УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Сайгин Н.В.
Дело № 7-221/2025
73RS0002-01-2024-008102-83
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск
3 апреля 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Управления дорожного
хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска Болониной Ольги Александровны
на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 29 ноября 2024 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2025 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления
дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска (дело № 12-101/2025),
установил:
постановлением
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП
по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 29.11.2024 Управление дорожного
хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска признано виновным в
совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП
РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в
размере 50 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13.02.2025 указанное постановление
оставлено без изменения.
В жалобе, направленной
в Ульяновский областной суд, защитник Управления дорожного хозяйства и
транспорта администрации г.Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с
вынесенными постановлением должностного лица административного органа и
решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу
прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что в действиях Управления дорожного хозяйства и транспорта
администрации г.Ульяновска отсутствуют признаки противоправности, вина, а также
состав вмененного административного правонарушения, в связи с чем имеются
основания для прекращения производства по основаниям, указанным в ст.24.5 КоАП
РФ.
Полагает, что судья
районного суда не принял во внимание доводы стороны защиты о невозможности
исполнить решение суда в установленный срок.
Управлением
дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска были предприняты
все возможные меры в рамках лимита финансирования для исполнения решения суда,
которое в настоящее время частично исполнено, произведен демонтаж кондиционеров
на фасадах объекта культурного наследия «Усадьба Мельникова, 1974-1892 г.г. –
Дом жилой, 1874».
Вновь были
направлены запросы и получены ответы о предоставлении коммерческих предложений
на проведение обследования вышеуказанного здания в различных организациях стоимостью
до 3 360 000 рублей.
В связи с дефицитом
бюджета большая часть мероприятий по смете расходов на 2024 год Управление
дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска не обеспечено, в
том числе не предусмотрены расходы на проведение технического обследования
здания по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.81, разработку проектно-сметной
документации и последующих ремонтно-реставрационных работ.
Обращает внимание,
что после получения коммерческих предложений 03.10.2024 было направлено письмо
на имя Главы города Ульяновска о выделении дополнительного финансирования,
однако был получен отказ.
Считает
необоснованным требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения
суда с 25.06.2024 по 06.09.2024, поскольку необходимо проведение большого
объема работ и подготовка множества документов, в том числе выполнение
требований федерального законодательства о контрактной системе, с последующим
соблюдением процедуры реконструкции объекта культурного наследия. Кроме того,
актом обследования от 30.05.2023 установлены сроки проведения работ по
сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия – до 10.12.2024.
Отмечает, что
Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска не
устраняется от исполнения решения суда, исполнить которое в полном объеме без
соблюдения всех процедур, предписанных нормами действующего законодательства,
не представляется возможным.
Управление дорожного
хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска не вправе производить
перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное
целевое назначение, а также не компетентно самостоятельно выделять либо
увеличивать бюджетные ассигнования на принятие новых видов расходных
обязательств или на исполнение существующих обязательств. За нецелевое
использование бюджетных средств предусмотрена административная и уголовная
ответственность.
Подробно позиция
защитника Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации
г.Ульяновска Болониной О.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела
в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том,
что деяние Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска
правильно квалифицировано по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, предусматривающей
ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный
судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу 27.12.2019 решением Арбитражного
суда Ульяновской области от 10.10.2019 на Управление дорожного хозяйства и
транспорта администрации г.Ульяновска в течение одного месяца с момента
вступления решения суда в законную силу возложена обязанность произвести
демонтаж кондиционеров, установленных на фасадах объекта культурного наследия
«Усадьба Мельникова, 1874-1892 гг.: - Дом жилой, 1874 г.», расположенного по
адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.81; провести работы по сохранению объекта
культурного наследия «Усадьба Мельникова, 1874-1892 гг.: - Дом жилой, 1874 г.»,
расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул.Ленина, д.81, а именно: произвести
техническое обследование здания, подготовить проектную документацию по
результатам технического обследования, произвести ремонтно-реставрационные
работы фасада здания, карнизов, резных оконных наличников, водосточных труб в
срок до 31.12.2020, произвести ремонтные работы фундамента, цоколя и отмостки
здания в срок до 31.12.2020 (л.д. 12-13).
12.08.2021
возбуждено исполнительное производство, должнику установлен пятидневный срок
для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 14).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
14.09.2021 в
отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска
в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании
исполнительского сбора (л.д. 15).
Постановлением заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава ОСП по
Ленинскому району УФССП России по Ульяновской области 28.09.2023 Управление
дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска привлечено к
ответственности за совершение административного правонарушения,
предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в
законную силу 13.10.2023 (л.д. 17, 21).
