Судебный акт
По делу по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ
Документ от 03.04.2025, опубликован на сайте 14.04.2025 под номером 118244, Админ. 2 пересмотр, ст.17.15 ч.2 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Сайгин Н.В.                                                                              Дело № 7-221/2025

73RS0002-01-2024-008102-83

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 3 апреля 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска Болониной Ольги Александровны на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 29 ноября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска (дело № 12-101/2025),

 

установил:

 

постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 29.11.2024 Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13.02.2025 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица административного органа и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу прекращению. 

В обоснование жалобы указывает, что в действиях Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска отсутствуют признаки противоправности, вина, а также состав вмененного административного правонарушения, в связи с чем имеются основания для прекращения производства по основаниям, указанным в ст.24.5 КоАП РФ.

Полагает, что судья районного суда не принял во внимание доводы стороны защиты о невозможности исполнить решение суда в установленный срок. 

Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска были предприняты все возможные меры в рамках лимита финансирования для исполнения решения суда, которое в настоящее время частично исполнено, произведен демонтаж кондиционеров на фасадах объекта культурного наследия «Усадьба Мельникова, 1974-1892 г.г. – Дом жилой, 1874».

Вновь были направлены запросы и получены ответы о предоставлении коммерческих предложений на проведение обследования вышеуказанного здания в различных организациях стоимостью до 3 360 000 рублей.

В связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов на 2024 год Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска не обеспечено, в том числе не предусмотрены расходы на проведение технического обследования здания по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.81, разработку проектно-сметной документации и последующих ремонтно-реставрационных работ.

Обращает внимание, что после получения коммерческих предложений 03.10.2024 было направлено письмо на имя Главы города Ульяновска о выделении дополнительного финансирования, однако был получен отказ.

Считает необоснованным требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда с 25.06.2024 по 06.09.2024, поскольку необходимо проведение большого объема работ и подготовка множества документов, в том числе выполнение требований федерального законодательства о контрактной системе, с последующим соблюдением процедуры реконструкции объекта культурного наследия. Кроме того, актом обследования от 30.05.2023 установлены сроки проведения работ по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия – до 10.12.2024.

Отмечает, что Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска не устраняется от исполнения решения суда, исполнить которое в полном объеме без соблюдения всех процедур, предписанных нормами действующего законодательства, не представляется возможным.

Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, а также не компетентно самостоятельно выделять либо увеличивать бюджетные ассигнования на принятие новых видов расходных обязательств или на исполнение существующих обязательств. За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная и уголовная ответственность.   

Подробно позиция защитника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска Болониной О.А. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска правильно квалифицировано по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу 27.12.2019 решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.10.2019 на Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу возложена обязанность произвести демонтаж кондиционеров, установленных на фасадах объекта культурного наследия «Усадьба Мельникова, 1874-1892 гг.: - Дом жилой, 1874 г.», расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.81; провести работы по сохранению объекта культурного наследия «Усадьба Мельникова, 1874-1892 гг.: - Дом жилой, 1874 г.», расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.81, а именно: произвести техническое обследование здания, подготовить проектную документацию по результатам технического обследования, произвести ремонтно-реставрационные работы фасада здания, карнизов, резных оконных наличников, водосточных труб в срок до 31.12.2020, произвести ремонтные работы фундамента, цоколя и отмостки здания в срок до 31.12.2020 (л.д. 12-13).

12.08.2021 возбуждено исполнительное производство, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 14).

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.

14.09.2021 в отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 15).

Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому району УФССП России по Ульяновской области 28.09.2023 Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу 13.10.2023 (л.д. 17, 21).

25.06.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до 06.09.2024 (л.д. 23).

09.09.2024 составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 06.09.2024 Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска исполнено частично (л.д. 24).

По факту неисполнения требований исполнительного документа в полном объеме 01.11.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России в отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ (л.д. 27).

Как указано выше, постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 29.11.2024 Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13.02.2025 указанное постановление оставлено без изменения.

С учетом непринятия должником необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, судья районного суда пришел к правильному выводу о том, что Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ за то, что, являясь должником, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 06.09.2024, после наложения административного штрафа.

Вина юридического лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права.

В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.

Доказательств фактического совершения должником действий, направленных на своевременное и полное исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.

При этом из материалов дела следует, что требования исполнительного документа в части демонтажа кондиционеров уже были исполнены на момент установления судебным приставом-исполнителем нового срока исполнения, что подтверждается актом от 25.06.2024 (л.д. 22).

К уважительным причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.

Безусловных доказательств наличия таких чрезвычайных обстоятельств суду не представлено. Сами по себе доводы об отсутствии финансирования не свидетельствуют о наличии чрезвычайных обстоятельств.  

Доводы жалобы о том, что имеются основания для применения положений ч.4 ст.24.5 КоАП РФ отклоняются, поскольку Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска является должником в рамках исполнительного производства, в связи с чем должно было исполнить решение суда в установленные сроки в полном объеме.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что исполнительное производство было возбуждено 12.08.2021, но до настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены.

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

При назначении наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в минимальном размере.

Вместе с тем имеются основания для изменения указанных выше актов.

В описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 29.11.2024 указано, что в отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. При этом в данном абзаце ошибочно указано, что протокол об административном правонарушении составлен за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора (абзац 2 страницы 1 постановления, л.д. 30).

Описанная диспозиция ч.1 ст.17.15 КоАП РФ не имеет отношения к настоящему делу, поскольку Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

В связи с изложенным из описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 29.11.2024 подлежит исключению указание на то, что в отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора.

Кроме того, в описательно-мотивировочной части постановления
должностного лица административного органа от 29.11.2024 неверно указана дата вынесения постановления о взыскании с Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска исполнительского сбора, поскольку вместо верной даты – 14.09.2021 в постановлении содержится дата – 12.08.2021 (абзац 4 страницы 1 постановления, л.д. 30).

Учитывая, что решением судьи районного суда постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, указанное решение вместе с постановлением также подлежит изменению.

В рассматриваемом случае указанные изменения отвечают требованиям п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, поскольку не влекут ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, существа состоявшихся по делу актов не изменяют, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении  Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2022 года  №58-АД22-3-К9.

Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 29 ноября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 29 ноября 2024 года указание на то, что в отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора.

В описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 29 ноября 2024 года верно указать дату вынесения постановления о взыскании с Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска исполнительского сбора 14 сентября 2021 года.

В остальной части постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России от 29 ноября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска оставить без изменения, жалобу защитника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска Болониной Ольги Александровны – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                                   Д.А.Логинов