У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-007535-91
Судья Сизов И. А.
Дело №
33а-1390/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
1 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Лазареве
М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фараг Абаноуб Имад Саад на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 ноября 2024 года по делу №
2а-5283/2024, которым постановлено:
в удовлетворении
административного искового заявления
Фараг Абаноуб Имад Саад к Управлению Министерства внутренних дел
Российской Федерации по Ульяновской области о признании бездействия незаконным,
об отмене решений – отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения Фараг
Абаноуб Имад Саад и его представителя – адвоката Волынщиковой М.Ю.,
поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УМВД России
по Ульяновской области – Бердникова О.Н., полагавшего решение суда не
подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Фараг Абаноуб Имад
Саад обратился в суд с административным иском к Управлению Министерства
внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о признании действия
незаконными, отмене решений.
В обоснование
требований указал, что 18.10.2024 он был уведомлен об аннулировании ранее
выданного разрешения на временное пребывание в Российской Федерации, а также
ознакомлен с основаниями его аннулирования, как следует из расписки от
18.10.2024. При этом он был предупрежден, что обязан выехать из Российской
Федерации в течение 15 дней.
С данным решением он
не согласен ввиду того, что принятым решением об аннулировании ранее выданного
разрешительного документа нарушаются его права, свободы и законные интересы, поскольку,
являясь иностранным гражданином, он соблюдал в период пребывания в Российской
Федерации требования российского законодательства, в том числе Федерального
закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от
25.07.2002 № 115-ФЗ.
Целью его прибытия в
Российскую Федерацию в 2018 году являлось получение образования. Он окончил ***,
где проходил в течение года обучение русскому языку. В настоящее время он
является студентом 3 курса *** дневной, очной формы обучения медицинского
факультета специальности ***, срок обучения в случае успешного выполнения
учебного плана с 01.09.2019 по 31.08.2028, что подтверждается справкой № *** от
***.
Кроме того, Фараг Абаноуб
Имад Саад 26.06.2024 обратился с заявлением о выдаче вида на жительство, о чем
была выдана справка №***, однако решением УМВД России по Ульяновской области от
*** №*** ему было отказано.
Об аннулировании
разрешения на временное проживание и отказе в выдаче вида на жительство
административному истцу стало известно одновременно, и с данными решениями он
не согласен ввиду их незаконности.
В обоснование
решения об аннулировании разрешения на временное проживание указан пп. 8 п.1 ст.
7 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон №115-ФЗ), который предусматривает,
что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а
ранее выданное разрешение аннулируется, если данный иностранный гражданин в
течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание не
осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской
Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток или не получал доходов либо
не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов
своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на
уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта
Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное
проживание.
Однако он (административный
истец) подтвердил наличие доходов и возможность содержать себя и членов своей
семьи, находящихся на его иждивении, не
прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума,
установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого
ему разрешено временное проживание. 28.08.2024 он оплатил налог в размере 23 400 руб., что подтверждается
квитанцией об оплате.
Полагает, что
оснований для вынесения решения по пп.8 п.1 ст.7 Федерального закона «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не имелось, так
как действие настоящего положения не распространяется на иностранного
гражданина, размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного
среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума,
установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого
указанному иностранному гражданину разрешено временное проживание.
Среднемесячный доход
иностранного гражданина и среднемесячный среднедушевой доход члена семьи
иностранного гражданина определяются в порядке, установленном уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
обучающегося по очной форме обучения в профессиональной образовательной
организации Российской Федерации; обучающегося по очной форме обучения в
образовательной организации высшего образования в Российской Федерации;
пенсионера или инвалида; относящегося к иным категориям лиц, перечень которых
устанавливается Правительством Российской Федерации.
Наличие дохода
административный истец подтвердил, в то же время он является студентом *** по
очной форме обучения.
Отмечает, что он
способен содержать себя и членов своей семьи, в том числе законную супругу,
являющуюся гражданкой РФ, а также своих несовершеннолетних детей.
Полагает, что при
наличии законной цели нахождения на территории Российской Федерации - получение
образования, осуществление трудовой деятельности и наличие устойчивых семейных
связей на протяжении длительного времени на территории Российской Федерации
чрезмерно ограничиваются его права иностранного гражданина вследствие
вмешательства в личную, семейную жизнь.
