УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0002-01-2024-001963-70
Судья Кезина О.А.
Дело №33а-5213/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Ульяновск
26 ноября 2024 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,
при помощнике судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Зимина Владимира
Станиславовича на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 16
мая 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 16
августа 2024 года, по делу №2а-1835/2024, которым постановлено:
административное
исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области к Зимину Владимиру Станиславовичу о взыскании обязательных платежей и
санкций удовлетворить.
Взыскать с Зимина
Владимира Станиславовича (ИНН ***) задолженность по уплате транспортного налога
за 2018 год: пени в размере 2794 руб. 49 коп., по уплате транспортного
налога за 2019 год: пени в размере 6538 руб. 12 коп., по уплате
транспортного налога за 2020 год в размере 3824 руб. 38 коп., пени в размере
541 руб. 44 коп., по уплате страховых взносов ОПС за 2018 год: пени в
размере 9251 руб. 07 коп., по уплате страховых взносов ОМС за 2018 год: пени в
размере 1896 руб. 44 коп., по уплате страховых взносов ОПС за 2020 год в
размере 1797 руб. 22 коп., пени в размере 5581 руб. 29 коп., по уплате
страховых взносов ОМС за 2020 год в размере 466 руб. 70 коп., пени в размере
1449 руб. 27 коп., по уплате страховых взносов ОПС за 2021 год в размере
32 448 руб., пени в размере 2131 руб. 46 коп., по уплате страховых
взносов ОМС за 2021 год в размере 8426 руб., пени в размере 492 руб. 43 коп.,
по уплате страховых взносов ОПС за 2022 год в размере 27 037 руб. 47 коп.,
пени в размере 1580 руб. 11 коп., по уплате страховых взносов ОМС за 2022
год в размере 6880 руб. 80 коп., пени в размере 402 руб. 12 коп.
Взыскать с Зимина
Владимира Станиславовича (ИНН ***) в доход местного бюджета государственную
пошлину в размере 3471 руб.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
Управление
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее по тексту - УФНС
России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к
Зимину В.С. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что Зимин В.С.
состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области, по состоянию
на 15.03.2024 у административного ответчика образовалось отрицательное сальдо в
размере 166 567 руб. 55 коп., которое до настоящего времени не погашено.
Транспортный налог
за 2019 год взыскан с Зимина В.С. судебным приказом №*** от ***, который
исполнен 12.09.2023. Транспортный налог за 2018 год взыскан решением
Засвияжского районного суда г.Ульяновска по делу №*** от ***, которое исполнено
31.03.2022.
В настоящее время
сумма задолженности по транспортному налогу включает в себя: транспортный налог
за 2020 год – 3824 руб. 38 коп., пени на данную недоимку – 541 руб. 44
коп., пени за 2019 год – 6538 руб. 12 коп., пени за 2018 год – 2794 руб. 49
коп.
Зимин В.С. имеет
задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за
2020-2022 гг. в сумме 77 056 руб. 19 коп., которая по сроку уплаты не
оплачена. В соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме
25 578 руб. 68 коп. на недоимку по страховым взносам за 2018-2022 гг.
Страховые взносы за
2018 год взысканы судебным приказом №*** от ***, который частично исполнен
28.08.2022. За 2018 год пени на ОПС – 9251 руб. 07 коп., пени на ОМС – 1896
руб. 44 коп. За 2020 год страховые взносы на ОПС – 1797 руб. 22 коп., страховые
взносы на ОМС – 466 руб. 70 коп., пени на ОПС - 5581 руб. 29 коп., пени на ОМС
– 1449 руб. 27 коп. За 2021 год
страховые взносы на ОПС – 32 448 руб., пени- 2131 руб. 46 коп.,
страховые взносы на ОМС – 8426 руб. руб., пени – 492 руб. 43 коп. За 2022 год
страховые взносы на ОПС – 27 037 руб. 47 коп., пени – 1580 руб. 11 коп.,
страховые взносы на ОМС – 6880 руб. 80 коп., пени – 402 руб. 12 коп.
По состоянию на
12.08.2023 сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке, предусмотренном
статьей 48 НК РФ, с учетом увеличения (уменьшения), включения в заявления о
взыскании задолженности суммы отрицательного сальдо составляет 113 358
руб. 81 коп., в том числе налог – 80 880 руб. 57 коп., пени – 32 658
руб. 24 коп.
Должнику направлено
требование об уплате задолженности от *** №***, в котором сообщалось о наличии
отрицательного сальдо единого налогового счета, суммы задолженности с указанием
налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней,
штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности
уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС.
Судебный приказ о
взыскании указанной задолженности отменен 10.11.2023.
