У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-001216-36
Судья Анциферова Н.Л.
Дело № 33а-5031/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 19
ноября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Куликова Вячеслава
Анатольевича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 апреля
2024 года по делу № 2а-1472/2024, которым постановлено:
в
удовлетворении административных исковых требований Куликова Вячеслава
Анатольевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о
признании задолженности безнадежной, возложении обязанности произвести
перерасчет налога отказать.
Заслушав
доклад судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Куликов В.А. обратился в суд с административным иском, уточненным в
ходе судебного разбирательства, к Управлению Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) о признании задолженности безнадежной,
возложении обязанности произвести перерасчет налога.
В
обоснование требований указано, что УФНС России по Ульяновской области в первом
квартале 2023 года выявило начисление по страховым взносам за период 2019-2020
годы.
О нарушении
права, а именно срока исковой давности, ему стало известно в апреле-мае 2023
года, когда задолженность появилась в личном кабинете на портале Госуслуги, при этом отсутствовали какие-либо уведомления о
задолженности по налогам. Задолженность по указанным страховым взносам в
течение 2023 года изменялась в суммах и периодах начисления.
10 декабря
2023 года им направлено в адрес
УФНС России по Ульяновской области заявление с просьбой отменить решение о
взыскании задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с указанным
решением, произвести перерасчет по налогам, обязательным платежам и пени за
период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, а также провести сторнацию суммы уплаченной им на счет ЕНП в размере
27 691 руб. 10 коп. в счет погашения задолженности за 2020 год.
В ответ на данное заявление налоговый
орган 19 декабря 2023 года произвел
начисление страховых взносов (ОПС, ОМС) не только за спорный 2019 год, а за
2017 и 2018 годы.
30 марта 2024 года им получено
административное исковое заявление УФНС России по Ульяновской области на сумму
102 916 руб. 81 коп. Требования налогового органа основываются на исчислении
страховых взносов за 2017, 2018 годы и
начисленных пени. В эти же требования включены недоимки по транспортному и
имущественному налогам, уплаченные плательщиком в ноябре 2023 года и отнесенные
налоговым органом самостоятельно в счет, в том числе, платежей по страховым
взносам за спорный период 2019 года.
Считает,
что начисление УФНС России по Ульяновской области страховых взносов и пени за
периоды 2017-2018 годы, а также отнесение денежных средств по оплате
имущественного и транспортного налогов в счет иных платежей противоречит
закону. К моменту выставления налоговым органом требования 27 июня 2023 года истек трехлетний срок
для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, порядок исправлений в налоговом
учете установлен статьей 54 Налогового кодекса Российской Федерации, что
является правовым основанием для проведения сторнации
суммы, уплаченной административным истцом на счет ЕНС в счет погашения
задолженности по НДФЛ, транспортному и имущественному налогам. В данном случае
ее непроведение приведет к необоснованному начислению пени на сумму налогов, фактически
оплаченных налогоплательщиком.
Просил признать безнадежной к взысканию задолженность по
уплате страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в размере 79 299 руб., в том числе 23 400 руб. за 2017 год, 26 545 руб. за 2018 год, 29 354 руб. за 2019
год, а также начисленные пени по
указанным страховым взносам; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное
медицинское страхование в размере 17 314 руб., в том числе
4590 руб. за 2017 год, 5840 руб. за 2018 год, 6884 руб. за 2019 год, а
также начисленные пени по указанным страховым взносам; обязать УФНС
России по Ульяновской области устранить допущенные нарушения путем проведения
перерасчета по налогам, обязательным платежам и пени за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022
года, с проведением сторнации суммы уплаченной на счет ЕНП сумм в размере 3645
руб. и 27 691 руб. 10 коп. в счет погашения задолженности по НДФЛ,
имущественному, транспортному и земельным налогам; взыскать расходы по уплате
государственной пошлины в размере 300 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Куликов В.А. не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного
иска. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального
права и неправильное толкование закона, а именно статей 46, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не соглашается с выводом суда о соблюдении налоговым органом сроков
направления требований об уплате задолженности. В период с 2017 года по 2023
год он являлся арбитражным управляющим, в связи с чем к нему применялись
положения статьи 46 Налогового
кодекса Российской Федерации о взыскании
задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика – организации,
индивидуального предпринимателя. Положения статьи 47 Налогового кодекса
Российской Федерации в части сроков
взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика в данном
случае не применимы, поскольку к моменту направления требования он утратил
статус арбитражного управляющего, и к нему должны применяться положения статьи
48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Полагает, что административным ответчиком пропущен срок для направления
требования об уплате задолженности и для обращения в суд с иском о взыскании
задолженности по налогам за 2017-2021 годы.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив
правильность применения судом норм материального и процессуального права,
судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
Согласно пункту 1 статьи 52 Налогового кодекса
Российской Федерации Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую
уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и
налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Плательщик страховых взносов самостоятельно
исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период,
исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно подпункту
2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в
том числе, арбитражные управляющие.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2
пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на:
обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.