Просил учесть данные
о его личности: продолжительный срок постоянного проживания на территории
Российской Федерации; наличие устойчивой социальной связи с РФ - супруги - ***, с которой он состоит в зарегистрированном
браке и имеет несовершеннолетних детей - *** года рождения, и *** года рождения,
получение образования в ***, студентом которого он является по настоящее
время; продолжительность срока
осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации; законная
цель пребывания и род деятельности, профессии, наличие дохода; отсутствие
фактов привлечения административного истца к административной ответственности
за период пребывания в Российской Федерации до 2024 года; намерение в
дальнейшем проживать с семьей на территории Российской Федерации на постоянной
основе и получить гражданство РФ.
Просил суд признать
незаконным и отменить решение УМВД России по Ульяновской области № *** об
аннулировании ранее виданного разрешения на временное проживание от ***, а
также решение об отказе в выдаче вида на жительство № *** от ***, обязать
устранить допущенные нарушения.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Фараг Абаноуб Имад Саад просит решение суда отменить, принять по делу
новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что в
решении суда усматривается очевидная несоразмерность, чрезмерное и
неоправданное вмешательство государства в личную жизнь административного истца.
Обращает внимание на то, что суд первой инстанции ограничился формальным
установлением фактов допущенных административным истцом правонарушений, не
принимая во внимание иные, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Указывает на то, что
судом первой инстанции не учтено, что Фараг Абаноуб Имад Саад находится на
территории Российской Федерации длительный период времени с целью проживания с
семьей, воспитания малолетних детей, осуществления трудовой деятельности и
получение образования, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей. Он
имеет достаточные средства для того, чтобы содержать себя и членов своей семьи.
Полагает, что для подтверждения размера и источника дохода иностранного
гражданина достаточно подать сведения в налоговый орган и внести необходимую
сумму налога.
Просит учесть, что на дату вынесения решений Фараг Абаноуб Имад Саад являлся студентом
дневной, очной формы обучения медицинского факультета специальности «***, где
обучается до настоящего времени.
Считает, что суд при вынесении обжалуемого решения проигнорировал
правовую позицию, содержащуюся в постановлениях Конституционного суда РФ,
Пленума Верховного Суда РФ и Президиума Верховного Суда РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области
просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии
со ст.150, ч. 2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив правильность
применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия
приходит к следующему.
В силу положений ст.
218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с
требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа
государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа,
организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными
полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии
судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или
муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные
государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что
нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовое положение
иностранных граждан в Российской Федерации и правоотношения с их участием
регулируются Федеральным законом
от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) и Федеральным законом
от 15.08.1996 №114-ФЗ «О
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее
- Федеральный закон №114-ФЗ).
Согласно п.1 ст.8
Федерального закона №115-ФЗ вид на жительство может быть выдан иностранному
гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании
разрешения на временное проживание. Заявление о выдаче вида на жительство
подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе в форме электронного
документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего
пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и
муниципальных услуг (п. 4).
Согласно пп.8 п. 1 ст.9
Федерального закона №115-ФЗ вид на жительство иностранному гражданину не
выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный
иностранный гражданин: не может представить доказательств возможности содержать
себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного
минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если
иностранный гражданин признан нетрудоспособным.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 09.02.2007 №91 утверждены Правила
определения среднемесячного дохода иностранного гражданина или лица без
гражданства и среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного
гражданина или лица без гражданства (далее - Правила).
Пунктом 2
Правил установлено, что среднемесячный доход иностранного гражданина и
среднемесячный среднедушевой доход члена семьи иностранного гражданина
определяется в целях установления их соответствия уровню прожиточного минимума,
установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого
иностранному гражданину разрешено временное проживание.
В соответствии с п.3
Правил к членам семьи иностранного гражданина относятся супруг (супруга),
родители (усыновители) и дети (усыновленные) иностранного гражданина, совместно
проживающие с ним на территории субъекта Российской Федерации, в котором ему
выдано разрешение на временное проживание.
Согласно п.4
указанных Правил определение среднемесячного дохода иностранного гражданина и
среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина
осуществляется территориальным органом Федеральной миграционной службы на
основании документов, свидетельствующих о доходах иностранного гражданина и
членов семьи иностранного гражданина, предъявляемых иностранным гражданином в
соответствии с п.9 ст.6
Федерального закона №115-ФЗ, при подаче уведомления о подтверждении своего
проживания в Российской Федерации.
