У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0013-01-2024-004752-44
Судья Ленковская Е.
С.
Дело № 33а-1037/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
18
марта 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Александрова Александра
Николаевича и Александровой Анны Николаевны на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 28 октября 2024 года по делу №
2а-2309/2024, которым постановлено:
в удовлетворении
административных исковых требований Александрова Александра
Николаевича, Александровой Анны Николаевны, действующей в своих интересах и в
интересах Александровой Ольги Александровны, Александрова Владимира
Александровича, Александровой Олеси Александровны, к администрации
г.Димитровграда, муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и
инновационных проектов», Комитету по жилищно-коммунальному комплексу
администрации г.Димитровграда, Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области,
Министерству транспорта Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области о признании бездействия
незаконным, понуждении к обеспечению индивидуального жилого строительства
объектами инженерной и дорожной инфраструктуры, отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения
Александровой А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Александров А.Н.,
Александрова А.Н., действующая в своих интересах и в интересах Александровой
О.А., Александрова В.А., Александровой О.А., обратились в суд с
административным иском к администрации г.Димитровграда Ульяновской области о
признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению земельного участка
объектами инженерной и дорожной инфраструктуры.
Требования мотивировали
тем, что Постановлением администрации города Димитровграда Ульяновской области
от *** №*** «О предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в
общую долевую собственность бесплатно» им, как многодетной семье, предоставлен
бесплатно в общую долевую собственность, по 1/5 доле каждому, земельный
участок, общей площадью 1005 кв.м, расположенный по адресу: *** (категории
земель: земли населенных пунктов), с видом разрешенного использования: для
индивидуально-жилищного строительства. *** сведения о регистрации права
собственности административных истцов на указанных земельный участок были
внесены в ЕГРН.
Предоставленный
земельный участок расположен на существенном удалении от всех коммуникаций,
подъездные пути не расчищены, асфальтированная дорога также отсутствует.
Для получения
информации о наличии подведенных к участку инженерных коммуникаций и
строительства асфальтированной дороги было направлено обращение в администрацию
города Димитровграда Ульяновской области.
Письмом и.о.
заместителя главы города от *** №*** было сообщено, что изыскана возможность
выделения денежных средств на выполнение мероприятий по созданию системы
электроснабжения к земельным участкам, выданным многодетным семьям для ИЖС,
только в районе телевышки, а
финансирование мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной и
транспортной инфраструктурой отсутствуют.
Предоставление земельного
участка в условиях отсутствия подъездных путей, асфальтированной дороги,
коммуникаций нарушает права многодетной семьи в части использования его по
назначению в целя индивидуального жилищного строительства.
Бездействие
административного ответчика по обеспечению земельных участков, выделенных
многодетным семьям, объектами инфраструктуры является незаконным. Вопросы
финансирования на данные цели должны были решаться администрацией
муниципального образования на этапе формирования земельных участков и до
принятия решения о предоставлении данных земельных участков в собственность.
Уточнив в ходе
судебного разбирательства исковые требования, просили суд признать незаконным бездействие
административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по обеспечению
земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***
(категория земель – земли населенных пунктов), объектами инженерной
инфраструктуры – водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения,
объектами дорожной инфраструктуры – подъездной дорогой к земельному участку,
автомобильной дорогой местного значения; возложить на административных
ответчиков обязанность по обеспечению земельного участка, предоставленного многодетной
семье истцов для целей индивидуального жилищного строительства, объектами
инженерной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение,
газоснабжение), объектами дорожной инфраструктуры (подъездной дорогой к
земельному участку, автомобильной дорогой местного значения).
К участию в деле в
качестве административных ответчиков судом привлечены МКУ «Дирекция
инвестиционных и инновационных проектов», комитет по жилищно-коммунальному
комплексу администрации г.Димитровграда, Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области,
Министерство транспорта Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц
комитет по управлению имуществом
г.Димитровграда, Городская Дума г.Димитровграда Ульяновской области,
Управление финансов и муниципальных закупок г.Димитровграда.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Александров
А.Н., Александрова А.Н., действующая в своих интересах и в интересах
Александровой О.А., Александрова В.А., Александровой О.А., просят решение суда
отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований
в полном объеме.
В обоснование жалобы
ссылаются на то, что вопросы, связанные с реализацией государственной программы
по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, относятся к
предметам совместного ведения органов власти субъекта Российской Федерации и
органов местного самоуправления. При этом органы власти субъекта Российской
Федерации должны исполнять свои обязанности путем нормативного правового
регулирования, в том числе принятия соответствующих инвестиционных проектов,
направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных
образований, непосредственного участия в финансовом обеспечении указанных
мероприятий.
Полагают, что
поскольку местный бюджет является составной частью финансовой системы РФ, то в
случае недостаточности собственных доходных источников на уровне муниципальных
образований у органов государственной власти
возникает обязанность осуществлять в целях сбалансированности местных
бюджетов надлежащее бюджетное регулирование.
