У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2024-006622-52
Судья Высоцкая А.В.
Дело № 33а-1144/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
18 марта 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Васильевой Е.В.,
при секретаре Лазареве
М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 2 ноября 2024 года,
которым постановлено:
административный иск
прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Вдовенко Лолы
Умиркуловны к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления
в части установления срока отселения физических и юридических лиц из аварийного
многоквартирного дома, возложении обязанности установить разумный срок
отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома,
удовлетворить.
Признать незаконным
пункт *** постановления администрации города Ульяновска от *** № *** «О
признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» относительно жилого
***.
Возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность установить разумный срок для
проведения мероприятий по расселению аварийного многоквартирного *** до
31.12.2026.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Заволжского
района города Ульяновска обратился в интересах Вдовенко Л.У. в суд с
административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о
признании незаконным постановления в части установления срока отселения
физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома, возложении
обязанности установить разумный срок отселения физических и юридических лиц из
аварийного многоквартирного дома.
В обоснование иска
указал, что прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проведена проверка
законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких
домов, по результатам проведения которой установлено, что *** межведомственной
комиссией администрации г.Ульяновска принято заключение №*** о выявлении
оснований для признания многоквартирного *** аварийным и подлежащим сносу в
соответствии с установленными в пункте 34 Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и
жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства РФ от
28.01.2006 № 47, требованиями.
Основанием для принятия
межведомственной комиссией вышеуказанного решения послужил Технический отчет № ***
по результатам обследования технического состояния строительных конструкций
многоквартирного ***, в котором зафиксирован факт выявленных в процессе
обследования дома дефектов и повреждений, оказывающих значительное влияние на
техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Физический износ
многоквартирного *** по состоянию на 2021 год составляет 65%. Наличие указанных
в отчете дефектов конструкций, находящихся в аварийном состоянии,
свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной)
эксплуатации здания. Фундамент находится в аварийном состоянии, что влечет
полное разрушение несущих конструктивных элементов дома.
В соответствии с
постановлением администрации города Ульяновска от *** № *** указанный
многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Правовым актом
органа местного самоуправления установлен срок отселения граждан до 31.12.2030.
Указанный срок сноса
и отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным.
До настоящего
времени в жилом доме, являющимся аварийным, проживают граждане. Дальнейшая
эксплуатация данного жилого дома и проживание в нем граждан создает реальную
угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, в связи
с чем решение администрации г.Ульяновска об установлении срока сноса и
отселения жителей указанного дома до 31.12.2030 нарушает права граждан на
благоприятную среду проживания.
Прокурор просил признать
незаконным пункт 2 постановления администрации города Ульяновска от *** № ***
«О признании многоквартирных домов аварийным и подлежащим сносу» в части
установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном
доме, расположенном по адресу: ***, обязать администрацию города Ульяновска
установить срок сноса аварийного *** и отселения из него жителей до 31.12.2026.
Судом к
участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Чертова Н.Х., Легошина Е.А.,
Котелевская А.В., Котелевский Д.А., Вдовенко М.А., Вдовенко А.А., Алипов Д.М.,
Алипова А.С., ООО «СМУ».
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает на то, что определение срока отселения физических и юридических лиц относится
к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Конкретные сроки,
в которые производится отселение жителей из аварийного дома, законом не
установлены. Сроки об отселении жильцов из аварийного дома должны отвечать
требованиям разумности.
Считает, что в
рамках данного дела административным истцом не представлены доказательства
необходимости отселения жителей дома в более ранние сроки.
Ссылается на то, что
жители спорного многоквартирного дома не лишены права обратиться в Управление
муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в случае
необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений
маневренного фонда.
Полагает, что
возложение судом на администрацию обязанности установить конкретный срок
отселения граждан аварийного дома противоречит правовой позиции Верховного суда
Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики
за II квартал 2009 года
(вопрос №3), пунктам 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положению,
утвержденному Постановлением Правительства от 28.01.2006 №47.
Считает, что
поскольку срок для обращения в суд с административным иском был пропущен, в
удовлетворении административного иска необходимо отказать.
