Судебный акт
О предоставлении земельного участка
Документ от 25.03.2025, опубликован на сайте 11.04.2025 под номером 118207, 2-я гражданская, о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-007454-62

Судья Савелова А.Л.                                                                     Дело № 33а-1196/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         25 марта 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,                       

судей Бахаревой Н.Н., Кинчаровой О.Е.,

при секретаре  Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 ноября 2024 года по делу № 2а-3722/2024, которым постановлено:

административные исковые требования Мавлаветдиновой Натальи Сергеевны к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Таушкину Александру Николаевичу о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении Мавлаветдиновой Наталье Сергеевне земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, принятое Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области *** года № ***.

Возложить на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области обязанность предоставить Мавлаветдиновой Наталье Сергеевне в собственность без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Мавлаветдинова Н.С. обратилась в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка.

В обоснование требований указано на то, что  она является членом            НСТ завода им. Володарского, пользуется земельным участком ***, кадастровый номер ***, задолженности по оплате членских взносов не имеет.

4 июля 2023 года она обратилась в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предоставлении ей указанного земельного участка на основании пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ), без проведения торгов в собственность бесплатно.

*** года Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области принято решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от        4 августа 2022  года в отношении вышеуказанного земельного участка прекращено право пожизненного наследуемого владения ***., в настоящее время указанный земельный участок свободен от прав третьих лиц, и дальнейшее его предоставление должно осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства на торгах.

Считает отказ в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов нарушающим ее права, поскольку она не имеет возможности полноценно владеть и пользоваться земельным участком. 

Просила признать незаконным и отменить решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** года  № *** об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, а также возложить на административного  ответчика обязанность предоставить ей указанный земельный участок в собственность без проведения торгов.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель Министра имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Таушкин А.Н., в качестве заинтересованного лица - НСТ завода им. Володарского.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 23 января 2024  года в удовлетворении административного иска Мавлаветдиновой Н.С. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 21 мая 2024 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Мавлаветдиновой Н.С. – без удовлетворения.

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26 сентября 2024 года решение Заволжского районного суда            г. Ульяновска от 23 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 21 мая 2024 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.

В обоснование жалобы указывает на то, что у административного истца отсутствует правоустанавливающий документ на спорный земельный участок, подтверждающий основания для его бесплатного предоставления.

Довод административного истца о том, что она длительное время пользуется участком, не может являться условием передачи спорного земельного участка в собственность Мавлаветдиновой Н.С. бесплатно, так как отсутствуют законные основания для признания за ней права собственности на рассматриваемый земельный участок.

Спорный земельный участок на праве пожизненного  наследуемого владения ранее предоставлялся другому лицу, в связи с чем к спорным правоотношениям  не применяются положения подпунктов 2.7 и 2.8 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Как установлено судом и следует из материалов дела,  3 июля 2023 года Мавлаветдинова Н.С. обратилась в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером *** в собственность бесплатно без проведения торгов в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона      № 137-ФЗ (л.д. 69).

Решением Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от *** года № *** административному истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов со ссылкой на то, что испрашиваемый  земельный участок  свободен от прав третьих лиц. Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 4 августа 2022 года по делу № ***  прекращено право пожизненного наследуемого владения Рябова П.В. на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, в связи с чем дальнейшее предоставление земельного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства (л.д. 59).

Разрешая заявленные административные исковые требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции с учетом пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона           № 137-ФЗ исходил из того, что земельный участок  Мавлаветдиновой Н.С.  предоставлен как члену НСТ завода им. Володарского, при этом указанный объект не является изъятым из оборота, прав третьих  лиц на него не зарегистрировано.

Суд апелляционной инстанции с выводами районного суда  об отсутствии правовых оснований для  отказа  административному истцу в собственность земельного участка соглашается  в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ до        1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок отвечает совокупности следующих условий: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем; протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа. В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации; сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных положениями пунктов 2.7 - 2.10 настоящей статьи, что предусмотрено пунктом 2.11 Федерального закона № 137-ФЗ.

Как следует из материалов дела, постановлением главы г. Ульяновска от      *** года № *** «О выдаче свидетельства садоводческому товариществу *** и госактов его членам на право пожизненного наследуемого владения» садоводческому товариществу передано в постоянное пользование 114 000 кв. м земель, в том числе: в пожизненное наследуемое владение 220 членам садоводческого товарищества 104 000 кв. м земель, занятых садовыми участками; в постоянное пользование 10 000 кв. м земель общего пользования (л.д. 39).

Из этого следует, что садоводческому товариществу передано в пользование 114 000 кв. м земель, в том числе садовый участок № *** с правом пожизненного наследуемого владения ***, то есть земельный участок образован из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу до дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, что является одним из условий, предусмотренных пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона                № 137-ФЗ.

Как следует из решения Заволжского районного суда г. Ульяновска от            4 августа 2022 года, право пожизненного наследуемого владения прекращено, то есть право собственности у *** на земельный участок не возникло          (л.д. 51-53).

Требование пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ о нахождении  садового или огородного земельного участка в государственной или муниципальной собственности, исходя из оспариваемого решения компетентного органа, соблюдается.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимого имущества  прав  третьих лиц  на земельный участок с кадастровым номером ***  не зарегистрировано, он не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте, отсутствует решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд (л.д. 183-185).

Садовый участок № ***  предоставлен  административному истцу на основании решения  общего собрания  членов НСТ завода им. Володарского от       *** года как члену товарищества, что подтверждается  выпиской из протокола  общего собрания (л.д. 40).

Несение  Мавлаветдиновой Н.С. расходов по уплате членских и иных целевых взносов за спорный земельный участок подтверждается  представленными в  судебную коллегию квитанциями от   *** года, от *** года, от *** года и от *** года

Таким образом, вопреки доводам жалобы, учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок, испрашиваемый административным  истцом, соответствует условиям, указанным в пункте 2.7 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ. 

При таких обстоятельствах оспариваемый отказ о предоставлении административному истцу земельного участка в собственность бесплатно для ведения садоводства   правомерно признан незаконным.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 ноября 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 апреля 2025 года.