Судебный акт
О взыскании налогов и пени
Документ от 12.11.2024, опубликован на сайте 28.11.2024 под номером 115710, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по налогам, пени, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-002957-86 

судья Высоцкая А.В.                                                                         Дело №33а-4927/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           12 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при помощнике судьи Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Губермана Якова Алексеевича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 2 июля 2024 года по делу №2а-1649/2024, которым постановлено:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Губерману Якову Алексеевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, пеней, удовлетворить.

Взыскать с Губермана Якова Алексеевича, ИНН *** в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2021 г. в сумме 802 руб., за 2022 г. - в сумме 882 руб., задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 429 руб., пени за период с 01.05.2019 по 27.03.2024 в сумме 11 267 руб., всего – 13 380,81 руб.

Взыскать с Губермана Якова Алексеевича, ИНН *** в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме 535,23 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Губермана Я.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области Крупновой Ю.Н., не согласившейся с апелляционной жалобой, полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Губерману Я.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени в общей сумме 13 380,81 руб.

В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что административный ответчик состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области, за ним числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 802 руб., за 2022 год – в размере 882 руб., задолженность по транспортному налогу 2018 год в размере 429 руб., задолженность по пени за период с 01.05.2019 по 27.03.2024 в сумме 11 267 руб., в том числе на недоимку по транспортному налогу за 2014-2016 годы, всего – 13 380,81 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Губерман Я.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Указывает, что судом первой инстанции не дана оценка законности действий (бездействия) налогового органа в части признания безнадежной к взысканию и списания задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы без начисленных пени.

Суд уклонился от оценки его доводов в части: незаконного восстановления налоговым органом задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы после прекращения в отношении него процедуры банкротства; многократных повторных обращений налогового органа к мировому судье о выдаче судебных приказов по транспортному налогу после отмены ранее выданных судебных приказов по тем же налогам; необращения налогового органа в соответствии со ст.48 НК РФ в суд с заявлением о взыскании спорных сумм в течение шести месяцев, после отмены соответствующих судебных приказов по транспортному налогу и пеням за 2014, 2015, 2016 и 2018 годы и, как следствие, утраты налоговым органом возможности взыскания без восстановления срока подачи иска; фактического погашения задолженности по налогу на имущество за 2021 год; отсутствия в деле ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи иска.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

При принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения (ч.2 ст.178 КАС РФ).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3).

Принятое по делу решение не отвечает названным требованиям.

Принимая решение об удовлетворении требований налогового органа в полном объеме, суд, проверив представленные административным истцом расчеты по начислению недоимки по налогам, а также суммы начисленных на недоимку пени, установив соблюдение административным истцом предусмотренного статьей 48 НК РФ порядка и сроков обращения в суд с настоящим административным иском, пришел к выводу об обоснованности заявленных УФНС России по Ульяновской области требований о взыскании с административного ответчика спорных налогов и пени.

С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Приходя к такому выводу, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).

В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Данная статья введена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1 указанной статьи единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктами 4, 5 указанной статьи предусмотрено, что единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).

В соответствии с подп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, согласно п.2 ст.4 названного Федерального закона в целях п.1 ч.1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.

В силу п.10. ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства, поступившие после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Положениями подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п.13 ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.

В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).

Как установлено по делу, Губерман Я.А., *** года рождения, ИНН *** состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области.

Налоговым органом заявлено о взыскании с административного ответчика налога на имущество физических лиц за 2021 год в размере 802 руб., за 2022 год в размере 882 руб., транспортного налога за 2018 год в размере 429 руб. (остаток задолженности от суммы 1231 руб.), пени за период с 01.05.2019 по 27.03.2024 в сумме 11 267 руб., в том числе пени на недоимку по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы за период с 02.05.2019 по 31.12.2022 и с 01.01.2023 по 27.03.2024 на недоимку на задолженность на едином налоговом счете (том 1 л.д. 5-6).

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от *** по делу №*** на основании заявления *** Губерман Я.А. был признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества. Заявление о признании Губермана Я.А. банкротом принято к производству арбитражного суда 08.06.2017. В реестр требований кредиторов были включены требования кредиторов на сумму 3 589 687,47 руб., в том числе требования ФНС России (том 1 л.д. 59-61).

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от *** в отношении Губермана Я.А. была введена процедура реструктуризации долгов.

Определением арбитражного суда Ульяновской области от *** производство по делу №*** прекращено ввиду отсутствия у должника имущества, достаточного для оплаты судебных и текущих расходов на проведение процедур банкротства и отсутствия согласия участвующих в деле лиц на финансирование процедуры банкротства (том 1 л.д. 62-63).

Транспортный налог за 2014 год в размере 13 715 руб. взыскан судебным приказом мирового судьи судебного участка №6 Заволжского судебного района г.Ульяновска от *** № ***. Апелляционным определением Заволжского районного суда г.Ульяновска от *** (дело №***) в удовлетворении заявления УФНС России по Ульяновской области о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа, выданного на основании данного судебного приказа, отказано (том 1 л.д. 87, 74).