В силу положений п.5
Правил расчет среднемесячного дохода производится исходя из суммы доходов
иностранного гражданина (сумм доходов членов семьи иностранного гражданина),
полученных в течение очередного года с даты выдачи иностранному гражданину
разрешения на временное проживание.
Как следует из п.9
ст.6 Федерального закона №115-ФЗ, временно проживающий в Российской Федерации
иностранный гражданин в течение двух месяцев со дня истечения очередного года
со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично или с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в
том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных
услуг, подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной
власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на временное
проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации
с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного
документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного
гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное
проживание.
Постановлением Правительства Ульяновской
области от 28.08.2023 №445-П «Об установлении величины прожиточного минимума в
Ульяновской области на 2024 год» установлена величина прожиточного минимума в
Ульяновской области на 2024 год в следующих размерах: в расчете на душу
населения – 13 753 рубля; для трудоспособного населения – 14 991 рубль; для
пенсионеров – 11 828 рублей; для детей – 13 496 рублей.
Из материалов дела следует и установлено
судом, что Фараг Абаноуб Имад Саад, ***
года рождения, является гражданином ***, документирован паспортом гражданина ***
от ***, орган выдачи ***.
По прибытии в Российскую Федерации с целью
обучения административный истец получил разрешение на временное проживание №***,
сроком действия с 28.06.2023 (л.д.94). Дата фактического получения разрешения
на временное проживание - *** (л.д. 94 оборот).
Фараг Абаноуб Имад Саад поставлен на
миграционный учет по адресу: ***, с 02.08.2024 по 16.07.2025.
Согласно расписке о получении разрешения на
временное проживание от 28.07.2023 (л.д.94
оборот) административный истец ознакомлен с основаниями аннулирования
разрешения на временное проживание в соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ.
Также уведомлен, что п.9 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ
(в редакции по состоянию на 28.07.2023) он обязан в течение двух месяцев со дня
истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное
проживание обязан лично подавать в территориальный орган федерального органа
исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту получения разрешения на
временное проживание уведомление
о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки
о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего
размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со
дня получения им разрешения на временное проживание.
21.06.2024 Фараг Абаноуб Имад Саад обратился
в УВМ УМВД России по Ульяновской области с заявлением о выдаче вида на
жительство иностранного гражданина (л.д.66).
В заявлении он указал, что трудовую
деятельность не осуществляет, источником средств к существованию являются
личные сбережения. В браке состоит (л.д.66 оборот).
Согласно заявлению о выдаче вида на
жительство члены семьи (родители и три сестры) являются гражданами *** и
проживают на территории ***. Супруга и сын являются гражданами Российской
Федерации и проживают на территории Российской Федерации (л.д.66-69).
С целью выявления оснований отказа в выдаче
вида на жительство, предусмотренных ст.9 Федерального закона №115-ФЗ уполномоченными
органами проведены проверки: ИЦ УМВД России по Ульяновской области, МВД России,
ЦБДУИГ, направлены запросы в УФСБ России по Ульяновской области и другие
заинтересованные органы.
Из поступившей из ОВМ ОМВД России по
Железнодорожному району г.Ульяновска информации следует, что Фараг Абаноуб Имад
Саад в течение очередного года со дня выдачи разрешения на временное проживание
не осуществлял в установленном законодательством Российской Федерации трудовую
деятельность, не получал доходов и не имеет достаточных средств для содержания
себя членов своей семьи (л.д.95).
Из объяснения Фараг Абаноуб Имад Саад следует,
что со дня получения разрешения на временное проживание трудовую деятельность
на территории Российской Федерации не осуществляет. Супруга гражданин
Российской Федерации - *** г.р.,
зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***, не работает, совокупный
семейный доход подтвердить не может. Заявитель имеет несовершеннолетних сыновей
- граждан Российской Федерации - *** г.р., *** г.р., Фараг Абаноуб Имад Саад привлечен к
административной ответственности по ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за
неисполнение обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в
Российской Федерации (далее - уведомление) (л.д.97).
Решением УМВД России по Ульяновской области
от *** на основании пп.8 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ гражданину ***
Фараг Абаноуб Имад Саад, *** г.р., разрешение на временное проживание в Российской
Федерации аннулировано (л.д.100).
Уведомление об аннулировании разрешения на
временное проживание получено административным истцом лично 18.10.2024, о чем
имеется расписка (л.д.102 оборот).
Решением УМВД России по Ульяновской области
от *** административному истцу отказано в выдаче вида на жительство (л.д.74).
