Судебный акт
По делу по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ
Документ от 19.03.2025, опубликован на сайте 11.04.2025 под номером 118257, Админ. 2 пересмотр, ст.18.8 ч.1.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тимошенко Н.А.                                                                Дело №7-263/2025 

73RS0013-01-2025-001131-59

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                        19 марта 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Ильяшенко Артёма – Кусакиной Татьяны Викторовны на постановление начальника МО МВД России «Димитровградский» от 28 февраля 2025 года и решение судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от          12 марта 2025 года, вынесенные по делу по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Ильяшенко Артёма (дело №12-52/2025),

 

установил:

 

постановлением начальника МО МВД России «Димитровградский» от 28.02.2025 гражданину Р*** *** Ильяшенко А. было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.

Решением судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12.03.2025 постановление начальника МО МВД России «Димитровградский» от 28.02.2025 оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник Ильяшенко А. – Кусакина Т.В. не соглашается с указанными постановлением и решением в части назначения административного наказания в виде административного выдворения, просит их изменить, исключить назначение Ильяшенко А. наказания в виде административного выдворения.

В обоснование жалобы указывает, что дело рассмотрено неполно и необъективно.

Полагает, что было нарушено право Ильяшенко А. на защиту, поскольку не получив решения об отмене ранее вынесенного постановления от 19.02.2025 Ильяшенко А. был лишен возможности заявлять доводы и ходатайства, у него не выяснялся вопрос об участии защитника при рассмотрении дела, защитник об этом также не извещался.

Ссылается на то, что после отмены постановления от 19.02.2025 Ильяшенко А. решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 28.02.2025 был освобожден из Центра временного содержания иностранных граждан МО МВД России «Димитровградский», он не мог быть задержан, но был вновь привлечен к ответственности постановлением от 28.02.2025.

Полагает, что до вступления в законную силу решения от 28.02.2025 дело не могло быть рассмотрено вновь.

Выражает непонимание, каким образом в постановлении проставлена подпись Ильяшенко А., когда он участвовал при рассмотрении дела посредством видео-конференц-связи и находился в пункте полиции Мелекесского района Ульяновской области, а начальник МО МВД России «Димитровградский» в г.Димитровграде.

Указывает на неверное исчисление периода незаконного нахождения Ильяшенко А. на территории Российской Федерации без учета положений п.п.«г» п.1 Указа Президента Российской Федерации от 18.04.2020 №274 и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 № 1253-р.

Срок вида на жительство Ильяшенко А. закончился 30.01.2022, в связи с чем течение срока временного пребывания Ильяшенко А. в России приостанавливалось до 20.05.2022.

Ссылается на то, что в соответствии с Федеральным закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 Ильяшенко А. может легализоваться на территории Российской Федерации, подав заявление на вид на жительство как гражданин Республики ***, с которым заключен договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2024, либо как иностранный гражданин, имеющий дочь, состоящую в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающую в Российской Федерации.

Не соглашается с выводами должностного лица и суда о том, что Ильяшенко А. не обращался с заявлениями или ходатайствами в территориальные органы МВД России в целях урегулирования своего правового положения в Российской Федерации, поскольку Ильяшенко А. самостоятельно прибыл в МО МВД России «Димитровградский» с целью получения справки об утрате национального заграничного паспорта гражданина Республики Казахстан, что бы в дальнейшем получить иностранный паспорт в консульстве.

Считает, что в отношении Ильяшенко А. подлежали применению положения Указа Президента Российской Федерации от 30.12.2024 №1126. Указывает, что Ильяшенко А. предпринимал меры для самостоятельного выезда из России, но по независящим от него причинам не смог выехать, так как у него не было паспорта.

Ссылается на наличие у Ильяшенко А. устойчивых семейных связей, указывая, что в России живет его дочь, которая имеет гражданство Российской Федерации, а также на п.10 ст.5 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002.

В случае выдворения Ильяшенко А. будет запрещен на 5 лет въезд в Россию, что повлечет нарушение  права на уважение семейной жизни.

Ссылается на судебную практику Конституционного Суда Российской Федерации и на суровость и несоразмерность наказания.

