УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0009-01-2024-000513-72
Судья Лобина Н.В.
дело № 33а-5315/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ульяновск
26 ноября 2024 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Трифоновой Т.П.,
судей Кинчаровой О.Е., Сычевой О.А.,
при секретаре Шапошниковой М.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Карсунский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 9 августа 2024 года по делу №2а-1-348/2024, которым
постановлено:
административное
исковое заявление прокурора Карсунского района Ульяновской области
удовлетворить частично.
Признать незаконными
пункты *** и *** постановления Администрации муниципального образования
«Карсунский район» Ульяновской области от *** № *** «О признании
многоквартирного дома № *** аварийным и подлежащим сносу» (с изменениями,
внесенными постановлением Администрации МО «Карсунский район» Ульяновской
области от *** № ***) в части установленного срока отселения лиц, проживающих в
многоквартирном доме № ***.
Обязать
Администрацию муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области
в срок не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную
силу установить срок отселения жильцов аварийного дома № *** - не позднее 31
декабря 2025 года путем внесения соответствующих изменений в постановление
Администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской
области от *** № ***.
В удовлетворении
административного искового заявления в остальной части отказать.
Заслушав
доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Ульяновской области Теребунова А.А., заинтересованного
лица Макаровой Т.А., просивших
решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
прокурор Карсунского
района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к
Администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области
о признании незаконным постановления Администрации № *** от *** «О признании
многоквартирного дома № *** аварийным и подлежащим сносу (с изменениями,
внесенными постановлением Администрации МО «Карсунский район» от *** № ***) в
части установления срока отселения граждан, проживающих в указанном
многоквартирном доме, и возложении на Администрацию МО «Карсунский район»
обязанности установить срок сноса аварийного дома и отселения из него
жителей до 31.12.2025.
В обоснование
требований указал, что прокуратурой была проведена проверка разумности
установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов, по
результатам которой установлено, что дом
№ *** признан аварийным после 01.01.2017, включен в действующую в
настоящее время региональную адресную программу переселения граждан на
территории Ульяновской области в рамках реализации Федерального закона №
185-ФЗ.
Постановлением
Администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области от *** № *** «О
признании многоквартирного дома № *** аварийным и подлежащим сносу» дом признан
аварийным и подлежащим сносу. С учетом изменений, внесенных в указанное
постановление постановлением от *** №***, срок отселения жителей указанного
дома установлен до 31.12.2029.
Согласно экспертному
исследованию № *** от *** по результатам технического обследования указанного
жилого многоквартирного дома, произведенного ***, данный многоквартирный жилой
дом не пригоден для дальнейшей эксплуатации, конструкции жилого дома находятся
в аварийном состоянии и подлежат сносу. Из экспертного исследования следует,
что повреждения выявлены во всех помещениях дома. Дом находится в аварийном
состоянии, износ составляет более 78%.
Административный
истец полагает, что указанный в постановлении срок сноса и отселения жильцов
дома является неразумным и чрезвычайно длительным, нарушает права граждан на
благоприятную среду проживания, угрожает жизни и здоровью пребывающих в доме
лиц.
В связи с этим
прокурор просил признать незаконными пункты *** постановления Администрации МО
«Карсунский район» от *** № *** «О признании многоквартирного дома №***
аварийным и подлежащим сносу» (с изменениями, внесенными постановлением
Администрации МО «Карсунский район» от *** № ***) в части установления срока
отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме; обязать Администрацию МО
«Карсунский район» установить срок сноса аварийного дома №*** области и
отселения из него жителей до 31.12.2025.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены
Макарова Т.А., Канунникова Л.В., Аббасова Л.А., Шипов С.А., Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель
Администрации муниципального образования
«Карсунский район»
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, производство
по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии
с п.п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2027 «О фонде
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная
адресная программа по переселению
граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, срок
переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень.