Административный
истец просил взыскать с Зимина В.С. задолженность в сумме 113 538 руб. 81
коп., в том числе: страховые взносы на ОМС за 2020-2022 гг. в размере
15 773 руб. 50 коп., страховые взносы на ОПС за 2020-2022 гг. в размере
61 282 руб. 69 коп., транспортный налог за 2020 год – 3824 руб. 38 коп.,
пени в сумме 32 658 руб. 24 коп.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Зимин В.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что 07.05.2024 на счет ЕНС поступили денежные средства в размере
53 862 руб. 19 коп. для погашения задолженности. Таким образом, на дату
принятия решения суда задолженность уменьшилась на указанную сумму, однако
налоговым органом требования не уточнялись.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
До рассмотрения
апелляционной жалобы по существу от представителя УФНС России по Ульяновской
области поступило письменное заявление об отказе об административного иска в
части требований о взыскании с Зимина В.С. пени на страховые взносы за 2018 год
в сумме 11 147 руб. 51 коп. в связи с произведенным уменьшением начислений за 2018 год.
Данное заявление
приобщено к материалам дела.
В судебное заседание
стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим
образом.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по
делу решения по правилам ст.308 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2
ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается
рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в
суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью
или частично.
Согласно положениям
ч.1 ст.304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
административный истец после принятия апелляционной жалобы вправе отказаться от
административного иска, подав в суд заявление в письменной форме.
Порядок и
последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска
определяются по правилам, установленным ст.157 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации. При принятии заявления об отказе
административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое
решение суда и прекращает производство по административному делу (ч.2 ст.304
КАС РФ).
Принимая во
внимание, что отказ от административного иска в части заявлен УФНС России по
Ульяновской области в письменной форме, является добровольным, не противоречит
закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия отказа
от иска заявителю понятны, судебная коллегия считает возможным принять отказ
административного истца от иска в части требований о взыскании с Зимина В.С.
пени на страховые взносы за 2018 год в сумме 11 147 руб. 51 коп, в
том числе на ОПС в сумме 9251 руб.07 коп. и на ОМС в сумме 1896 руб.44 коп.
Принятие судом
отказа от административного иска служит основанием для отмены принятого по делу
решения в данной части и прекращения производства по делу.
Относительно решения
суда в остальной части судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1
ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы
государственной власти, иные государственные органы, органы местного
самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом
функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные
органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о
взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом
обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по
обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой
денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в
таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не
предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.3
Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно
установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик
обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством
перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное
не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в
соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные
средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного
срока (п.1 ст.45 НК РФ).
В силу ст. 11.3
Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и
подлежит учету на едином налоговом счете (далее - ЕНС), который ведется в
отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС,
осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).
Данная статья
введена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом
от 14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1 указанной статьи единым налоговым
платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком,
плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или)
иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального
казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика
сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом.
Пунктами 4, 5
указанной статьи предусмотрено, что единый налоговый счет ведется в отношении
каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками,
плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми
агентами.
Совокупная
обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица,
указанного в пункте 4
настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего,
налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о
налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).
В соответствии с подп.1
п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022
№ 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или
физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных
настоящей статьей,
в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3
Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом согласно
п.2 ст.4 названного Федерального закона в целях п.1 ч.1
настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются
суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой
налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым
взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом
Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек
срок их взыскания.
В силу п.10. ст.4
Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства, поступившие
после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым
взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве
единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со
ст.45 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Положениями
подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45 Налогового кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора
прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично
исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п.13 ст.45 НК РФ,
со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в
бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в
качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату
учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении
которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в
соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.
В связи с неуплатой
в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 Налогового
кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению пени за
каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в
размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде:
недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % =
пени (руб.).
Пеня начисляется за
каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов
начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения
совокупной обязанности по уплате налогов.
В соответствии с
п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение
обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых
взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного
сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для
направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате
задолженности.
Согласно п. 3
ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе
обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в
течение шести месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.
Административное
исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица
может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного
судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об
отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного
приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на
момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность
была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Зимин В.С. состоит на налоговом учете в
УФНС России по Ульяновской области.
Административный
ответчик является плательщиком транспортного налога, также являлся плательщиком
страховых взносов в связи с регистрацией в период с 11.05.2016 по 13.10.2022 в
качестве арбитражного управляющего.
Транспортный налог
за 2019 год взыскан судебным приказом мирового судьи судебного участка №9
Засвияжского района г.Ульяновска № *** от ***, который исполнен 12.09.2023.
Транспортный налог за 2018 год взыскан решением Засвияжского районного суда по
делу №*** от ***, которое исполнено 31.03.2022.
