Судебный акт
О взыскании специальной социальной выплаты
Документ от 18.03.2025, опубликован на сайте 09.04.2025 под номером 118150, 2-я гражданская, о признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты, судебных расходов и компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

О признании права на специальную социальную выплату - доп решение

Документ от 18.03.2025, опубликован на сайте 09.04.2025 под номером 118151, 2-я гражданская, о признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты, судебных расходов и компенсации морального вреда(дополнительное решение), решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2024-005294-67               Судья Тимошенко Н.А.                                                                 Дело № 33-1357/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  18 марта 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 октября 2024 года, с учетом определений судьи того же суда от 28 декабря 2024 года об исправлении описок, по гражданскому делу № 2‑2573/2024, по которому постановлено:

исковые требования Набиуллиной Гельсири Назымовны удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН7325000479) произвести Набиуллиной Гельсире Назымовне (паспорт ***) специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 1 января 2023 года по 29 февраля 2024 года в размере 97 105 рублей 68 копеек.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ИНН 7329028362) в пользу Набиуллиной Гельсири Назымовны (паспорт ***) компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, в возмещение расходов на оплату услуг представителя 10 000 рублей, почтовые расходы 465 рублей, а всего взыскать 15 465 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Набиуллина Г.Н. обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (далее – ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на специальную социальную  выплату, взыскании специальной социальной выплаты, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что работает в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, и с 01.01.2023 имеет право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», как специалист со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц.

Вместе с тем, в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 она не была включена работодателем в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, соответствующая выплата в указанный период Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области ей не производилась.

Просила признать за ней право на специальную социальную выплату, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 01.01.2023 по 29.02.2024, взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в свою пользу специальную социальную выплату за указанный период в размере 97 105 рублей 68 копеек, взыскать с ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, почтовые расходы.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.

Дополнительным решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20.11.2024 за Набиуллиной Г.Н. признано право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» за период с 01.01.2023 по 29.02.2024.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что медицинские работники больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства были включены в перечень категорий медицинских работников, имеющих право на специальную социальную выплату только на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». При этом указанное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования (21.03.2024) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024. Следовательно, оснований для признания за Набиуллиной Г.Н. права на специальную социальную выплату за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, специальная социальная выплата осуществляется на основании данных медицинских работников (реестра работников), которые предоставляются работодателем. В рассматриваемом случае сведения для назначения специальной социальной выплаты Набиуллиной Г.Н. за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России не представлялись.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Набиуллиной Г.Н. – Суворова Е.Н. просит оставить апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, с 17.02.2021 Набиуллина Г.Н. работала в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России;  29.08.2023  была уволена на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации; 03.10.2023 принята на должность *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России  (л.д. 12-13, 48-62).

С 01.03.2024 Набиуллина Г.Н. является получателем специальной социальной выплаты согласно подпункту «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568).

Полагая, что она имеет право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, начиная с 01.01.2023, Набиуллина Г.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения, которая участвует в базовой программе обязательного медицинского страхования и территориальной программе обязательного медицинского страхования, оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность произвести Набиуллиной Г.Н. специальную социальную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 за период с 01.01.2023 по 29.02.2024 в размере 97 105 рублей 68 копеек.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей до 20.03.2024) с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата определенным категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.

В соответствии с номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников занимаемая истцом должность *** относится к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024) специальная социальная выплата устанавливается, в том числе: специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц (подпункт «д»), специалистам со средним медицинским образованием, работающим с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающим первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющим диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «е»).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024), установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в том числе: специалистам со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанным в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящего постановления, - 8000 рублей (подпункт «д»); специалистам со средним медицинским образованием, указанным в подпункте «е» пункта 2 настоящего постановления, - 6500 рублей (подпункт «е»).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (в редакции, действующей до 20.03.2024) специальная социальная выплата осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 (далее - Правила).

Пунктом 3 вышеуказанных Правил предусмотрено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра (пункт 8 Правил).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.03.2023 № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

В силу пункта 4 указанных Разъяснений, при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:

указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;

указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

Как указывалось выше, в спорный период Набиуллина Г.Н. работала в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России.

Согласно Уставу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (л.д. 92-113) данное учреждение является организацией здравоохранения и науки, находится в ведении Федерального медико-биологического агентства (пункт 1.2).