При этом очередность переселения граждан из аварийных и подлежащих сносу
многоквартирных жилых домов устанавливается в зависимости от даты признания
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также при наличии угрозы обрушения
дома или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу
решения суда. То есть должна быть соблюдена определенная программой
очередность, так как в противном случае будут нарушена права собственников
(нанимателей) жилых помещений в многоквартирных домах, которые были признаны
аварийными ранее данного многоквартирного дома.
Требование о расселении жителей многоквартирного дома не
может быть заявлено в интересах неопределенного круга лиц, так как состав лиц,
которые подлежат расселению, строго определен - ими являются собственники и
наниматели жилых помещений, сведения о которых является открытыми.
Считает, что судебное решение об установлении конкретных
сроков отселения граждан из многоквартирного аварийного дома вопреки положениям
статей 10, 118 Конституции Российской Федерации фактически подменяет собой
исключительную компетенцию органов местного самоуправления.
Обращает внимание, что сроки отселения зависят, в
частности, от наличия (отсутствия) в муниципальной собственности свободных
жилых помещений, сроков строительства новых многоквартирных домов или
приобретения отдельных жилых помещений для переселения указанных граждан, от
наличия источников финансирования данных мероприятий.
Утверждает, что в настоящее время согласно экспертному
заключению выводов об угрозе обрушения дома или иной непреодолимой угрозе жизни
и здоровью граждан не имеется.
Кроме того, указанный в постановлении срок отселения
соответствует областной целевой адресной программе. Судом не учтено, что спор
об иных сроках расселения данного дома уже рассматривался судом (дело №***).
Также судом не в полной мере учтены показания свидетелей
– нанимателей и собственников квартир дома, которыми меры по надлежащему
содержанию своего жилья не принимались.
В решении не указано сведений о третьем лице Канунниковой Л.В., сведения
о её уведомлении о судебном заседании отсутствуют.
Полагает, что вывод суда об угрозе обрушения дома
является безосновательным и неподтвержденным.
Указывает, что Администрация МО «Карсунское городское
поселение» Карсунского района Ульяновской области к участию в деле не
привлекалась, ее статус не определен, однако вопросы сноса и расселения
аварийный домов, находящихся в собственности РФ или субъекта РФ, относятся к
полномочиям городских поселений.
В
судебное заседание участники процесса кроме прокурора Ульяновской области Теребунова А.А. и заинтересованного
лица Макаровой Т.А. не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного
заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, проверив материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что
жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный
дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям
и в порядке,
которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном
доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые
помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006
№ 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого
помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома
садовым домом.
Согласно п. 7 указанного Положения оценка и
обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения
пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в
целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее -
комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома
установленным в настоящем Положении требованиям.
Решение о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а
также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или
органом местного самоуправления.
В п. 47 Положения перечислены решения,
которые вправе принять комиссия по результатам своей работы. Одним из таких
решений является решение о выявлении оснований для признания многоквартирного
дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п. 49 Положения в случае принятия
указанного решения компетентный орган
издает распоряжение с указанием о сроках отселения физических и юридических лиц
в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение компетентного органа может быть
обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (п. 52).
В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением Администрации МО
«Карсунский район» Ульяновской области № *** от *** многоквартирный жилой дом
по *** был признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2 указанного постановления установлен срок отселения физических и
юридических лиц из аварийного дома – до 31.12.2031.
Пунктом *** постановления муниципальному казенному учреждению «Комитет по
управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Карсунский
район» Ульяновской области» предписано в срок до 31.12.2031 предоставить
гражданам, проживающим в аварийном многоквартирном дом, другие жилые помещения
в порядке, предусмотренном законодательством РФ (подпункт 3).
Пунктом *** постановления отделу ТЭР и ЖКХ администрации МО «Карсунский
район» Ульяновской области предписано в срок до 01.07.2032 организовать работу
по сносу аварийного многоквартирного дома (подпункт 2) (л.д. 25 т.1).
Из материалов дел следует, что многоквартирный дом № ***. Дом находится в
общей долевой собственности: МО «Карсунское городское поселение» (22/100,
квартира № ***, нанимателем которой является Макарова Т.А.), Канунниковой Л.В. (21/100, квартира № ***), Колосовской (Аббасовой) Л.А. (35/100,
квартира № ***), Шипова С.А. (22/100,
квартира № ***) (л.д.32-34 т.1).
