Судебный акт
Возмещение расходов на проезд
Документ от 19.11.2024, опубликован на сайте 10.12.2024 под номером 115896, 2-я гражданская, о взыскании убытков в виде расходов по оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно, компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-002427-89                                        

Судья         Алекеева Е.В.                                                                        Дело № 33-5103/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     19 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш., 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2024 года с учетом определения того же суда от 1 августа 2024 года об исправлении описок по гражданскому делу  № 2-2195/2024, по которому постановлено:

исковые требования   прокурора города Димитровграда Ульяновской области, действующего в интересах  несовершеннолетней ***  к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о взыскании расходов на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Широковой Анны Сергеевны расходы на оплату проезда к месту санаторно‑курортного лечения и обратно в сумме  9303 руб. 20 коп.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Широковой *** в лице законного представителя Широковой Анны Сергеевны компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.

В остальной части иска о взыскании компенсации морального вреда и в иске к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения прокурора Сыкеевой М.В. и представителя ФГБУ «Федеральный научно‑клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства Родионова А.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

прокурор города Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах несовершеннолетней ***, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании расходов на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно, компенсации морального вреда. 

В обоснование заявленных требований указано, что ***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, имеет право на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Клинической больницей №172 – филиалом №2 ФГБУ «Федеральный научно‑клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – Клиническая больница №172) *** выдана санаторно-курортная путевка №*** серия ГБ для прохождения санаторно-курортного лечения в санатории «Салют» ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Железноводске с 29.01.2024 по 18.02.2024.   Сопровождающим ребенка лицом являлась бабушка ***

При обращении в Министерство здравоохранения Ульяновской области для оформления талона №***  на проезд законному представителю ребенка – Широковой А.С. (маме ребенка) было отказано, в связи с чем она приобрела проездные документы для *** и несовершеннолетней ***   к месту лечения ребенка и обратно за собственные денежные средства в сумме 9303 руб. 20  коп.   

С учетом изложенного прокурор просил суд взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в размере 9303 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда в размере 9000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное казенное учреждение «Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда является незаконным, необоснованным. Со ссылкой на нормы действующего законодательства, отмечено, что обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно‑курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направлении и талона №***, формы которых утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний». 

Федеральное медико-биологическое агентство является федеральным органом исполнительной власти, в его полномочия входит в том числе оказание государственных услуг в сфере здравоохранении, а также медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая предоставление услуг в области курортного дела).

Таким образом, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617 «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний» распространят свое действие в том числе на медицинские учреждения, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству.

Соответственно Широковой А.С. по вопросу оформления талона № *** несовершеннолетнему ребенку-инвалиду *** необходимо обратиться в Клиническую больницу №172, выдавшую санаторно-курортную путевку для прохождения санаторно-курортного лечения в учреждение, подведомственное Федеральному медико-биологическому агентству.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ «Федеральный научно‑клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков, третьих лиц, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,  ***, *** года рождения, является ребенком‑инвалидом (л.д. 18), согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида от 23.08.2023 №*** нуждается  в  санаторно-курортном лечении (л.д. 18, 21-26).

18.12.2023 Клинической больницей №172 – филиалом №2 ФГБУ «Федеральный научно‑клинический центр медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства *** выдана санаторно-курортная путевка для прохождения санаторно-курортного лечения пациента с сопровождающим № *** серии *** в санаторий «Салют» ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России  в г. Железноводске в период с 29.01.2024 по 18.02.2024 (л.д. 15-16).

В период с 29.01.2024 по 16.02.2024 *** в сопровождении бабушки *** находилась на санаторно-курортном лечении в санатории «Салют» ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России  в г. Железноводске.

На проезд *** и сопровождающего ее лица *** к месту санаторно-курортного лечения и обратно понесены расходы в размере   9303 руб. 20 коп. (л.д. 11-12).

Министерством здравоохранения Ульяновской области талон № *** не выдавался.  

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в статье 1 которого определено, что государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды (пункт 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право, в том числе на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица (пункт 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2020 № 929н/1345н (далее – Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, Порядок).

