Я.А., *** года рождения). Таким образом, площадь пригодного для проживания жилого дома
(41, 9 кв.м) не превышает установленную решением Ульяновской Городской Думы от 13 июля 2005 года №136 учетную норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (41, 9 кв.м. : 4 = 10,47 кв.м).

Как следует из материалов дела и представленных ответчиком и третьим лицом отзывов, истица в связи с приобретением Хитёвым А.Р. указанного выше жилого дома не исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Пунктом 7 Положения о порядке приобретения в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений в целях их включения в специализированный государственный жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений указанного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 03.07.2023 № 329-П, гражданам, имеющим в соответствии с Законом право на обеспечение специализированными жилыми помещениями, специализированные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах по их выбору.

В иске и в суде апелляционной инстанции Хитёва А.А. настаивала на предоставлении ей жилого помещения в МО «Город Ульяновск», ссылаясь на то, что зарегистрирована по месту жительства и обучается  в г.Ульяновске.

Таким образом, Хитёва А.А. до настоящего времени жилым помещением на каком-либо правовом основании не обеспечена, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, не исключена, исходя из наличия у нее соответствующего статуса и права на меры социальной поддержки в виде однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, она подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Обязанность по обеспечению детей-сирот специализированными жилыми помещениями обеспечивается исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере строительства, которым является Министерство жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Судебной коллегией не могут быть приняты во внимание доводы ответчика об отсутствии финансирования на цели предоставления жилого помещения за счет местного бюджета, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, а также существенно нарушены нормы материального  и процессуального права, что является основанием для отмены принятого по делу решения и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований Хитёвой А.А. к  Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области о возложении обязанности по восстановлению нарушенных прав истицы по обеспечению жилым помещением.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная истицей при подаче иска в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст. 330 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 3 мая 2024 года,          с учетом определения судьи того же суда от 25 июня 2024 года об исправлении описок, отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Хитёвой Арины Александровны  удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Хитёву Арину Александровну, *** года рождения, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования «город Ульяновск».

Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в пользу Хитёвой Арины Александровны государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 ноября 2024 года.