25.06.2024 судебным
приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России вынесено
постановление о назначении нового срока исполнения судебного решения до 06.09.2024
(л.д. 23).
09.09.2024 составлен
акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что указанное
требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 06.09.2024
Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска
исполнено частично (л.д. 24).
По факту неисполнения
требований исполнительного документа в полном объеме 01.11.2024 судебным
приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России в отношении Управления
дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска составлен протокол
об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ
(л.д. 27).
Как указано выше,
постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 29.11.2024 Управление
дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска привлечено к
административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ с назначением
административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000
рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 13.02.2025 указанное постановление
оставлено без изменения.
С учетом непринятия
должником необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, судья
районного суда пришел к правильному выводу о том, что Управление дорожного
хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска обоснованно привлечено к
административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ за то, что, являясь
должником, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования
неимущественного характера в срок до 06.09.2024, после наложения
административного штрафа.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы
судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу
обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального
права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на своевременное и
полное исполнение решения суда в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем, не представлено.
При этом из
материалов дела следует, что требования исполнительного документа в части
демонтажа кондиционеров уже были исполнены на момент установления судебным
приставом-исполнителем нового срока исполнения, что подтверждается актом от
25.06.2024 (л.д. 22).
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Безусловных
доказательств наличия таких чрезвычайных обстоятельств суду не представлено.
Сами по себе доводы об отсутствии финансирования не свидетельствуют о наличии
чрезвычайных обстоятельств.
Доводы жалобы о том,
что имеются основания для применения положений ч.4 ст.24.5 КоАП РФ отклоняются,
поскольку Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска
является должником в рамках исполнительного производства, в связи с чем должно
было исполнить решение суда в установленные сроки в полном объеме.
Вместе с тем, из
материалов дела следует, что исполнительное производство было возбуждено
12.08.2021, но до настоящего времени требования исполнительного документа не
исполнены.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении
наказания требования ст.4.1 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в
соответствии с санкцией ч.2 ст.17.15 КоАП РФ в минимальном размере.
Вместе с тем имеются
основания для изменения указанных выше актов.
В
описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России от 29.11.2024 указано, что в отношении Управления дорожного хозяйства и
транспорта администрации г.Ульяновска составлен протокол об административном
правонарушении в соответствии с ч.2 ст.17.15 КоАП РФ. При этом в данном абзаце
ошибочно указано, что протокол об административном правонарушении составлен за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора (абзац 2 страницы
1 постановления, л.д. 30).
Описанная диспозиция
ч.1 ст.17.15 КоАП РФ не имеет отношения к настоящему делу, поскольку Управление
дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска привлечено к
административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение
должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после
наложения административного штрафа.
В связи с изложенным
из описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области
ГМУ ФССП России от 29.11.2024 подлежит исключению указание на то, что в
отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации
г.Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем
после вынесения исполнительского сбора.
Кроме того, в
описательно-мотивировочной части постановления
должностного лица административного органа от 29.11.2024 неверно указана дата
вынесения постановления о взыскании с Управления дорожного хозяйства и транспорта
администрации г.Ульяновска исполнительского сбора, поскольку вместо верной даты
– 14.09.2021 в постановлении содержится дата – 12.08.2021 (абзац 4 страницы 1
постановления, л.д. 30).
Учитывая, что
решением судьи районного суда постановление должностного лица административного
органа оставлено без изменения, указанное решение вместе с постановлением также
подлежит изменению.
В рассматриваемом
случае указанные изменения отвечают требованиям п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
поскольку не влекут ухудшение положения лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении, существа состоявшихся
по делу актов не изменяют, что согласуется с правовой позицией,
сформулированной в постановлении
Верховного Суда Российской Федерации от 2 сентября 2022 года №58-АД22-3-К9.
Руководствуясь
ст.ст.30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 29 ноября 2024 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2025 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления
дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 29 ноября 2024 года указание на то, что в отношении Управления
дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска составлен протокол
об административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского
сбора.
В описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России от 29 ноября 2024 года
верно указать дату вынесения постановления о взыскании с Управления дорожного
хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска исполнительского сбора 14
сентября 2021 года.
В остальной части постановление заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 29 ноября 2024 года и решение
судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 февраля 2025 года,
вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации
г.Ульяновска оставить без изменения, жалобу защитника Управления дорожного
хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска Болониной Ольги Александровны
– без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья Д.А.Логинов