Таким образом,
требование по установлению конкретного срока по сносу и расселению аварийного
многоквартирного жилого дома, а именно до 31.12.2030 является неисполнимым.
В судебное заседание
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в
суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами
(ч.1 ст.39 КАС РФ).
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации
признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является
основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в
указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, *** межведомственной комиссией
администрации г.Ульяновска принято заключение №*** о выявлении оснований для
признания многоквартирного *** аварийным и подлежащим сносу в соответствии с
установленными в пункте 34 Положения о признании помещения жилым помещением,
жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома
садовым домом, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №
47, требованиями: техническое состояние несущих строительных конструкций
многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушениями либо
повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей
способности и опасности обрушения многоквартирного дома.
Основанием для
принятия межведомственной комиссией вышеуказанного решения послужил Технический
отчет №*** по результатам обследования технического состояния строительных
конструкций многоквартирного ***, подготовленный ООО «ЭСПК», согласно выводам которого
обследованный дом имеет дефекты и повреждения, оказывающие значительное влияние
на техническое состояние отдельных конструкций и здания в целом. Физический
износ многоквартирного *** по состоянию на 2021 год составляет 65%. Наличие
указанных в отчете дефектов конструкций, находящихся в аварийном состоянии,
свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации
здания.
Так, материалы
несущих и ограждающих конструкций здания не соответствуют требованиям
действующих строительных норм и правил: имеет место провисание конструкций
перекрытий, разрушение обшивки стен, сквозные разрушения перегородок, обрушение
штукатурных слоев, гниение половых досок, просадка полов, проломы, трещины,
моральный и физический износ, разрушение отмостки, моральный и физический износ
системы электроснабжения.
Техническое
состояние жилых помещений жилого дома не соответствует предъявляемым
требованиям п.п.10, 15, 33, 34 «Положения о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Постановление Правительства РФ
№47 от 28.01.2006).
В соответствии с
постановлением администрации города Ульяновска от *** № *** указанный
многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок
отселения физических и юридических лиц из аварийного и подлежащего сносу указанного
многоквартирного дома - до 31.12.2030.
Разрешая спор и
удовлетворяя административный иск прокурора в части установления нового
(разумного) срока отселения из
многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному
выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его
техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с
чем установленные административным ответчиком новые сроки отселения вновь не
отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в
данной части является незаконным.
С выводами районного суда в указанной части
судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных
доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка. Они
согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда
Российской Федерации от 03.11.2009 №1368-О-О.
Довод апелляционной
жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц
является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает
установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем
техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости
установления администрацией города Ульяновска реальных, более коротких, сроков
отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых
законом интересов.
В соответствии с
ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном
Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом,
принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его
сносе или реконструкции в разумный срок.
В многоквартирном
доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые
помещения являются непригодными для проживания (ч.4 ст. 15 ЖК РФ).
В соответствии с
п.п. 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции
органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда,
контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и
техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного
фонда непригодными для проживания.
Порядок признания
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
регламентируется Положением
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №
47.
Согласно пункту 49
указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено
также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем
использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае
признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из смысла
названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока
сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на
объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью
последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем
сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение
условий для осуществления права на жилище.
Вместе с тем, если
при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает
гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его
аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено
в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Исходя из
приведённых обстоятельств, сам по себе факт того, что разрешение вопроса по
сроку отселения физических и юридических лиц из домов, признанных аварийными, в
силу закона относится к компетенции органа местного самоуправления, не
свидетельствует о вмешательстве в компетенцию администрации города Ульяновска,
фактически уклонившейся от правильного исполнения этой обязанности.
Срок до 31.12.2026 судебная коллегия находит
разумным, исходя из конкретных обстоятельств дела, и технического состояния
дома, находящегося в процессе разрушения.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, сроки для обращения в суд прокурором не нарушены.
Принятое по делу
решение суда является правильным, судом верно установлены обстоятельства,
имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело
доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные
правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения
суда не допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 2
ноября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации
города Ульяновска - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 21.03.2025