У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-005290-36
Судья Шабинская Е.А.
Дело № 33а-1136/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
25 марта 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Кинчаровой О.Е.,
при секретаре Чичкиной А.П.,
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 сентября 2024
года по делу № 2а-3891/2024, которым постановлено:
административное
исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах
Салихова Василия Михайловича к администрации города Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным
постановление администрации города Ульяновска от *** года № *** «О признании многоквартирных
домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения
физических и юридических лиц, проживающих в *** до 31 декабря 2030 года.
Обязать
администрацию города Ульяновска установить срок проведения отселения жителей из
аварийного и подлежащего сносу *** до 31 декабря 2025 года.
Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,
пояснения Салихова В.М., Пименова Ю.Д., Пузакиной Е.А., полагавших решение
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района г. Ульяновска обратился в суд с административным иском о признании
частично незаконным постановления администрации г. Ульяновка, возложении
обязанности установить разумные сроки сноса аварийного дома и отселения из него
граждан.
В обоснование иска
указано на то, что *** года межведомственной комиссией администрации г.
Ульяновска принято заключение № *** в
соответствии с пунктом 34 Положения о признании помещения жилым помещением,
жилого помещения непригодным для проживания
и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом
и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ
от 28 января 2006 года № 47
(далее – Положение), принято решение о выявлении оснований для признания
многоквартирного *** аварийным и подлежащим сносу, поскольку техническое
состояние несущих строительных конструкций многоквартирного дома
характеризуется их разрушениями, повреждениями и деформациями, свидетельствует
об исчерпании несущей способности и
опасности обрушения дома.
В этой связи ***
года администрацией г. Ульяновска издано постановление № *** «О признании
многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», в которое включен ***.
Срок отселения из него граждан установлен до 31 декабря 2030 года.
Об аварийном
состоянии многоквартирного дома решением Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 5 октября 2018 года по
делу № *** уже обращалось внимание администрации г. Ульяновска.
Кроме того, по
результатам проведенного в 2020 году *** технического обследования
многоквартирного жилого *** установлено, что физический износ дома составляет
80 %. Износ фундамента составил 79 %, стен и перегородок – 80 %, деревянных
перекрытий – 82 %, кровельного покрытия 82 %, пола – 79 %, дверных и оконных
проемов – 80 %.
Находящиеся в
аварийном состоянии конструкции дома свидетельствуют о невозможности дальнейшей
безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого дома, что подтверждается и
заявлением Салихова В.М., актом обследования, проведенного Агентством
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.
Проведенная
прокуратурой района *** года проверка с привлечением специалиста Агентства
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области
показала, что выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное
состояние отдельных конструкций, свидетельствуют о невозможности дальнейшей
безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Учитывая техническое
состояние дома № ***, разумным следует считать установление срока отселения из
него жителей до 31 декабря 2025
года.
Просил признать
незаконным постановление администрации г. Ульяновска от *** года № *** «О признании многоквартирных домов
аварийными и подлежащими сносу» с приложенным к нему перечнем аварийных и
подлежащих сносу многоквартирных домов в части установления срока отселения
физических и юридических лиц, проживающих в ***, до 31 декабря 2030 года; обязать
администрацию г. Ульяновска установить срок проведения сноса аварийного *** и
отселения из него жителей до 31 декабря 2025 года.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Финансовое управление Администрации г.
Ульяновска, Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области, Управление
муниципальной собственности администрации г. Ульяновска, Управление архитектуры
и градостроительства администрации
г. Ульяновска, Атаян А.М., Пименов Ю.Д., Клочкова (Ермолаева) И.А.,
Салихова Н.А., Салихов А.В.,
Салихов М.В., Кононов В.С., Кононов М.В., Гаджиев Р.В., Яшухин А.А., Яшухин
А.А., Яшухина М.А., Пузакина Е.А.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его
отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований
прокурора отказать.
В обоснование жалобы
указывает, что согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации,
изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за II квартал 2009 года (вопрос № 3), в
соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской
Федерации, Положения, определение срока отселения физических и юридических лиц
относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Конкретные сроки, в
которые производится отселение жителей из аварийного дома, законом не
установлены. Жилищный кодекс также не содержит требований о незамедлительном
отселении лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим
сносу. Обращает внимание, что жители указанного дома вправе обратиться в
Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска в случае
необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений
маневренного фонда.
Считает, что по
данному делу прокурором пропущен срок обращения в суд с административным
исковым заявлением, что является основанием для отказа в удовлетворении
административного иска.
Полагает, что
административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие
незаконность оспариваемого в части постановления, а также доказательства,
подтверждающие обоснованность требований по установлению разумного срока сноса
аварийного дома.
В судебное заседание
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения
судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами
(часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации).
В соответствии с
частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах
своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми
заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов,
организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными
полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если
полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют
нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы
граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав,
свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Согласно части 10
статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном
Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом,
принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или
реконструкции в разумный срок.
Как установлено
судом, многоквартирный жилой *** является ***, год постройки – ***.
