У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0002-01-2024-002209-11
Судья Лисова Н.А. Дело № 33а-5204/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
19 ноября 2024
года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Трифоновой Т.П.,
судей Кинчаровой
О.Е., Сычевой О.А.,
при ведении
протокола судебного заседания помощником судьи Каминской Ю.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска на
решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 6 июня 2024 года, с учетом
определения того же суда от 2 сентября 2024 года об исправлении описки, по делу
№ 2а-1866/2024, которым постановлено:
административный иск
Прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в защиту прав и
законных интересов несовершеннолетних *** к администрации города Ульяновска о
признании незаконным постановления, возложении обязанности установить разумные
сроки сноса аварийного дома удовлетворить частично.
Признать незаконным
постановление администрации г.Ульяновска №*** от *** «О признании многоквартирных домов аварийными
и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических и
юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***
до 31.12.2030.
Обязать
администрацию города Ульяновска не позднее 30 дней со дня вступления решения в
законную силу принять решение об установлении срока отселения физических и
юридических лиц из аварийного дома № *** по *** до 01.05.2025 и внести
соответствующие изменения в постановление администрации г.Ульяновска от *** №***
«О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу».
Об исполнении
решения суда по административному делу сообщить в суд и заинтересованным лицам
(жителям аварийного дома №*** по ***) в течение одного месяца со дня принятия
соответствующего решения.
В остальной части
иска Прокурора Засвияжского района города Ульяновска к администрации города
Ульяновска о возложении обязанности установить разумные сроки сноса аварийного
дома и отселения до 31.12.2024 - отказать.
Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения
прокурора Стерлядевой Е.В., судебная
коллегия
установила:
Прокурор
Засвияжского района г.Ульяновска, действующий в защиту прав и законных
интересов несовершеннолетних *** обратился в суд с административным иском к
администрации г.Ульяновска о признании незаконным постановления, возложении
обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома.
В обоснование требований
указал, что прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка
законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких
домов, по результатам которой установлено, что постановлением администрации г.
Ульяновска №*** от *** «О признании многоквартирных домов аварийными и
подлежащими сносу» многоквартирный жилой дом №*** по *** признан аварийным и
подлежащим сносу.
Расселение
указанного дома предусмотрено до 31.12.2030.
Однако, в связи с
тем, что дальнейшая эксплуатация данного дома и проживание в нём граждан
создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья
иных лиц, решение администрации г. Ульяновска об установлении срока отселения жителей
дома до 31.12.2030 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.
Заключением
межведомственной комиссии от *** № *** об оценке соответствии многоквартирного
дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - заключение),
утвержденным постановлением администрации г. Ульяновска от *** № ***, жилой дом
№ *** по *** признан аварийным и подлежащим сносу в связи с техническим
состоянием несущих конструкций многоквартирного дома в целом. Состояние дома
признано аварийным.
В ходе осмотра дома,
проведенного 09.02.2024 специалистами Агентства государственного строительного
и жилищного надзора Ульяновской области, установлены различные дефекты и
повреждения указанного многоквартирного дома, указывающие на аварийное
состояние отдельных конструкций, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной
(безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Поскольку дальнейшая
эксплуатация дома № *** по *** и проживание в нем граждан создает реальную
угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, решение
администрации г. Ульяновска об
установлении срока отселения дома до 31.12.2030 нарушает права граждан на
благоприятную среду проживания.
В связи с этим
прокурор просил признать незаконным п.*** постановления администрации
г.Ульяновска №*** от *** «О признании
многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления
срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном
доме, расположенном по адресу: ***, до 31.12.2030. Обязать администрацию
г.Ульяновска установить срок сноса данного аварийного дома и отселения из него
жителей до 31.12.2024.
Судом к участию в деле в качестве
заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и градостроительства
администрации г.Ульяновска, Управление муниципальной собственностью
администрации г.Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, Агентство государственного
строительного и жилищного надзора Ульяновской области, МБУ «Управление
гражданской защиты г.Ульяновска», Министерство природных ресурсов и экологии
Ульяновской области, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», ООО «УК Рассвет».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об
отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает,
что конкретные сроки, в которые производится отселение жителей из аварийного
дома, законом не установлены. Обращает внимание, что Жилищным кодексом РФ не
установлены требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Ссылаясь на Обзор законодательства и судебной практики
Верховного Суда РФ за II
квартал 2009 года, п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положение,
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, указывает, что
определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией
органа местного самоуправления.
Обращает внимание, что жители вышеуказанного
многоквартирного дома вправе обратиться в администрацию города Ульяновска за
предоставлением им для временного проживания жилых помещений маневренного
фонда, при этом жители данного дома отказались от переселения в маневренный
фонд.
Полагает, что прокурором пропущен срок исковой давности
для обращения в суд.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав пояснения прокурора, проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно
нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое
помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом
может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям
и в порядке,
которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном
доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые
помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006
№ 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого
помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома
садовым домом.
Согласно п. 7 указанного Положения оценка и
обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения
пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в
целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее -
комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома
установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а
также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или
органом местного самоуправления.
В п. 47 Положения перечислены решения,
которые вправе принять комиссия по результатам своей работы. Одним из таких
решений является решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. 49 Положения в случае принятия
указанного решения компетентный орган
издает распоряжение с указанием о сроках отселения физических и юридических лиц
в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение компетентного органа может быть
обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52).
В ходе рассмотрения дела установлено, что
заключением межведомственной комиссии от 26.05.2022 в отношении
многоквартирного жилого дома по *** выявлены основания для признания его
аварийным и подлежащим сносу (л.д.
102-103 т.1). На основания указанного заключения межведомственной комиссии постановлением администрации г.Ульяновска № *** от ***
многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. определен срок
его расселения – до 31.12.2030 (л.д. 101 т.1).