Уведомление об
отказе в выдаче вида на жительство получено административным истцом 18.10.2024
(л.д.76).
Таким образом,
оспариваемые решения были приняты на основании фактов неполучения доходов
иностранным гражданином при отсутствии доказательств возможности содержать себя
в Российской Федерации в пределах получаемого дохода в размере прожиточного
минимума, не прибегая к помощи государства.
Установив
вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу
доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального
права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел
к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения УМВД России по Ульяновской области приняты
в пределах своей компетенции, при наличии на то законных оснований, с
соблюдением сроков и процедуры их принятия, в связи с чем в удовлетворении
административного иска иностранного гражданина отказал.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается. Они подробно мотивированы в обжалуемом
решении, всем установленным по делу обстоятельствам дана надлежащая правовая
оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Как верно указано
судом, факт того, что административным истцом уплачен налог в размере 23 400
руб. исходя из суммарного заработка в размере 180 000 руб., полученного
в результате работы в такси, не
свидетельствует о получении доходов.
Более того, в силу
прямого указания Правил
№91 при расчете среднемесячного дохода иностранного гражданина и
среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи иностранного гражданина
учитываются все предусмотренные системой
оплаты труда виды выплат, осуществляемые работодателями; средний заработок,
сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством Российской
Федерации; оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации.
Между тем, административным истцом не
представлено доказательств получения дохода в качестве лица, осуществляющего
деятельность по трудовому и ли гражданско-правовому договору; доходы от занятий
предпринимательской деятельностью или от деятельности в качестве лица,
применяющего специальный налоговый режим. Доказательств постановки на учет в
качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, или лица,
применяющего специальный налоговый режим, в материалах дела не имеется.
Из пояснений
административного истца, как в суде первой инстанции, так и в суде
апелляционной инстанции следует, что официально он не трудоустроен. Заявленная
сумма доходов ничем не подтверждается. Представленные в суд апелляционной
инстанции выписки по счету дебетовых карт также не указывают на получение
заработка.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что административный истец подавал уведомление в ОМВД России по
Железнодорожному району г.Ульяновска, не может оцениваться как надлежащее
исполнение обязанностей, поскольку в
силу прямого указания закона уведомление подается по месту получения разрешения
на временное проживание, которое было получено Фараг Абаноуб Имад Саад в УВМ
УМВД России по Ульяновской области: *** (л.д. 94, л.д.94 оборот).
Доводы заявителя жалобы о том, что положения пп. 8 п.1 ст.7
Федерального закона №115-ФЗ не подлежат применению к нему, поскольку он
обучается по очной форме в ВУЗе, судебной коллегией отклоняется, так как согласно
справке *** от 31.03.2025, представленной по запросу суда апелляционной
инстанции, Фараг Абаноуб Имад Саад отчислен из числе студентов с 02.12.2024.
Из материалов дела также усматривается, что
ранее Фараг Абаноуб Имад Саад был отчислен из данного учебного учреждения с
03.04.2023 (л.д. 149), восстановлен на обучение с 01.10.2024 (л.д. 151), то
есть в юридически значимый период времени - с 28.06.2023 (дата выдачи
разрешения на временное проживание (л.д.37, 94) по 28.06.2024 - лицом,
обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации высшего
образования в Российской Федерации, Фараг Абаноуб Имад Саад не являлся.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что принятые решения ограничивают права административного истца
на личную семейную жизнь, являются несостоятельными, опровергаются материалами
дела.
Так, брак
административного истца с гражданкой РФ *** расторгнут ***, решение суда
вступило в законную силу. Судебным приказом с административного истца в пользу ***
взысканы алименты на содержание двух несовершеннолетних детей, что им не
оспаривалось в суде апелляционной инстанции.
Согласно справке администрации
МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области от 21.01.2025 *** проживает одна с
детьми по адресу: ***, взята на надомное сопровождение специалистами ОГАУСО
«Центр социально-психологической помощи семье и детям», поскольку от иных лиц
(в том числе, административного истца) помощи по уходу и воспитанию детей она
не получает.
Из пояснений Фараг
Абаноуб Имад Саад в суде апелляционной инстанции следует, что он проживает отдельно
от бывшей супруги и детей в арендуемой комнате (без регистрации) по адресу: ***.
Следовательно, доказательств наличия
каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые
бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в
личную и семейную жизнь административного истца в материалах дела не имеется.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 22 ноября 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фараг
Абаноуб Имад Саад - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 10.04.2025