УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0024-03-2024-000680-34
Судья Данилина
А.В.
Дело № 33а-5052/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.
Ульяновск
19 ноября
2024 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей
Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,
при ведении
протокола помощником судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской
области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 2 августа
2024 года по делу № 2а-3-466/2024, которым постановлено:
административные
исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области
удовлетворить частично.
Обязать
муниципальное казенное предприятие «Цильна» в срок до
1 декабря 2024 года разработать проект
изменений в производственную программу, утвержденную приказом Агентства по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 170-П
в части включения плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных
систем водоснабжения, а также мероприятий по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности, а также провести мероприятия по корректировке
производственной программы в соответствии с постановлением Правительства от 29
июля 2013 года № 641 «Об инвестиционных и производственных программах
организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и
водоотведения».
В удовлетворении
административных исковых требований прокурора Цильнинского района Ульяновской
области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному
предприятию «Цильна» о признании незаконным
бездействия отказать.
Заслушав
доклад судьи Бахаревой Н.Н., пояснения помощника прокурора Стерлядевой Е.В., полагавшей решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор
Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с административным
иском в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному казенному
предприятию «Цильна» (далее - МКП «Цильна») о признании бездействия незаконным, возложении
обязанности предусмотреть проведение плановых мероприятий.
В
обоснование административного иска указал, что прокуратурой района проведена
проверка деятельности МКП «Цильна», в ходе которой
выявлены факты нарушения требований действующего законодательства в сфере
разработки и реализации производственных программ водоснабжения.
Установлено,
что по состоянию на 21 июня 2024 года уровень износа системы водоснабжения в ***
составляет 70 %, а протяженность подлежащих замене сетей водоснабжения около 30
км.
МКП
«Цильна» разработана производственная программа в
сфере холодного водоснабжения муниципального образования «Цильнинское городское
поселение» Цильнинского района Ульяновской области на 2023-2027 годы (далее -
Программа), которая утверждена Агентством по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 170-П. Между тем в нарушение
требований федерального законодательства действующей Программой МКП «Цильна» не предусмотрены проведение плановых мероприятий по
ремонту объектов централизованных систем водоснабжения, мероприятия по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по
снижению потерь воды при транспортировке холодного водоснабжения и
водоотведения.
Ненадлежащее
исполнение МКП «Цильна» обязанности в области
разработки и реализации производственной программы водоснабжения влечет
разрушение коммунальной инфраструктуры, находящейся в муниципальной
собственности, негативным образом сказывается на качестве предоставляемой коммунальной
услуги. Кроме того, отсутствие водоснабжения вследствие аварии может
способствовать возникновению очагов антисанитарии, а в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций (пожар) - привести к значительным материальным потерям,
гибели людей, что недопустимо.
31
января 2024 года в адрес директора МКП «Цильна»
внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и
удовлетворено, однако по состоянию на 21 июня 2024 года нарушения не устранены.
Прокурор,
уточнив требования, просит признать незаконным бездействие МКП «Цильна», выразившееся в отсутствии в производственной
программе плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем
водоснабжения; обязать
административного ответчика в срок до 1 декабря 2024
года разработать проект изменений в
производственную программу, утвержденную приказом Агентства по регулированию
цен и тарифов Ульяновской области от 25 ноября 2022 года № 170-П в части
включения плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных систем
водоснабжения, а также мероприятий по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности; провести мероприятия по корректировке
производственной программы в
соответствии с постановлением Правительства от 29 июля 2013 года № 641
«Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих
деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения».
К
участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МО
«Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области, Агентство
по
регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Цильнинское городское
поселение» Цильнинского района Ульяновской области не соглашается
с решением суда в части удовлетворенных административных исковых требований,
просит в данной части его отменить, производство по административному делу
прекратить.
В
обоснование жалобы указывает, что отказ в признании бездействия незаконным
исключает возможность возложения на административного ответчика обязанности по
совершению определенных действий. Тем не менее, суд, отказав в признании
бездействия административного ответчика незаконным, возложил на него обязанность
разработать проект изменений в производственную программу и провести
мероприятия по ее корректировке, что противоречит сути административного
судопроизводства.
Обращает
внимание, что административный иск не содержал сведений о правах, свободах и
законных интересах неопределенного круга лиц, а также даты (периода) и места
совершения оспариваемого бездействия, судом данный вопрос не исследовался.
Кроме
того судом не была дана оценка позиции Агентства по регулированию цен и тарифов
Ульяновской области, выраженной в письме от 31 июля 2024 года № 73-ИОГВ-17/916 и адресованной директору МКП «Цильна» о невозможности
внести корректировку в производственную программу предприятия.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Изучив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом
норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с
административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря
2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).
Согласно пункту 1
статьи 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного
самоуправления городских поселений, городских округов по организации
водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится
организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации
водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения
организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжении и
(или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных
организаций от исполнения своих обязательств.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, МКП «Цильна»
является ресурсоснабжающей
(гарантирующей) организацией в области водоснабжения на территории МО «Цильнинское
городское поселение» Цильнинского района Ульяновской области.
В настоящее время
основным видом деятельности МКП «Цильна»
согласно пункту 2.3 устава являются
водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение населения и организаций (л.д.
49-59).
Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
от 25 ноября 2022 года № 170-П
утверждена производственная
программа МКП «Цильна»
в
сфере холодного водоснабжения МО «Цильнинское городское поселение» Цильнинского
района Ульяновской области на 2023-2027 годы (л.д. 85-87).
Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой
проведена проверка соблюдения требований законодательства в
жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой выявлен факт несоблюдения МКП «Цильна» требований Закона №
416-ФЗ, а именно пунктом 2 указанной Программы плановые мероприятия по
ремонту объектов централизованных систем водоснабжения и мероприятия по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности отсутствуют, не запланированы.
Отсутствие
указанных мероприятий в Программе обусловлено нехваткой денежных средств
для их реализации, что следует из ответа МКП «Цильна» на представление
прокурора (л.д. 12).
Суд
первой инстанции, удовлетворяя
требования прокурора, исходил из
того, что требования Закона № 416-ФЗ
МКП «Цильна»
по включению плановых мероприятий по ремонту объектов централизованных
систем водоснабжения, а также мероприятий по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности при разработке Программы не исполнены, в связи с
чем на административном ответчике лежит
обязанность по разработке проекта изменений в производственную программу.
С
указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
В соответствии с пунктом 21
статьи 2 Закона № 416-ФЗ
производственная
программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное
водоснабжение и (или) водоотведение представляет собой программу текущей
(операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых
видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно статье 41
Закона № 416-ФЗ производственные программы разрабатываются, утверждаются и
корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При разработке
производственной программы учитываются: результаты технического обследования централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
плановые значения показателей надежности, качества, энергетической
эффективности; решения органов местного самоуправления о прекращении горячего
водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего
водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически
присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
Производственная
программа должна содержать: перечень плановых мероприятий по ремонту объектов
централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий,
направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или)
качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при
транспортировке; планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод);
объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной
программы; график реализации мероприятий производственной программы; плановые
значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; иные
сведения, предусмотренные порядком разработки, утверждения и корректировки
производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение и (или) водоотведение, требованиями к составу
производственных программ, которые утверждены Правительством Российской
Федерации.
Производственные
программы утверждаются органами регулирования тарифов.
Производственная
программа разрабатывается организацией, осуществляющей горячее водоснабжение,
холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых
тарифов.
Аналогичные требования предусмотрены подпунктом
«б» пункта 5 Правил разработки,
утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих
горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013
года № 641 (далее - Правила).
Согласно подпункту «а»
пункта 7 Правил проект
производственной программы разрабатывается
с учетом результатов технического обследования централизованных систем
водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 17 Правил установлено, что корректировка
производственной программы осуществляется регулируемой организацией в случае
изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к
росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения
законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации
производственной программы.
Регулируемая организация представляет в
уполномоченный орган проект измененной производственной программы
(производственную программу в новой редакции), который должен содержать
предложения о включении в производственную программу новых мероприятий, о
переносе сроков реализации мероприятий производственной программы и об
изменении стоимости этих мероприятий, а также материалы и документы,
обосновывающие необходимость корректировки производственной программы.
Рассмотрение и
утверждение уполномоченным органом предложений регулируемой организации о
внесении изменений в производственную программу осуществляется в порядке,
предусмотренном пунктами 8
- 11
настоящих Правил.
В ходе проведения прокуратурой проверки установлено,
что уровень износа системы водоснабжения в ***
составляет 70 %, а протяженность подлежащих замене сетей водоснабжения около 30
км. Указанное обстоятельство
административным ответчиком не оспаривалось и подтверждается
первоначальным проектом Программы, предусматривающим такие мероприятия как замена насосов на скважинах,
косметический ремонт каптажа и скважин, ремонт водопровода (л.д. 39-45).
Вместе с тем, требования статьи 41
Закона № 416-ФЗ и подпункта «б»
пункта 5 Правил административным
ответчиком не исполнены, плановые
мероприятия по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения, по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности при разработке
Программы не включены. Как верно указал суд первой инстанции, данное
обстоятельство предусматривает обязанность административного ответчика по разработке проекта изменений в
производственную программу и проведению
мероприятия по корректировке Программы.
Недостаточность
финансирования для осуществления
мероприятий по ремонту объектов централизованных систем водоснабжения, по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности не может быть поставлена
в зависимость от каких-либо условий, поскольку отсутствие таких мероприятий повлечет нарушение прав
неопределенного круга лиц на предоставление услуг водоснабжения и водоотведения
надлежащего качества.
Установленный судом
срок для выполнения указанных
мероприятий судебная коллегия
находит разумным, исходя из конкретных обстоятельств дела. Кроме того,
статьей 189 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право административного ответчика на обращение в
суд, рассмотревший административное дело, с
заявлением об отсрочке или рассрочке
исполнения решения суда.
Доводы жалобы
о том, что судом не дана оценка
письму Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 31 июля
2024 года о
невозможности внесения корректировки в Программу предприятия, выводы суда первой инстанции не опровергают,
поскольку возможность ее осуществления, а также внесения изменений в программу
предусмотрено вышеуказанными Правилами.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат
оснований к отмене оспариваемого решения, поскольку не опровергают выводов суда
первой инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции
правильного применения норм процессуального и материального права.
Суд верно определил
предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы
материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на
доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым
дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации.
При
таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 2 августа 2024 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Цильнинское городское поселение» Цильнинского района Ульяновской
области - без удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 28 ноября 2024 года.