Судебный акт
Об обеспечении ТСР, взыскании компенсации морального вреда
Документ от 19.11.2024, опубликован на сайте 09.12.2024 под номером 115868, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-004782-08

Судья Борисова Е.С.                                                                            Дело № 33-5403/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    19 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2024 года по гражданскому делу № 2-3710/2024, по которому постановлено:

исковые требования и.о. прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах несовершеннолетнего ***, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить *** техническим средством реабилитации – опорой для сидения в количестве 1 штуки.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу законного представителя несовершеннолетнего *** - Беспалова Антона Николаевича в счет компенсации морального вреда 7000 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

и.о. прокурора Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего ***, обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что ***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № 570.14.73/2019 от 06.05.2019 несовершеннолетний *** подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе опорой для сиденья для детей-инвалидов, которой до настоящего времени не обеспечен.

Просил возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность обеспечить *** техническим средством реабилитации: опорой для сиденья для детей‑инвалидов, взыскать с ответчика в пользу Беспалова А.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего *** компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов жалобы указывает, что Отделением в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предпринимались все меры по обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации. Сформировать направление ***  не представилось возможным по причине отсутствия действующего государственного контракта.

13.08.2024, после принятия решения судом первой инстанции, *** сформировано направление на получение технического средства реабилитации сроком действия по 06.10.2024.

Отмечает, что в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации, его право могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации либо путем формирования электронного сертификата.

Выражает несогласие с решением суда в части взыскания в пользу                    *** компенсации морального вреда, полагая, что заявленные требования вытекают из имущественных отношений.

Указывает, что доказательств невозможности продолжить вести инвалиду активную общественную жизнь, а также совершения Отделением именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права ***, либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не представлено.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ***, *** года рождения, является ребенком‑инвалидом (л.д. 15-16).

Для проведения реабилитационных мероприятий *** разработана индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка‑инвалида (ИПРА) № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы № *** от 06.05.2019, согласно которой несовершеннолетний ребенок подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации, в том числе: опорой для сидения для детей-инвалидов (л.д. 43-48).

По заявлению от 22.02.2024 ребенок-инвалид указанным техническим средством реабилитации не обеспечен.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить *** необходимым техническим средством реабилитации, а также о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 7000 рублей.

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку доказательства надлежащего исполнения возложенных на ответчика обязанностей по обеспечению ребенка-инвалида необходимым техническим средством реабилитации в материалы дела не представлены, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить *** опорой для сидения для детей-инвалидов в количестве 1 шт., согласно разработанной Бюро № 14 – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка‑инвалида № *** от 06.05.2019.

Доводы ответчика о непредоставлении технических средств реабилитации по независящим от Отделения причинам, подлежат отклонению, поскольку право ребенка-инвалида на получение технических средств реабилитации не может ставиться в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что законный представитель ребенка-инвалида не воспользовался своим правом на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации с последующей выплатой денежной компенсации расходов за счет средств Фонда, либо путем формирования электронного сертификата, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что *** сформировано направление на получение технического средства реабилитации сроком действия по 06.10.2024, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта, поскольку данное направление было сформировано 13.08.2024, то есть после принятия судом решения.

При этом судебная коллегия отмечает, что ответчик не лишен права представить доказательства добровольного исполнения судебного постановления на стадии исполнительного производства.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу *** компенсации морального вреда основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого решения.

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Учитывая, что предусмотренная законом процедура предоставления технических средств реабилитации отдельным категориям граждан направлена на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья, и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, суд первой инстанции обоснованно возложил на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность по компенсации *** морального вреда, определив ее размер в 7000 рублей.

Принимая во внимание возраст ***, характер имеющегося у него заболевания, нуждаемость в технических средствах реабилитации, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную на него законом обязанность, что повлекло нарушение прав ребенка-инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует критериям, предусмотренным приведенными выше нормами материального права, и отвечает принципам разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.

Оснований для изменения размера взысканной компенсации, ее снижения, судебная коллегия не усматривает.

Доказательств отсутствия вины в причинении морального вреда несовершеннолетнему *** ответчиком не представлено.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку несвоевременное обеспечение *** техническим средством реабилитации необходимым ему по состоянию здоровья, нарушает не только непосредственно имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав ребенка‑инвалида, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение  трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения, по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 декабря 2024 года.