Судебный акт
Ч.1 ст.13.12
Документ от 27.02.2025, опубликован на сайте 05.03.2025 под номером 117474, Админ. 2 пересмотр, ст.13.12 ч.2 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Поладова Ю.Е.                                                  Дело № 7-177/2025

73RS0001-01-2024-008839-59

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                             27 февраля 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додина Михаила Викторовича – Елисеевой Елены Викторовны на постановление заместителя начальника УФСБ России по Ульяновской области от 12 декабря 2024 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 января 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додина Михаила Викторовича (дело № 12-20/2025),

 

установил:

 

постановлением заместителя начальника УФСБ России по Ульяновской области от 12.12.2024 министр имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додин М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.12 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13.01.2025 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додина М.В. – Елисеева Е.В. не соглашается с вынесенными по делу постановлением и решением, просит их отменить, производство по делу прекратить.  

В обоснование жалобы указывает, что на основании соответствующей должностной инструкции обязанность по организации и проведению работ по защите информации от несанкционированного доступа возложена на ведущего аналитика отдела государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности департамента архитектуры и градостроительства Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – министерство).

Отмечает, что Додиным М.В. выполнены все необходимые действия по организации работы и технической защите информации ограниченного доступа от ее утечки по техническим каналам, организована работа по данному направлению, определено должностное лицо, которое во исполнение требований законодательства прошло обучение по специальной программе переподготовки. Додин М.В. такой квалификацией не обладает. Данное обстоятельство судьей районного суда при вынесении решения учтено не было.

Таким образом, Додин М.В. не является субъектом вмененного административного правонарушения. Министр имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области осуществляет общее руководство деятельностью министерства. В его в должностные обязанности не входит работа по защите информации.

В связи с этим судьей районного суда необоснованно сделан вывод о ненадлежащем контроле со стороны Додина М.В., это не соответствует обстоятельствам дела и противоречит положениям ч.2 ст.13.12 КоАП РФ.

Обращает внимание суда на то, что до рассмотрения дела об административном правонарушении министерством приняты меры по обновлению  программного обеспечения программно-аппаратного комплекса для работы в защищенной сети.

Подробно позиция защитника министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додина М.В. – Елисеевой Е.В. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, полагаю, что совершенное министром имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
Додиным М.В. деяние верно квалифицированно по ч.2 ст.13.12 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну).

Частью 2 ст.19 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных, применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации, контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

В соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» допускается использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 06.11.2024 на основании постановления заместителя начальника  УФСБ России по Ульяновской области в помещении Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области должностными лицами указанного административного органа проведено оперативно-розыскное мероприятие (далее – ОРМ).

В результате проведенного ОРМ сотрудниками УФСБ России по Ульяновской области установлено, что в кабинетах министерства, в которых осуществляется обработка, хранение и передача сведений ограниченного доступа находятся персональные электронно-вычислительные машины (далее – ПЭВМ), на которых осуществляется обработка персональных данных, в том числе персональные данные граждан категории «иные».

При этом ПЭВМ подключены к сети Интернет, доступ к которому предоставляется оператором связи ООО «Телеком.ру».

В ходе проверки  обеспечения безопасности персональных данных (далее - ПД)  при их обработке в Информационной системе персональных данных (далее - ИСПД) с использованием  Средств криптографической защиты  информации (далее - СКЗИ) выявлены факты несоответствия при осуществлении указанной деятельности обязательным требованиям, поскольку в нарушение требований ч.2 ст.19 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», п.5 Приказа ФСБ России от 10.07.2014 №378 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации, необходимых для выполнения установленных Правительством Российской Федерации требований к защите персональных данных для каждого из уровней защищенности», п.13 Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» для обеспечения  защиты каналов связи при передаче  персональных данных (ПД) эксплуатировалось СКЗИ ПАК ViPNet Coordinator HW1000 (СФ/124-4138 от 23.09.2021), сертификат соответствия которого истек 01.06.2024.

По данному факту  в отношении  министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додина М.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.12 КоАП РФ.

В последующем приведенные обстоятельства послужили основанием вынесения  заместителем начальника УФСБ России по Ульяновской области постановления от 12.12.2024 о привлечении министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додина М.В. к административной ответственности по указанной норме.

Вопреки доводам жалобы, вина министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додина М.В. в совершении вмененного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в обжалуемых актах доказательствами, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Оспариваемые постановление и решение являются законными, вынесены с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности и рассмотрения жалобы, в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

При этом все обстоятельства дела с достаточной полнотой учтены и исследованы, как должностным лицом, вынесшим постановление, так судьей районного суда.

В ходе настоящего рассмотрения жалобы обоснованность указанных  выводов не опровергнута.

Вопреки доводам жалобы министр имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додин М.В. является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку исходя из положений ст.2.4 КоАП РФ и возложенных на него полномочий, он является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в возглавляемом им министерстве.

Являясь непосредственным руководителем Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в обязанности Додина М.В. входили организация и контроль за выполнением возложенных на министерство полномочий, в том числе в сфере защиты информации ограниченного доступа от ее утечки по техническим каналам (п.2.15, 4.1, 4.2 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

В связи с этим утверждения о том, что обязанности по организации и проведению работ по защите информации в министерстве, а также по проведению контроля защищенности информации от несанкционированного доступа возложены соответствующей должностной инструкцией на ведущего аналитика отдела государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности департамента архитектуры и градостроительства Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, не имеют по рассматриваемому делу правового значения.

Именно в результате ненадлежащего исполнения министром имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додиным М.В. возложенных на него полномочий по организации и контролю работы министерства в исследуемой части допущено использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, подлежащей обязательной сертификации.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов предыдущих инстанций, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшихся по делу актов.

Положения ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст.13.12 КоАП РФ. 

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление заместителя начальника УФСБ России по Ульяновской области от 12 декабря 2024 года и решение судьи Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 января 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додина Михаила Викторовича - оставить без изменения, жалобу защитника министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Додина Михаила Викторовича – Елисеевой Елены Викторовны – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                      В.Г. Буделеев