Указывают, что суд
необоснованно сослался на региональную программу «Модернизация систем
коммунальной инфраструктуры в Ульяновской области на 2023-2027 годы», которая
является правовым актом, устанавливающим реализацию положений действующего
законодательства, и по своей сути не является нормой права, устанавливающей или
отменяющей нормы об обеспечении предоставленных земельных участков
инфраструктурой или дорогами.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с
учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ч. 1 ст.
218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с
требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии
судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального
служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и
законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и
реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо
обязанности.
По смыслу ч. 1 ст.
218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения
административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие
обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при
этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию
таких обстоятельств; административный ответчик обязан доказать, что принятое им
решение соответствует закону.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, Постановлением администрации
г.Димитровграда Ульяновской области от *** №*** «О предоставлении земельного
участка с кадастровым номером *** в общую долевую собственность бесплатно»
Александрову А.Н., Александровой А.Н., Александровой О.А., Александрову В.А.,
Александровой О.А., как многодетной семье, предоставлен бесплатно в общую
долевую собственность, по 1/5 доле каждому, земельный участок, общей площадью
1005 кв.м, расположенный по адресу: *** (категории земель: земли населенных
пунктов), с видом разрешенного использования: для индивидуально-жилищного
строительства.
*** сведения о
регистрации права собственности административных истцов на указанных земельный
участок внесены в ЕГРН.
Лицами, участвующими
в деле, в суде первой инстанции не оспаривался факт того, что к спорному
земельному участку не подведены инженерные коммуникации (водоснабжение,
водоотведение, электро- и газо- снабжение), а также к участку не имеется
подъездной дороги.
Распоряжением
Правительства Ульяновской области № 241-пр от 03.06.2024 утверждена Программа
обеспечения многодетных семей, имеющих право на получение земельных участков в
собственность бесплатно в соответствии с п. 1 ч.1 ст.13.3 Закона Ульяновской
области от 17.11.2003 № 05-ЗО «О регулировании земельных отношений в
Ульяновской области», земельными участками, обеспеченными объектами инженерной
и транспортной инфраструктуры, на 2024-2029 годы». Перечень
мероприятий Программы содержится в приложении № 1, сведения о потребности в
объектах инфраструктуры для земельных участков отражены в приложении № 2.
Согласно п.5 (160
земельных участков, предоставленных с 2017 по 2024 годы) и п. 8 (1500 земельных
участков, планируемых для представления в 2024 – 2025 годах) разработка
проектно-сметной документации по объектам водоснабжения и водоотведения запланирована
на 2026 и 2025 годы; строительно-монтажные работы сетей водоснабжения,
реконструкция водозабора, строительство магистрального водопровода,
строительство сетей до земельных участков запланировано на 2026-2030 годы; проектирование,
строительство, техприсоединение ТП110 кВ ВЛЗ-6кВ – 15 км ВЛ – 0,4 кВ – 20 км
запланировано на 2027 - 2028 годы; строительство объектов транспортной
инфраструктуры запланировано после завершения устройства коммунальной
инфраструктуры и принятия автомобильной дороги в муниципальную собственность.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 №32/632-П утверждена государственная
программа Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и
повышение энергетической эффективности в Ульяновской области», согласно которой
предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета Ульяновской области
бюджетам городских, сельских поселений и городских округов Ульяновской области,
в том числе в целях софинансирования расходных обязательств, связанных со
строительством и (или) реконструкцией, капитальным ремонтом объектов
водоснабжения и водоотведения систем коммунальной инфраструктуры в рамках
региональной программы «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры в
Ульяновской области на 2023 – 2027 годы», утвержденной постановлением
Правительства Ульяновской области от 06.07.2023 №339-П.
С целью реализации
своих прав собственников истцы обратились в администрацию города Димитровграда
Ульяновской области с заявлением о разъяснении, когда будут очищены подъездные
пути к их земельному участку и подведены коммуникации.
В ответ на данное
обращение 25.07.2024 администрация города Димитровграда Ульяновской области
сообщила заявителям, что в настоящее время изыскана возможность выделения
денежных средств в размере 2800 тыс.руб. на выполнение мероприятий по созданию
системы электроснабжения к земельным участкам, выданным многодетным семьям, для
индивидуального жилищного строительства в районе телевышки. По мере увеличения
доходной части бюджета администрация города будет увеличивать финансирование
мероприятий по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой.
Считая, что
администрация г.Димитровграда бездействует в части обеспечения принадлежащего
административным истцам земельного участка, системами водоснабжения,
водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, объектами дорожной
инфраструктуры, административные истцы обратились в суд с настоящим
административным исковым заявлением.