Согласно заключению *** от *** года по результатам обследования
основных несущих конструкций многоквартирного жилого *** установлены
следующие повреждения и недостатки: разрушение отмостки и неравномерная осадка фундамента,
искривление горизонтальных линий фасада, разрушение отделочных покрытий
внутренних помещений, биологическое поражение стенового ограждения,
депланация стенового ограждения,
деформация внутриквартирных перегородок, прогиб, провисание перекрытий, следы
замачивания перекрытия, износ и механическое истирание конструкций пола, прогиб и
просадка конструкций пола, перепад высотных отметок пола, общая
ветхость деревянных оконных блоков,
деформация и перекос оконных и дверных блоков, протечка кровли,
несплошность кровельного покрытия,
гниение и биологическое поражение карнизной части кровли, коррозия
элементов инженерных систем, нарушение
изоляции кабелей электричества, разрушение
крылец. Износ на дату исследования составляет 80% (л.д. 26-41 том 1).
Заключением
межведомственной комиссии от *** года № *** указанный дом признан
аварийным и подлежащим сносу (л.д. 21-23 том 1).
Постановлением
администрации г. Ульяновска от *** года № *** многоквартирный дом *** признан
аварийным и подлежащим сносу, срок отселения для указанного дома
установлен до 31 декабря 2030 года (л.д. 24-25 том 1).
Разрешая спор и
признавая неразумным установленный срок переселения жильцов указанного дома,
суд первой инстанции правильно исходил из того, что столь длительный срок
отселения жильцов из аварийного дома установлен без учета технического
состояния дома, его конструкций, нарушает права граждан на жилище и его
безопасность, представляет опасность для жизни и здоровья граждан, поскольку
никаких аварийно-технических работ в указанном жилом доме, направленных на восстановление
его технического состояния, не проводилось; каких-либо актов осмотра или
заключений экспертных организаций, свидетельствующих о возможности дальнейшего
проживания в данном доме с учетом аварийного состояния несущих конструкций и
опасности обрушения дома, административным ответчиком не представлено.
При этом актом обследования многоквартирного дома от ***
года, составленным специалистом
Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской
области, зафиксированы многочисленные повреждения указанного дома: облицовочная
деревянная часть фасада дома по всему периметру имеет многочисленные трещины,
коробление, частичное разрушение, ослабление отдельных креплений. В доме
имеются 4 отдельных входа. Козырьки над входом
в квартиры имеют признаки разрушения, деформации. Часть фундамента
выступающая за внешний уровень земли по всему периметру дома в виде кирпичной
кладки имеет: разрушения с выпадением отдельных элементов кирпича, трещины.
Конструктивные элементы дома имеют: стены – отклонение от горизонтали, прогибы,
рассыхание, коробление, разрушение дранки и отдельных бревенчатых элементов,
напольное покрытие - истирание напольных
досок, рассыхание трещины, зыбкость, деформация
в виде прогиба внутрь дома; потолок в местах общего пользования –
разрушение, рассыхание, трещины, зыбкость, деформация в виде прогиба внутрь.
Несущие и ограждающие конструкции
многоквартирного дома находятся в ветхом состоянии, не обеспечивают надежности
жилого дома и не обеспечивают безопасное пребывание граждан. Основания и
несущие конструкции всего дома имеют
разрушения и повреждения, приводящие к деформации, образованию трещин, снижению
несущей способности и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций жилого
дома в целом.
Выявленные дефекты и
повреждения, указывающие на аварийное
состояние отдельных конструкций, свидетельствует о невозможности
дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома
(л.д. 42-46 том 1).
Кроме того, из
информации, представленной Главным управлением МЧС России по Ульяновской
области, следует, что 10 августа 2024 года в оперативно-дежурную смену Центра
управления в кризисных ситуациях Главного управления поступало сообщение, что в
*** произошло обрушение половины
деревянного дома. На место вызова направлялась поисково-спасательная служба МБУ
«Управление гражданской защиты города Ульяновска» (л.д. 179 том 1).
Выводы суда в
решении подробно мотивированы, всем юридически значимым обстоятельствам и
собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, с
которой судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам
администрации г. Ульяновска в апелляционной жалобе, судом не нарушено
требование закона, касающееся компетенции органов местного самоуправления по
вопросам принятия решения о признания дома аварийным и подлежащим сносу, а
также установлению сроков отселения.
Как следует из
правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики
Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение
срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а
также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа
местного самоуправления. Однако само по себе решение органа местного
самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает
произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса
такого дома, поскольку имеет своей целью последующее предоставление гражданам,
проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых
помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права граждан на
жилище.
При таких
обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения
требований прокурора, поскольку установленный срок отселения граждан,
проживающих в указанном многоквартирном доме -
до 31 декабря 2030 года не отвечает требованиям разумности и является
чрезмерно длительным с учетом физического износа здания и наличия угрозы
обрушения дома.
Вопреки доводам
жалобы, срок для обращения в суд прокурором не пропущен, поскольку проверка
проведена в июле 2024 года, в этом же месяце составлен административный иск.
Принятое по делу
решение является правильным, судом верно установлены юридически значимые
обстоятельства по делу, полно и объективно оценены представленные
доказательства, надлежаще применены нормы материального и процессуального
права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих
безусловную отмену решения суда, не допущено.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 3 сентября 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 8 апреля 2025 года.