УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0012-02-2024-000248-76
Судья Мягков А.С.
Дело № 33-5265/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 12
ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда
Ульяновской области от 6 августа 2024 года по гражданскому делу № 2-2-216/2024,
по которому постановлено:
исковые требования Черновой Татьяны Ивановны к
Государственному учреждению здравоохранения Ульяновской области
«Новомалыклинская районная больница» о признании права на социальную выплату,
об обязании включить данные в реестр работников, имеющих право на социальную
выплату, удовлетворить.
Обязать Государственное
учреждение здравоохранения Ульяновской области «Новомалыклинская районная
больница» в течение 10 дней со дня вступления
решения суда в законную силу:
включить данные о Черновой
Татьяне Ивановне, 21.05.1967 года рождения
в реестр работников, имеющих право на получение специальной
социальной выплаты, предусмотренный Правилами, утвержденными постановлением
Правительства № 2568 от 31 декабря 2022 года, который направить в Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области для осуществления выплат.
Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная
коллегия
установила:
Чернова Т.И. обратилась в суд с
исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения (ГУЗ) «Новомалыклинская
районная больница» о признании права на социальную выплату, возложении
обязанности включить данные в реестр работников, имеющих право на социальную
выплату.
В обоснование заявленных
требований указала, что с 04.05.2021 работает в должности *** в ГУЗ
«Новомалыклинская районная больница».
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной
государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо
территориальных программах обязательного медицинского страхования» установлена
специальная социальная выплата среднему медицинскому персоналу районных
больниц. Выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и
социального страхования на основании реестра работников, имеющих право на
получение социальной выплаты, который ежемесячно предоставляется медицинскими
организациями. Однако, в реестр работников, имеющих право на получение
названной выплаты, она не включена.
Просила признать за ней право на специальную социальную выплату,
предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568, с 01.03.2024; обязать ГУЗ «Новомалыклинская районная больница» в
течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить данные
о Черновой Т.И. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной
выплаты согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568, который направить в Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области для осуществления
выплат с 01.03.2024.
Судом к участию в деле в качестве
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета
спора, привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской
области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
по Ульяновской области, Территориальный фонд обязательного медицинского
страхования по Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит
отменить решение суда.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Чернова Т.И. не
относится к категории медицинских работников, имеющих право на назначение
специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, в связи с отсутствием среднего
профессионального образования.
Кроме того, в должностные обязанности Черновой Т.И. не
входит оказание непосредственной медико-санитарной помощи по поводу заболеваний
(состояний) или с профилактической целью
по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также
осуществление диспансерного наблюдения граждан по основному заболеванию
(состоянию).
С учетом изложенного, полагает, что ГУЗ «Новомалыклинская
районная больница» не должна включать Чернову Т.И. в перечень медицинских
работников, имеющих право на назначение специальной социальной выплаты.
В возражениях на апелляционную жалобу Чернова Т.И. просит
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые
надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, с
04.05.2021 Чернова Т.И. работает в должности *** ГУЗ «Новомалыклинская
районная больница» (л.д. 14-16).
В соответствии с функциональными обязанностями ***,
утвержденными главным врачом ГУЗ «Новомалыклинская районная больница»
01.01.2014, на должность *** назначается лицо имеющее среднее, медицинское
образование, знания по организации работы поликлиники и владеющее навыками
работы на компьютере (л.д. 19-20).
ГУЗ «Новомалыклинская районная больница» является
медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения
Ульяновской области и участвующей в реализации территориальной программы
обязательного медицинского страхования.
Должность *** предусмотрена штатным расписанием ГУЗ
«Новомалыклинская районная больница» (л.д. 38-47).
Чернова Т.И. имеет высшее образование по специальности:
«Экономика и организация с/х производства» (л.д. 64).
Согласно диплому о профессиональной переподготовке от
20.05.2021, выданному ООО «Академия Дистанционного Образования», Чернова Т.И.
имеет право на ведение деятельности в сфере *** (л.д. 62-63).
По сообщению ГУЗ «Новомалыклинская районная больница» от
17.07.2024 Чернова Т.И. получателем доплат, специальных социальных выплат из
Федерального фонда обязательного медицинского страхования не является (л.д. 37).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Чернова Т.И. полагала,
что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного
медицинского страхования», она имеет право на получение специальной социальной
выплаты.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Черновой
Т.И., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец
относится к категории медицинских работников, указанных в подпункте «д» пункта
2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 и имеет
право на меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских
работников в виде установления ежемесячной специальной социальной выплаты, в
связи с чем обоснованно возложил на ГУЗ «Новомалыклинская районная
больница» обязанность включить данные о Черновой Т.И. в реестр работников,
которым назначена данная социальная выплата.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная
коллегия не усматривает, поскольку они соответствуют фактическим
обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные
правоотношения.
Частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации
установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за
труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и
условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки
компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от
нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и
иные поощрительные выплаты).