Сумма задолженности
по транспортному налогу составляет: за 2020 год – 3824 руб. 38 коп., пени на
данную недоимку за период с 02.12.2021 по 31.12.2022 – 541 руб. 44 коп., пени
за 2019 год за период с 14.12.2020 по 12.09.2023 в сумме 6538 руб. 12 коп.,
пени за 2018 год за период с 10.02.2020
по 31.03.2022 в сумме – 2794 руб. 49 коп.
Зимин В.С. имеет
задолженность по страховым взносам за 2020 – 2022 годы в общей сумме
77 056 руб. 19 коп., в том числе по ОПС в размере 61 282 руб.
69 коп., по ОМС – 15 773 руб. 50 коп., а также пени на недоимку за
2020-2022 гг. в сумме 14 431 руб. 17 коп.
За 2020 год
страховые взносы на ОПС – 1797 руб. 22 коп., страховые взносы на ОМС – 466 руб.
70 коп., пени на ОПС за период с 02.12.2021 по 12.08.2023 - 5581 руб.
29 коп., пени на ОМС за период с 02.12.2021 по 12.08.2023 – 1449 руб.
27 коп.
За 2021 год
страховые взносы на ОПС – 32 448 руб., пени за период с 02.12.2022 по
12.08.2023 - 2131 руб. 46 коп., страховые взносы на ОМС – 8426 руб. руб., пени
за период с 02.12.2022 по 12.08.2023 – 492 руб. 43 коп.
За 2022 год
страховые взносы на ОПС – 27 037 руб. 47 коп., пени за период с 01.01.2023
по 12.08.2023 – 1580 руб. 11 коп., страховые взносы на ОМС – 6880 руб. 80 коп.,
пени за период с 01.01.2023 по 12.08.2023 – 402 руб. 12 коп.
По состоянию на
12.08.2023 сумма задолженности, подлежащая взысканию в порядке, предусмотренном
статьей 48 НК РФ, с учетом изменения отрицательного сальдо составляла
113 358 руб. 81 коп., в том числе налоги – 80 880 руб. 57 коп., пени
– 32 658 руб. 24 коп.
В связи с
неисполнением обязанности по уплате в бюджет указанной недоимки по налогам и
пени Зимину В.С. налоговым органом выставлено требование об уплате
задолженности от *** №***, которым установлен срок погашения задолженности до
17.07.2023. Требование направлено в личный кабинет налогоплательщика и получено
административным ответчиком 27.05.2023 (л.д. 11-12).
К мировому судье с
заявлением о выдаче судебного приказа и после отмены судебного приказа в суд с
настоящим иском налоговый орган обратился в сроки, установленные статьей 48
Налогового кодекса Российской Федерации.
В отсутствие со
стороны административного ответчика доказательств погашения спорной
задолженности по страховым взносам, транспортному налогу и пени суд первой
инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований
УФНС России по Ульяновской области.
Довод Зимина В.С. в
апелляционной жалобе о том, что 07.05.2024 на счет ЕНС поступили денежные
средства в размере 53 862 руб. 19 коп., что свидетельствует об
уменьшении задолженности и необходимости уточнения налоговым органом заявленных
требований, являлся предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Согласно данным,
представленным административным истцом, налоговым органом произведено
уменьшение задолженности Зимина В.С. по страховым взносам за 2018 год в полном
объеме, в том числе пени, начисленных на данную недоимку.
При этом
установлено, что сумма страховых взносов за 2018 год не является предметом
спора по настоящему административному иску. В части же пени на недоимку по
страховым взносам за 2018 год налоговый орган отказался от административного
иска и производство по делу по данным требованиям прекращено в связи с отказом
от иска.
Расчет остальных
сумм, приведенных в административном иске, судом проверен и оснований для
признания его неверным не имеется. Доказательств обратного по делу не
представлено.
Поскольку в связи с
отказом от иска в части пени за 2018 год сумма удовлетворенного иска
уменьшилась на 11 147 руб. 51 коп., размер взысканной с Зимина В.С.
государственной пошлины подлежит уменьшению до 3248 руб.
Изложенные в
апелляционной жалобе не опровергают установленные судом обстоятельства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не
имеется.
Руководствуясь
статьями 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
Принять
отказ Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от
административного иска к Зимину Владимиру Станиславовичу в части взыскания пени на
страховые взносы по ОПС за 2018 год в размере 9251 руб. 07 коп. и на страховые взносы по ОМС за 2018 год в размере
1896 руб. 44 коп.
Решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 16 мая 2024 года в
данной части отменить, производство по делу в данной части прекратить.
Уменьшить
размер взысканной с Зимина Владимира Станиславовича государственной пошлины в
доход местного бюджета до 3248 руб.
В
остальной части решение
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 16 мая 2024 года, с учетом
определения того же суда об исправлении описки от 16 августа 2024 года, оставить без
изменения, апелляционную жалобу Зимина Владимира
Станиславовича - без удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено
10.12.2024.