Согласно пунктам 21, 23 указанного Порядка обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, определенные в соответствии в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 35, 38 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом. Обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании заявления, а также направления и талона № ***, формы которых утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617 «О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний». Направление и талон № *** после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда либо в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, который утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617. После получения направления и талона № ***, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» Правительство Российской Федерации постановлением от 29.12.2004 № 864 утвердило Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которые определяют порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно инвалидам. Действие настоящих Правил в части финансового обеспечения расходов по предоставлению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов и граждан, имеющих *** инвалидности.

В силу пунктов 11, 12 указанных Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) видами междугородного транспорта, в том числе железнодорожным транспортом. Фонд социального страхования Российской Федерации или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и другими транспортными организациями.

         Положениями пункта 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденного  приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, закреплено, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение осуществляется формирование в форме электронного документа Талона № *** указанного образца для предоставления посредством системы межведомственного электронного взаимодействия в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при обращении граждан обеспечивают их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно на основании получаемых посредством системы межведомственного электронного взаимодействия сведений о сформированном Талоне № ***.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных выше правовых норм суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что основания для возмещения законному представителю несовершеннолетней *** – Широковой А.С. понесенных расходов на оплату проезда к месту санаторно‑курортного лечения и обратно в сумме 9303 руб. 20 коп. имеются, при этом надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Доводы жалобы Министерства здравоохранения Ульяновской области об отсутствии оснований для обеспечения *** и сопровождающее ее лицо талоном на право получения бесплатного проезда, были заявлены ответчиком в суде первой инстанции и правильно признаны судом необоснованными.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 №1156-р «Об утверждении перечней организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России» территория г. Димитровграда Ульяновской области относится к территории, обслуживаемой Федеральным медико-биологическим агентством.

*** как жителю *** медицинская помощь оказывается лечебными учреждениями ФМБА России, направление на санаторно‑курортное лечение ей может быть выдано только лечебными учреждениями, подведомственными ФМБА России, вместе с тем данное обстоятельство не может лишить ребенка‑инвалида права на получение бесплатного проезда к месту санаторно‑курортного лечения и обратно совместно с сопровождающим ее лицом. К обязательствам ФМБА России не отнесено предоставление инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, обеспечение которых отнесено к ведению органов власти субъекта Российской Федерации.

Из ответа ФГБУ «Федеральный научно‑клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, представленного на запрос судебной коллегии следует, что при выдаче лечебными учреждениями ФМБА России путевок на санаторно-курортное лечение льготной категории граждан сообщается о наличии у них права на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, за получением талона пациентам и их законным представителям необходимо обращаться в Министерство здравоохранения Ульяновской области и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области. Данный порядок подтверждается письмом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 22.03.2018, согласно которому Министерство в соответствии с Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, разъяснило порядок оформления пациентам специального талона на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи (талона № ***), в том числе жителям г. Димитровграда, с указанием на то, что талон № *** выдается Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в том числе лицам, получившим путевки на санаторно-курортное лечение от ФМБА России.

Таким образом, право на получение талона № *** для проезда к месту санаторно‑курортного лечения и обратно при наличии медицинских показаний имеют все категории граждан в рамках набора социальных услуг, в том числе граждане, получившие направление на санаторно-курортное лечение в организации, подведомственные ФМБА России.

*** была лишена возможности реализации права на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно ввиду отказа уполномоченного органа исполнительной власти субъекта в выдаче соответствующего талона. При этом компетентным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения в Ульяновской области является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Таким образом, с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя *** – Широковой А.С. обоснованно взысканы расходы на оплату проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно в размере 9303 руб. 20 коп. Данные расходы документально подтверждены, их размер ответчиком оспорен не был.  

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (пункт 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Верно установив факт нарушения гарантированного действующим законодательством права ребенка-инвалида *** на бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно по вине ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области, суд сделал правильный вывод о наличии предусмотренных законом оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу законного представителя несовершеннолетней *** – Широковой А.С. компенсации морального вреда в размере 5000 руб.

Судебная коллегия соглашается с размером взысканной компенсации морального вреда, учитывая объем причиненных ребенку-инвалиду нравственных страданий, вследствие отказа в оформлении талона на проезд к месту санаторно‑курортного лечения и обратно, необходимого ей по медицинским показаниям, степени вины ответчика, а также требований разумности, справедливости и соразмерности.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 мая 2024 года с учетом определения того же суда от 1 августа 2024 года об исправлении описок оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 декабря 2024 года