Из положений пункта 5 части 1 статьи 72 Федерального закона
от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» следует, что медицинские работники и фармацевтические работники
имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на
стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и
сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными
результатами деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона от
21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» Правительство Российской Федерации, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе
устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским
работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных
ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022
№ 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских
работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную
системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного
медицинского страхования либо территориальных программах обязательного
медицинского страхования» (далее по тексту - постановление Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568) с 01.01.2023 установлена
специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников
медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы
здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского
страхования либо территориальных программах обязательного медицинского
страхования.
Согласно подпункту «д» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в ред. Постановления
Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343) специальная социальная
выплата установлена среднему медицинскому персоналу центральных районных,
районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в
том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического
агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том
числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых
утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 №
1156-р.
В силу подпункта «а» пункта 4 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 специальная социальная выплата
медицинским работникам осуществляется Фондом пенсионного и социального
страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов
бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации,
предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В пункте 18 постановления Правительства Российской Федерации
от 31.12.2022 № 2568 дано указание Министерству здравоохранения
Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации давать разъяснения по применению настоящего постановления.
В пункте 3 Разъяснений по применению постановления
Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, утвержденных
Приказом Минздрава России от 10.03.2023 № 99н (далее по тексту - Разъяснения)
указано, что должности медицинских работников, а также должности руководителей
медицинских организаций и их заместителей определены в Номенклатуре должностей
медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 № 1183н «Об
утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников».
Согласно пункту 4 Разъяснений, при осуществлении специальной
социальной выплаты, в том числе учитывается, что специальная социальная выплата
производится медицинским работникам, указанным в подпунктах «а», «д» и «з»
пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и
участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их
филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций.
Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических
работников, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 20.12.2012 № 1183н действовала до 01.09.2023 и утратила силу
в связи с утверждением приказом Минздрава России от 02.05.2023 № 205н новой
номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников.
Пунктом 9.31 Номенклатуры должностей медицинских работников
и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России
от 02.05.2023 № 205н предусмотрено, что должность *** относится к
должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием
(средний медицинский персонал).
С учетом вышеприведенных положений закона, поскольку
занимаемая Черновой Т.И. должность *** относится к среднему медицинскому
персоналу, а ГУЗ «Новомалыклинская районная больница» является медицинской
организацией, входящей в государственную систему здравоохранения Ульяновской
области и участвующей в реализации территориальной программы обязательного
медицинского страхования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о
наличии у истца права на получение специальной социальной выплаты,
установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии у истца
права на получение специальной социальной выплаты, поскольку в должностные
обязанности Черновой Т.И. не входит оказание непосредственной медико‑санитарной
помощи по поводу заболеваний (состояний)
или с профилактической целью по территориально-участковому принципу
прикрепленному населению, а также осуществление диспансерного наблюдения
граждан по основному заболеванию (состоянию), подпунктом «д» пункта 2
постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568
установлена специальная социальная выплата медицинским работникам медицинских
организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения
и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского
страхования либо территориальных программ обязательного медицинского
страхования, в том числе среднему медицинскому персоналу районных больниц.
Средний медицинский персонал, работающий с врачами, а также
оказывающий первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний)
или с профилактической целью, включая проведение исследований, по
территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или)
осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию
(состоянию) поименован в подпункте «е» пункта 2 постановления Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568,
в то время как Чернова Т.И. имеет право на получение социальной выплаты
согласно подпункту «д» пункта 2 данного Постановления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Чернова Т.И. не
относится к категории медицинских работников, имеющих право на назначение
специальной социальной выплаты, предусмотренной постановлением Правительства
Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, в связи с отсутствием среднего
профессионального образования, не могут быть приняты во внимание судебной
коллегией.
Действительно,
подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568 (в редакции от 15.08.2023), к категории медицинских
работников, имеющих право на назначение специальной социальной выплаты, были
отнесены специалисты со средним медицинским образованием центральных районных,
районных и участковых больниц.
Вместе
с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 №
343 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от
31.12.2022 № 2568, подпункт «д» пункта 2 данного постановления изложен в новой
редакции, согласно которой к категории медицинских работников, имеющих право на
назначение специальной социальной выплаты, отнесен средний медицинский персонал
центральных районных, районных и участковых больниц.
Как
указывалось выше, в соответствии с Номенклатурой должностей медицинских
работников и фармацевтических работников, должность *** отнесена к должностям
среднего медицинского персонала.
Каких-либо
дополнительных требований для предоставления среднему медицинскому персоналу
районных больниц специальной социальной выплаты законодатель не предусмотрел.
При
таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным
и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не
имеется.
Суд
первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал
надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат
материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены
правильно, нормы материального права судом применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную
отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Мелекесского районного суда Ульяновской области от 6 августа 2024
года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)
в течение трех месяцев со дня
изготовления мотивированного апелляционного определения, по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Мелекесский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 25 ноября 2024 года.