Основанием для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу
явилось заключением межведомственной комиссии от *** № *** о выявлении
оснований для признания многоквартирного дома аварийный и подлежащим сносу в
связи с физическим износом в процессе эксплуатации, о чем указано в
постановлении администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области № *** от ***.
Постановлением Администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области № ***
от *** в вышеуказанное постановление Администрации МО «Карсунский район»
Ульяновской области были внесены изменения: срок отселения жителей из
многоквартирного дома установлен до 31.12.2030, срок сноса дома установлен до
01.07.2031 (л.д. 26 т.1).
Решением Карсунского районного суда Ульяновской области от *** по делу *** по
иску прокурора Карсунского района Ульяновской области постановление
Администрации МО «Карсунский район Ульяновской области № *** от *** с учетом
изменений, внесенных в него постановлением Администрации МО «Карсунский район
Ульяновской области № *** от ***, было признано незаконным в части установления
срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме № ***. Суд обязал
Администрацию МО «Карсунский район» Ульяновской области принять решение об
установлении разумных сроков отселения жильцов аварийного дома № ***.
Постановлением Администрации МО «Карсунский район» Ульяновкой области № ***
от *** в постановление Администрации МО «Карсунский район» Ульяновской
области № *** от *** были внесены изменения,
согласно которым срок отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу
многоквартирного дома установлен до 31.12.2029, срок сноса дома – до 01.07.2030 (л.д. 28 т.1).
Согласно экспертному исследованию дома № ***, выполненному ***, в
результате осмотра многоквартирного дома
по адресу: *** выявлены повреждения во всех помещениях дома. Дом находится в
аварийном состоянии, износ составляет более 78%. Дальнейшая эксплуатация дома
является невозможной, поскольку сырая проводка может повлечь за собой
возгорание, что приведет к пожару. Фундамент находится в аварийном состоянии,
что влечет за собой полное разрушение несущих конструктивных элементов дома.
Требуется срочная замена кровельного покрытия, ремонт стропильной системы
кровли (капитальный ремонт кровли, что не целесообразно). Эксперт пришел к
выводу о том, что проживание в доме представляет угрозу жизни и здоровью,
поскольку существует угроза разрушения дома.
Анализируя техническое состояние дома, суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренный в
постановлении администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области срок
расселения жителей дома – до 31.12.2029, не отвечает требованиям разумности,
поскольку проживание в многоквартирном доме с учетом его технического состояния
представляет опасность для его жителей и
других лиц, посещающих указанный дом. В связи с этим суд обоснованно определил
срок расселения дома до 31.12.2025.
Судебная коллегия не может согласиться с
доводом апелляционной жалобы о том, что расселение дома возможно только в
соответствии с очередностью, определенной региональной адресной программой по
переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с
правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с
обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено,
что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни
и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то
предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим
требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в
зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Учитывая наличие реальной угрозы разрушения
дома, отселение граждан из указанного дома в срок до 31.12.2029 нельзя признать
разумным.
Несостоятельным
является довод апелляционной жалобы о том, что требование о расселении жителей
аварийного дома не может быть заявлено в интересах неопределенного круга лиц.
Как верно указал суд первой инстанции, проживание жильцов в аварийном доме
сопряжено с посещением их сотрудниками различных служб (социальных,
правоохранительных, регистрирующих и др.), родственников, знакомых и пр., что
свидетельствует о неопределенном круге лиц, чьи права могут быть затронуты
настоящим административным спором.
Также судебная коллегия не может согласиться
с доводом представителя администрации о невозможности установления судом срока
отселения жителей из многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и
подлежащим сносу, поскольку это является исключительной компетенцией органа
местного самоуправления.
Действительно, в силу вышеприведенных
положений законодательства определение срока сноса многоквартирного дома,
признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и
юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 52
указанного Положения решение соответствующего федерального органа
исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано
заинтересованными лицами в судебном порядке.