Налог за 2015 год по транспортному налогу в размере 13 715 руб. взыскан судебным приказом от *** № *** (том 1 л.д. 75). Сведений о предъявлении данного судебного приказа к исполнению не представлено.

Транспортный налог за 2016 год в размере 13 715 руб. взыскан судебным приказом мирового судьи судебного участка №6 Заволжского судебного района г.Ульяновска от *** № ***. Данный судебный приказ отменен *** (том 1 л.д. 100-102).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №6 Заволжского судебного района г.Ульяновска от *** №*** с Губермана Я.А.повторно был взыскан транспортный налог за 2016 год. Данный судебный приказ отменен *** (том 1 л.д. 97-99).

Определением мирового судьи судебного участка №6 Заволжского судебного района г.Ульяновска от *** отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Губермана Я.А. недоимки по транспортному налогу за 2016 год (том 1 л.д. 57).

Транспортный налог за 2018 год в размере 1231 руб. взыскан судебным приказом мирового судьи судебного участка №6 Заволжского су г.Ульяновска от *** №***. Данный судебный приказ отменен *** (том 1 л.д. 106-108).

Решением налогового органа от *** №*** признана безнадежной к взысканию и списана задолженность Губермана Я.А. по налогу в размере 13 715 руб. и пени в сумме 704,39 руб. (том 1 л.д. 95).

Решением налогового органа от *** №*** признана безнадежной к взысканию и списана задолженность Губермана Я.А. по налогу в размере 13 715 руб. и пени в сумме 3441,79 руб. (том 1 л.д. 94).

Решением налогового органа от *** №*** признана безнадежной к взысканию и списана задолженность Губермана Я.А. по налогу в размере 13 715 руб., пени в сумме 57,10 руб. (том 1 л.д. 93).

Принимая во внимание, что судебные приказы о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за             2014-2016 годы отменены, названная недоимка признана административным истцом безнадежной к взысканию и списана, судебный приказ о взыскании транспортного налога за 2018 год отменен ***, и в нарушение требований ст.48 НК РФ налоговый орган в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа не обращался в суд с административным иском о взыскании указанной задолженности, у суда отсутствовали основания для взыскания в административного ответчика пени на недоимку по транспортному налогу за 2014, 2015 и 2016 годы за период с 02.05.2019 по 28.12.2021 на сумму 41 145 руб. и с 30.12.2021 по 31.12.2022 на сумму 27 430 руб., а также транспортного налога за 2018 год.

Также отсутствовали основания для взыскания с Губермана Я.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 802 руб., поскольку данный налог был оплачен административным ответчиком 06.01.2023 (том 1 л.д. 58).

При этом усматривается, что указанная сумма 802 руб. была направлена налоговым органом в погашение задолженности по транспортному налогу за 2018 год (1231 руб. – 802 руб. = 429 руб.), оснований для чего не имелось, поскольку как указано выше, право для взыскания данной задолженности административным истцом утрачено в связи с пропуском срока обращения в суд после отмены судебного приказа.

Требование административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2022 год в размере 882 руб. и пени в связи с несвоевременной оплатой данного налога судебная коллегия признает обоснованными.

Данная сумма налога начислена в налоговом уведомлении №*** от ***, которое направлено Губерману Я.А. в личный кабинет налогоплательщика и получено им 12.09.2023 (том 1 л.д. 16, 17).

По состоянию на 09.07.2023 УФНС России по Ульяновской области административному ответчику было выставлено требование №***, в котором указано о наличии у налогоплательщика задолженности в размере отрицательного сальдо.

Судебный приказ мирового судьи судебного участка №6 Заволжского судебного района г.Ульяновска  от *** о взыскании с Губермана Я.А. спорной суммы недоимки отменен ***.

После отмены судебного приказа УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском в установленный законом шестимесячный срок.

Поскольку административным ответчиком не представлено доказательств уплаты налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере 882 руб., указанная задолженность подлежит взысканию в бюджет.

В связи с неуплатой в срок до 01.12.2023 данного налога на недоимку подлежат начислению пени за период с 02.12.2023 по 27.03.2024 в сумме 54,57 руб.

В соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Губермана Я.А. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

В силу изложенного принятое по делу решение подлежит отмене на основании ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием нового решения об удовлетворении требований УФНС России по Ульяновской области в части взыскания с Губермана Я.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2022 год в размере 882 руб., пени на указанную задолженность за период с 02.12.2023 по 27.03.2024 в сумме 54 руб. 57 коп., всего – 936 руб. 57 коп.

Требования административного истца в остальной части не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 2 июля 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Губерману Якову Алексеевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу, пеней удовлетворить частично.

Взыскать с Губермана Якова Алексеевича, *** года рождения, ИНН *** в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2022 год в размере 882 руб., пени на указанную задолженность за период с 02.12.2023 по 27.03.2024 в сумме 54 руб. 57 коп., всего – 936 руб. 57 коп.

В удовлетворении требований Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Губерману Якову Алексеевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2021 в сумме 802 руб., задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в сумме 429 руб., пени в большем размере отказать.

Взыскать с Губермана Якова Алексеевича, *** года рождения, ИНН *** в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 400 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                                                                             

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.11.2024.