Данный многоквартирный дом состоит из 8
квартир, 6 из которых находятся в собственности граждан, 2 – в муниципальной
собственности – л.д.77 т.1).
Постановлением Правительства Ульяновской
области от 21.11.2017 № 573-П утверждена областная адресная программа
«Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из
многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018 -
2030 годах». Многоквартирный жилой дом по *** в *** включен в указанную
программу (№ *** Приложения к Программе).
При рассмотрении дела суд первой инстанции
пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренный постановлением администрации
г.Ульяновска срок отселения жителей многоквартирного жилого дома является
неразумным.
Как следует из материалов дела, основанием
для принятия межведомственной комиссией заключения о наличии оснований для
признания дома аварийным и подлежащим
сносу явилось техническое заключение АО «Имущественная корпорация
Ульяновской области (Ульяновское областное БТИ) от 2022 года, составленное по
результатам обследования дома, которое было проведено 03.12.2021 (л.д. 17-31
т.1). Из выводов указанного технического заключения следует, что техническое
состоянии основных строительных конструкций многоквартирного дома в
соответствии с ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и
мониторинга технического состояния» характеризуется как аварийное. Эта
категория технического состояния строительной конструкции здания и сооружения в
целом, включая состояние грунтов основания, характеризующееся повреждениями и
деформациями, свидетельствующим об
исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующееся
кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
При осмотре перекрытия со стороны чердака и
при осмотре перекрытия между 1 и 2 этажом выявлено 90% балок чердачного перекрытия
со значительным поражением гнилью (до трухлявого состояния древесины) сечения
балок. Имеется опасность обрушения перекрытий.
В одной из квартиры первого этажа обрушена
балка перекрытия, обрушена часть междуэтажного перекрытия.
Таким образом, в связи с высоким физическим
износом несущих конструкций жилого дома, в пределах 61-80% (ветхое состояние) и
снижением до аварийного уровня его надежности, прочности и устойчивости
строительных конструкций, жилой дом подлежит сносу.
Указанное техническое состояние дома имело
место на декабрь 2021 года.
09.02.2024
специалистами Агентства государственного строительного и жилищного надзора
Ульяновской области был составлен акт обследования квартир № ***
многоквартирного *** и кровли с наружной стороны дома. В ходе проведенного
обследования было установлено: на кровле с наружной стороны наличие большого
слоя льда и снега; штукатурный слой фасада потрескавшийся, цоколь местами имеет
разрушения (осмотреть в полном объёме невозможно ввиду наличия снежной массы);
подъезд находится в неудовлетворительном состоянии: имеются разрушения
окрасочного и отштукатуренного слоя стен, расщепление деревянной обшивки стен,
при входе в подъезд (справа) стена частично без штукатурного слоя, на данном
участке отсутствие и выветривание раствора швов кирпичной кладки, имеется
деформация деревянной конструкции лестниц; на втором этаже имеются следы
протечек с плесенью; в квартире № ***, где произошло обрушение потолка в ванной
комнате, при визуальном осмотре установлено: в санузле и ванной комнате
(совмещено) имеются разрушения штукатурного слоя и дранки на потолке, местами
разрушение штукатурного слоя на стенах, на потолке следы намокания, напольное
покрытие имеет проседание; в квартире наличие трещин в стенах; в коридоре на
стенах и потолке имеются следы намокания и поражение плесенью; в коридоре
имеется проседание напольного деревянного покрытия; в квартире №*** при
визуальном осмотре установлено: в коридоре и на месте перехода в санузел
имеется проседание напольного покрытия; на момент осмотра в квартиру № ***
доступ не предоставлен (никто не открыл дверь). Выявленные дефекты и
повреждения, указывающие на аварийное состояние отдельных конструкций,
свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной)
эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Анализируя техническое состояние дома, суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренный в
постановлении администрации г.Ульяновска срок расселения жителей дома – до
31.12.2023, не отвечает требованиям разумности, поскольку проживание в
многоквартирном доме с учетом его технического состояния представляет опасность его жителей и других лиц,
посещающих указанный дом.
Довод представителя администрации г.Ульяновска
о пропуске срока на обращение в суд является несостоятельным. Постановлением
администрации г.Ульяновска определен срок отселения граждан до 31.12.2030, то
есть правоотношения носят длящийся характер. В связи с этим постановление
администрации г.Ульяновска может быть оспорено в течение всего срока его
действия.
Также суд не может согласиться с доводами
представителя администрации о невозможности установления судом срока отселения
жителей из многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим
сносу, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного
самоуправления.
Действительно, в силу вышеприведенных
положений законодательства определение срока сноса многоквартирного дома,
признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и
юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 52
указанного Положения решение соответствующего федерального органа
исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано
заинтересованными лицами в судебном порядке.
В настоящее время порядок оспаривания
решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов
местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих регламентирован главой 22 Кодекса
административного судопроизводства РФ.
Следовательно, решение органа местного
самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока
отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
Само по себе решение органа местного
самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает
произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса
такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам,
проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых
помещений (статьи 85,
86
ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а
потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы
гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и
свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем если при рассмотрении дела будет
установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет
опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или
по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то
предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим
требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в
зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган
местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие
благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2
статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее
санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории
жилых (часть 2
статьи 15 ЖК РФ).
В данном случае принятое судом по делу
решение об установлении иного, чем предусмотрено в постановлении администрации
г.Ульяновска, срока отселения граждан из признанного аварийным и подлежащим
сносу многоквартирного жилого дома
соответствует установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам и
разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года (утв.
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009).
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены
решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 6 июня 2024 года, с учетом определения того же
суда от 2 сентября 2024 года об исправлении описки, оставить без изменения,
апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено 29.11.2024.