В настоящее время порядок оспаривания решений,
действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих регламентирован главой 22 Кодекса
административного судопроизводства РФ.
Следовательно, решение органа местного
самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока
отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.
Само по себе решение органа местного
самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает
произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса
такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам,
проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых
помещений (статьи 85,
86
ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а
потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы
гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и
свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Вместе с тем если при рассмотрении дела будет
установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет
опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или
по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то
предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим
требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в
зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган
местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие
благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2
статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее
санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории
жилых (часть 2
статьи 15 ЖК РФ).
В данном случае принятое судом по делу
решение об установлении иного, чем предусмотрено в постановлении Администрации
МО «Карсунский район» Ульяновской области, срока отселения граждан из
признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома соответствует установленным в ходе
рассмотрения дела обстоятельствам и разъяснениям, содержащимся в Обзоре
законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за
второй квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от
16.09.2009).
Аварийное состояние многоквартирного дома и
угроза его разрушения вопреки доводам апелляционной жалобы подтверждены
приведенным выше экспертным заключением № ***, выполненным ***.
Относительно довода
апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле администрации МО
«Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области судебная
коллегия считает необходимым указать следующее.
Согласно ч. 2 ст. 27 Устава МО
«Карсунское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области,
утвержденного решением Совета депутатов МО «Карсунское городское поселение»
Карсунского района Ульяновской области № 64 от 25.12.2019, в соответствии с
частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
администрация муниципального образования Карсунское городское поселение
Карсунского района Ульяновской области не образуется. Полномочия администрации
поселения в полном объеме исполняет администрация муниципального образования
«Карсунский район» Ульяновской области.
Кроме того, в данном случае
предметом оспаривания являлись пункты ***
постановления администрации МО «Карсунский район «Ульяновской области № *** от ***
в редакции изменений, внесенных постановлением администрации МО «Карсунский
район» Ульяновской области № *** от ***.
Доводы апелляционной жалобы о
том, что решением Карсунского районного суда Ульяновской области по делу № ***
были установлены иные сроки расселения спорного многоквартирного дома, не
являются основанием для отмены принятого судом первой инстанции решения.
Решением Карсунского районного
суда Ульяновской области от *** по иску прокурора Карсунского района
Ульяновской области были признаны недействующими пункты *** постановления
Администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области от *** № *** «О
признании многоквартирного дома № *** аварийным и подлежащим сносу (с
изменениями, внесенными постановлением Администрации МО «Карсунский район»
Ульяновской области от *** № ***) в части установления срока отселения граждан,
проживающих в указанном доме. На Администрацию МО «Карсунский район»
Ульяновской области была возложена обязанность не позднее 30 дней со дня
вступления решения суда в законную силу принять решение об установлении
разумных сроков отселения жильцов их аварийного дома. Указанное решение суда было оставлено без
изменения апелляционным определением Ульяновского областного суда от
16.04.2024. Таким образом, указанное решение не устанавливало срок отселения жильцов
из аварийного дома. Срок отселения был установлен постановлением Администрации
МО «Карсунский район» Ульяновской области № *** от ***, однако он не отвечает
требованиям разумности, определен без учета технического состояния дома.
Доводы апелляционной жалобы об
отсутствии в решении суда упоминания о Канунниковой Л.В. (в том числе о её
извещении о дне рассмотрения дела) на правильность принятого судом решения не
влияют. Канунникова Л.В. была привлечена судом к участию в деле в качестве
заинтересованного лица, о дне рассмотрения дела судом первой инстанции
извещалась. Кроме того, представитель администрации МО «Карсунский район»
Ульяновской области не уполномочен на защиту её интересов.
Решение суда первой инстанции принято в
соответствии с нормами действующего законодательства, всем юридически значимым
обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены
решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 9 августа 2024 года оставить без
изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Карсунский район» Ульяновской области - без
удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено 09.12.2024.