В силу
пункта 1
статьи 75 Налогового кодекса
Российской
Федерации обязанность налогоплательщика по уплате пени возникает в
случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в
установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Федеральным законом № 263-ФЗ от 14 июля 2022
года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в
положения Налогового
Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого
налогового счета с 1 января 2023 года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом
признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной
обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового
платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый
счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации,
являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых
взносов и (или) налоговыми агентами.
Единым налоговым
платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком,
плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или)
иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства,
предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика,
плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также
денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора,
плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 11.3
Налогового кодекса Российской
Федерации).
В соответствии с
пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность
сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого
налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на
едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с
соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы
физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог
на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его
перечислению налоговым агентом; 3)
недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее
раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы,
страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате
(перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных
средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового
платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
В части 3
статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены
основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора.
Статьей 59
Налогового кодекса Российской Федерации определены конкретные случаи признания
задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными
налогоплательщиками, безнадежной к взысканию.
В силу подпункта 4
пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации
безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам,
числящиеся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которых оказалось
невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый
орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и
штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Как следует из материалов административного дела и установлено судом,
Куликов В.А. состоял в саморегулируемой организации
арбитражных управляющих *** с 17 ноября 2015 года по 27 декабря 2022 года, о
чем в реестр 2 декабря 2015 года и 19 января
2023 года внесены соответствующие записи (л.д. 88).
5 мая 2023 года в
УФНС России в электронной форме через электронный сервис Системы
межведомственного электронного взаимодействия Росреестром предоставлены
вышеуказанные сведения о периоде нахождения Куликова В.А. в статусе
арбитражного управляющего.
С учетом частичной оплаты недоимка по страховым взносам за 2017 год по ОПС составила
23 400 руб., по ОМС – 4590 руб.; за 2018 год по ОПС
- 26 545 руб., по ОМС – 5840 руб.; за 2019 год по ОПС - 21 095 руб. 54 коп., по ОМС – 5808 руб.; за 2020 год
по ОПС - 33 349
руб., по ОМС – 8426 руб.; за 2021 год по
ОПС - 32 448 руб., по ОМС – 8426 руб.; за 2022 год по
ОПС - 34 445 руб., по ОМС – 8766 руб.; за 2023 год
по ОПС и ОМС – 2341 руб. 39 коп., на
задолженность начислены пени (л.д. 75-82).
Налоговым органом
административному истцу выставлено требование № *** от *** года об уплате задолженности по недоимке, в
том числе по страховым взносам в размере 156 180 руб. 93 коп., пени в
размере 30 988 руб. 57 коп.,
предусматривающее срок добровольного погашения задолженности до 26 июля 2023 года (л.д. 72-73).
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав
оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно
применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые
правоотношения, суд первой инстанции указал на отсутствие правовых оснований
для признания задолженности безнадежной,
для возложения на административного ответчика обязанности по перерасчету
налога и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
С выводами суда первой инстанции судебная
коллегия соглашается.
Будучи зарегистрированным в качестве арбитражного управляющего, Куликов
В.А. знал о том, что необходимо уплачивать
страховые взносы, однако в установленные
сроки исчисленные страховые взносы не
уплатил, что привело к образованию
задолженности и начислению пени.
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным
ответчиком срока для выставления
требования об оплате обязательных
платежей по ОПС и ОМС за 2017, 2018,
2019 годы судебной коллегией отклоняется, поскольку указанный срок налоговым
органом соблюден.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской
Федерации требование
об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику
сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев
со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица,
если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Куликов В.А., как того требует часть 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации,
должен был самостоятельно произвести
исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетные
периоды, чего им сделано не было.
Налоговый орган произвел начисление
страховых взносов после поступления
информации о том, что административный
истец состоял в саморегулируемой организации
арбитражных управляющих, и в течение 3 месяцев с указанной даты выставил
соответствующее требование об оплате
недоимки. Действия
административного истца согласуются с положениями статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, вступившими в законную силу решениями Карсунского районного
суда Ульяновской области от *** года по делу
№ *** и от *** года по делу № *** с Куликова В.А. в пользу УФНС России по Ульяновской области
взысканы задолженность по страховым взносам
по ОПС и ОМС
за 2017 - 2023 годы в общем размере 215 479 руб. 93 коп.
Основания, предусмотренные подпунктом 4
пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации,
для признания недоимки, задолженности по
пеням безнадежными к взысканию
отсутствуют.
Несостоятельными
являются и доводы жалобы о том, что налоговый орган неправомерно засчитал денежные средства от произведенной
административным истцом 30 мая 2023 года
и 28 ноября 2023 года оплаты
налога на имущество физических лиц и транспортного налога в счет иных платежей.
Поскольку указанные платежи произведены после
1 января 2023 года, то денежные средства поступают в виде единого
налогового платежа и распределяются
автоматически по имеющейся задолженности согласно требованиям статьи 45 Налогового Кодекса Российской
Федерации.
В целом, доводы апелляционной жалобы
повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, были
предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного судебного акта не
влияют, поскольку направлены на оспаривание обоснованности вывода суда, иное
толкование норм права.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 12 апреля 2024 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Куликова Вячеслава Анатольевича - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 ноября 2024 года.