Разрешая
административный спор и отказывая в
удовлетворении иска многодетной семье Александровых, суд первой инстанции
исходил из того, что в Ульяновской области действует региональная Программа
обеспечения многодетных семей земельными участками, обеспеченными объектами
инженерной и транспортной инфраструктуры на 2024 – 2029 годы, которой
предусмотрена очередность планируемых мероприятий по обеспечению, в том числе земельного
участка административных истцов, объектами инженерной и транспортной
инфраструктуры. Поскольку нарушений сроков выполнения мероприятий,
предусмотренных Программой в части обеспечения земельных участков объектами
инженерной и дорожной инфраструктуры, судом не установлено, сроки реализации
программы в указанной части не наступили, суд пришел к выводу о том, что
исковые требования заявлены административными истцами преждевременно.
Между тем, судебная
коллегия с такими выводами городского суда не может согласиться по следующим
основаниям.
В соответствии с пп. 6 ст.
39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предоставление земельного
участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения
уполномоченного органа осуществляется, в том числе, гражданам, имеющим трех и
более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
В Ульяновской
области право граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление
в собственность земельных участков закреплено в Законе Ульяновской области от
17.11.2003 №059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области».
При решении вопроса о предоставлении
земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во
внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для
целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его
оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение
в Методических
рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям
бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более
детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской
Федерации от 09.09.2013 №372 (далее - Методические рекомендации от 09.09.2013
№372)).
Согласно п.17
Методических рекомендаций от 09.09.2013 №372 при установлении случаев и порядка
предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том
числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть
процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также
государственная собственность на которые не разграничена.
В целях отбора
земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии: 1)
транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка; 3)
существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной
инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры
и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое
присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов
социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от
целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
Согласно п.2
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по
обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и
повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской
Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации предписано: разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий
семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на
земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной
основе.
В соответствии с ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа
относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения
топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской
Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного
значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение
безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение
функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального
контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом
транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа,
организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
П.1 ч.1 ст. 6 ФЗ от
07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» также предусмотрено, что
к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и
водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация
водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения
населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения
организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодно водоснабжение и
(или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных
организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно правовой
позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении
от 09.11.2017 № 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность
гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки,
направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в
отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом
социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и
общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости
предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения
дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением
предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести
такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной
поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих
территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания
государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их
предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после
такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной
инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность
проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего
пользования вновь возведенным жилым объектом.
В своем Определении
от 31.01.2023 №200-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что
Федеральный закон
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
устанавливая государственные гарантии осуществления местного самоуправления в
Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные
и экономические принципы его организации (преамбула),
определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая
определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам
муниципальных образований. К числу вопросов местного значения муниципального
района отнесена, в частности, организация в границах муниципального района
газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством
Российской Федерации (п.4 ч.1 ст.15
названного Федерального закона).
Конституционный Суд
Российской Федерации неоднократно отмечал, что содержание термина «организация»,
используемого в Федеральном законе
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом
специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот
термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту
ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности.
В противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на
муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность
выхода самих муниципальных образований за пределы своей компетенции и тем самым
- вмешательства в вопросы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям иных
публично-правовых образований (постановления от 29.03.2011 №2-П,
от 13.10.2015 № 26-П
и др.).
Обеспечение создания
на земельных участках, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно,
необходимой инфраструктуры, включая организацию их газоснабжения, относится к
полномочиям как органов государственной власти, так и органов местного
самоуправления, которые в силу статьи 132
(часть 3) Конституции Российской Федерации входят в единую систему
публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для
наиболее эффективного решения, в том числе названных задач в интересах
населения, проживающего на соответствующей территории. Следовательно, п.4 ч.1 ст.15
Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», действующий с учетом правовых позиций Конституционного
Суда Российской Федерации, не предполагает возложения на органы местного
самоуправления обязанностей, противоречащих их функциям и законодательно
определенной компетенции.
Таким образом, в
соответствии с приведенными нормами материального права земельный участок
предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, при наличии транспортной
доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Между тем, вышеизложенные
правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации не были приняты во
внимание судом первой инстанции, что привело к принятию неправильного решения.
Согласно положениям п. 3 ч.3
ст.310 КАС РФ неправильным применением норм материального права,
влекущим отмену решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, является
неправильное истолкование закона, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся
в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения
апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить
или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по
административному делу новое решение.
При таких
обстоятельствах судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей
удовлетворению, а обжалуемое решение – отмене с принятием по делу нового
решения о частичном удовлетворении административного иска.