Как указано в пункте 3.2 Устава, предметом деятельности и функциями учреждения являются оказание медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, высокотехнологичной медицинской помощи, проведение прикладных и научных исследований.

Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 568 утверждено Положение о Федеральном медико-биологическом агентстве.

Пунктом 1 указанного Положения определено, что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ), организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, по оказанию медицинской помощи, по организации деятельности службы крови, по федеральному государственному контролю (надзору) за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, по проведению федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов, проведении водолазных и кессонных работ) и на отдельных территориях Российской Федерации (включая объекты и территории закрытых административно-территориальных образований, территории с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами) по перечням, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также функции по медико-санитарному обеспечению работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий (включая оказание услуг в сфере курортного дела, организацию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, трансплантацию органов и тканей человека), по организации медико-социальной экспертизы работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, по организации и проведению медико-санитарных мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с радиационными, химическими и биологическими инцидентами, авариями и террористическими актами, по проведению медико-санитарных мероприятий в зонах боевых действий и на прилегающих к ним территориях.

Согласно пункту 5 Положения ФМБА России осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными государственными органами, иными органами публичной власти и организациями.

В соответствии с подпунктом 22 пункта 6 Положения ФМБА России осуществляет организацию выполнения (оказания) следующих работ и государственных услуг в сфере здравоохранения: первичная медико-санитарная помощь, специализированная (в том числе высокотехнологичная) медицинская помощь, скорая (в том числе скорая специализированная) медицинская помощь и паллиативная медицинская помощь, оказываемые подведомственными организациями.

Аналогичные положения о деятельности ФМБА России были предусмотрены ранее действовавшим Положением о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 206.

Из приведенных норм закона, а также положений  документов, регламентирующих деятельность ФМБА и его подразделений, следует, что они не относятся к числу центральных районных, районных и участковых больниц, медицинские работники которых имеют право на специальную социальную выплату с 01.01.2023 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подпункт «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 изложен в новой редакции. Специальная социальная выплата установлена среднему медицинскому персоналу центральных районных, районных и участковых больниц, а также больниц и медико-санитарных частей, в том числе центральных, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства, расположенных на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.08.2006 № 1156-р.

При этом в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 прямо указано, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.2024.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Статьей 12 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 20.03.2024 № 343 отсутствуют указания на распространение его действия на правоотношения, возникшие до 01.03.2024.

Таким образом, в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 Набиуллина Г.Н. не имела права на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «д» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

При этом, то обстоятельство, что ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, само по себе о наличии у Набиуллиной Г.Н. права на получение специальной социальной выплаты в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 не свидетельствует. К категории медицинских работников, указанных в подпункте «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, Набиуллина Г.Н. не относится, поскольку не оказывает первичную медико‑санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, не работает с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 Постановления № 2568, что подтверждается представленными в материалы дела должностными инструкциями (л.д. 65-79).

С учетом изложенного, поскольку в период с 01.01.2023 по 29.02.2024 истец не относилась ни к одной категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Набиуллиной Г.Н. у суда первой инстанции не имелось.

Более того, у суда отсутствовали основания для взыскания специальной социальной выплаты (возложении обязанности произвести выплату) с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, как ввиду отсутствия у Набиуллиной Г.Н. права на ее получение, так и ввиду того, что лечебное учреждение не направляло в отношении нее в спорный период соответствующие реестры на выплату.

Соответственно не подлежали удовлетворению и требования Набиуллиной Г.Н. о взыскании компенсации морального вреда, являющиеся производными от основных требований.

При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Набиуллиной Г.Н. о признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568, за период с 01.01.2023  по 29.02.2024, компенсации морального вреда.

Приведенные в возражениях на апелляционную жалобу ссылки представителя истца на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30.05.2024 по гражданскому делу № 2-1060/2024, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда от 10.09.2024 и определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 06.02.2025, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку в соответствии с положениями статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные судебные акты преюдициального значения при разрешении настоящего спора не имеют.

В соответствии с частью 3 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины и почтовые расходы при отказе в удовлетворении иска возмещению ответчиками не подлежат.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 октября 2024 года, с учетом определений судьи того же суда от 28 декабря 2024 года об исправлении описок, отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Набиуллиной Гельсири Назымовны (паспорт ***) к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральный научно‑клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства (ИНН 7329028362), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479) о признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 за период с 1 января 2023 года по 29 февраля 2024 года, компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 апреля 2025 года.