Выводы суда о
преждевременности иска виде действия в Ульяновской области региональной
Программы обеспечения многодетных семей земельными участками, обеспеченными
объектами инженерной и транспортной инфраструктуры на 2024 – 2029 годы, являются
ошибочными, поскольку наличие данной Программы не может служить основанием для
освобождения органов местного самоуправления от исполнения возложенной на них
Федеральным законом обязанности.
Федеральным законом
от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования.
Финансовые
обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения,
исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций,
предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации) (ч.2 ст.18
Федерального закона №131-ФЗ).
Поскольку земельные
участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит
учету нормативное регулирование застройки городских и сельских поселений,
которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом
Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального
планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами
землепользования и застройки, включающим в себя градостроительные регламенты (п.3 ч. 2
ст.30 ГрК РФ).
Таким образом,
действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного
самоуправления по организации на территории города вопросов обеспечения жителей
инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков
для индивидуального жилищного строительства.
Финансирование
расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий по
обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных
участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям,
осуществляется в рамках действующих региональных программ: Программы обеспечения
многодетных семей, имеющих право на получение земельных участков в
собственность бесплатно в соответствии с п.1 ч.1 ст.13.3 Закона Ульяновской
области от 17.11.2003 №05-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской
области», земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и
транспортной инфраструктуры, на 2024-2029 годы»; Государственной
программы Ульяновской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и
повышение энергетической эффективности в Ульяновской области», утвержденной
постановлением Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 №32/632-П,
Программой обеспечения многодетных семей земельными участками, обеспеченными
объектами инженерной и транспортной инфраструктуры на 2024-2029 годы,
утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области №241-п от
03.06.2024.
Указанные программы
предусматривают перечень мероприятий и порядок их финансирования, в том числе
условия предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным
бюджетам Ульяновской области на софинансирование мероприятий по обеспечению
объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков,
предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям.
С учетом
изложенного, а также принимая во внимание то, что на обеспечение инженерной
инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе
многодетным семьям, предусмотрено финансирование в рамках государственной программы,
то надлежащим ответчиком по делу является администрация г.Димитровграда
Ульяновской области, которая является непосредственным исполнителем программы
как орган местного самоуправления.
При этом право
гражданин (многодетной семьи) в такой ситуации не может быть поставлено в
зависимость от бюджетных правоотношений и отношений между органами местного
самоуправления и государственной власти субъекта, участником которых
административные истцы не являются.
Обсуждая вопрос об
установлении срока, в течение которого административный ответчик обязан
обеспечить спорный земельный участок коммунальной инфраструктурой, судебная
коллегия полагает разумным обязать администрацию г.Димитровграда Ульяновской
области исполнить возложенные на нее решением суда обязанности в течение года
со дня вступления решения в законную силу.
В иске к остальным
ответчикам следует отказать как ненадлежащим по приведенным выше основаниям.
Требования
административных истцов о признании бездействия административных ответчиков
незаконными удовлетворению не подлежат, поскольку материалами дела
подтверждается проведение мероприятий, направленных на обеспечение земельных
участков многодетным семьям, необходимой инфраструктурой.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 28 октября 2024 года
отменить, принять по делу новое решение.
Административные
исковые требования Александрова Александра Николаевича, Александровой Анны
Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах Александровой Ольги
Александровны, Александрова Владимира Александровича, Александровой Олеси
Александровны, к администрации г.Димитровграда, муниципальному казенному
учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов», Комитету по
жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда, Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству
финансов Ульяновской области, Министерству транспорта Ульяновской области,
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области о признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению
индивидуального жилого строительства объектами инженерной и дорожной
инфраструктуры удовлетворить частично.
Возложить на
администрацию г.Димитровграда Ульяновской области в течение одного года со дня
вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение земельного участка
с кадастровым номером ***, общей площадью 1005 кв.м, расположенного по адресу: ***
(категория земель: земли населенных пунктов) объектами инфраструктуры, а
именно: объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения,
газоснабжения, а также объектами дорожной инфраструктуры - подъездной
автомобильной дорогой местного значения до границ земельного участка,
предоставленного Постановлением администрации города Димитровграда Ульяновской
области от *** №*** в общую долевую
собственность Александрова Александра Николаевича, Александровой Анны
Николаевны, Александровой Ольги Александровны, Александрова Владимира
Александровича, Александровой Олеси Александровны, как многодетной семье, для индивидуального
жилищного строительства.
В удовлетворении
требований о признании незаконным бездействия администрации г.Димитровграда
Ульяновской области, а также в удовлетворении требований к муниципальному
казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов»,
Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда,
Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области,
Министерству финансов Ульяновской области, Министерству транспорта Ульяновской
области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области о признании бездействия незаконным, понуждении к
обеспечению индивидуального жилого строительства объектами инженерной и
дорожной инфраструктуры отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 25.03.2025