Подробно позиция защитника Ильяшенко А. – Кусакиной Т.В. изложена в жалобе и поддержана в судебном заседании.

Также в судебном заседании защитник Ильяшенко А. – Кусакина Т.В. дополнила доводы жалобы, указав, что Ильяшенко А. вместо административного выдворения возможно назначить административный штраф в размере 40 000 руб., который он согласен и может оплатить.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме полагаю, что вмененное Ильяшенко А. деяние верно квалифицировано по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, устанавливающей ответственность, в том числе, за нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Как следует из постановления начальника МО МВД России «Димитровградский» от 28.02.2025, 18.02.2025 выявлен гражданин Республики *** Ильяшенко А., который нарушил режим пребывания в Российской Федерации, выразившийся в том, что он по окончании срока временного пребывания уклонился от выезда из Российской Федерации, с 31.01.2022 по настоящее время незаконно находился на территории Российской Федерации, тем самым нарушил положения п.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ).

С указанными выводами согласился судья Димитровградского городского суда Ульяновской области.

Факт совершения указанного  нарушения и виновность Ильяшенко А. в совершении вмененного деяния подтверждается исследованными и подробно изложенными в постановлении должностного лица доказательствами, которые оценены в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.

При настоящем рассмотрении жалобы обоснованность выводов должностного лица и судьи городского суда не опровергнута.

Оспариваемое постановление вынесено с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Таким образом, Ильяшенко А. обоснованно подвергнут административной ответственности по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Обстоятельств, перечисленных в п.2 ст.5 Федерального закона №115-ФЗ, которые могли бы исключить обязанность иностранного гражданина выехать из Российской Федерации, по делу не установлено.

Доводы жалобы о том, что Ильяшенко А. имеет устойчивые семейные отношения на территории Российской Федерации, поскольку имеет дочь, которая является гражданкой Российской Федерации, не влекут отмену или изменение обжалуемых актов.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.03.2014 №628-О сделал вывод о том, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности. Законность проживания мигранта позволяет судить его лояльности к правопорядку страны проживания.

Нарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.

При этом необходимость назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации установлена санкцией ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.

Длительность проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, наличие у него близких родственников, проживающих на территории Российской Федерации, постоянного места жительства, не освобождают иностранного гражданина от обязанности по соблюдению требований миграционного законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности и представляющие собой особую государственную значимость, а потому перечисленные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о невозможности назначения иностранному гражданину административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации и не являются основанием для исключения назначенного Ильяшенко А. данного вида административного наказания.

Более того, как следует из объяснений Ильяшенко А. от 18.02.2025, отношения с дочерью он поддерживает, но совместно не проживает (л.д.26).

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что назначение Ильяшенко А. дополнительного наказания в виде административного выдворения из Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерности, установленных ч.1 ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.

Оснований для замены административного наказания в виде выдворения на административный штраф в соответствии с ч.3.8 ст.4.1 КоАП РФ, с учетом изложенного, а также того, что Ильяшенко А. официального дохода и недвижимого имущества в России не имеет, не усматриваю.

Доводы о необходимости применения в отношении Ильяшенко А. положений Указа Президента Российской Федерации от 30.12.2024 №1126 «О временных мерах по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с применением режима высылки» отклоняются, поскольку факт обращения Ильяшенко А. в МО МВД России «Димитровградский» с заявлением о выдаче ему справки об утрате национального заграничного паспорта гражданина Республики ***, не свидетельствует о том, что Ильяшенко А. изъявил желание урегулировать свое правовое положение в Российской Федерации.

Сведений о том, что Ильяшенко А. подал соответствующее заявление в соответствии с условиями, перечисленными в п.2 Указа Президента РФ от 30.12.2024 № 1126, материалы дела не содержат.

Более того, как следует из объяснений Ильяшенко А. от 18.02.2025, паспорт от потерял в 2022 году, в период с 2022 год по 2025 год он не обращался за какими-либо разрешительными документами для нахождения на территории РФ (л.д.26).

Доводы о нарушении права на защиту Ильяшенко А. подлежат отклонению, поскольку о необходимости обеспечения участия защитника при рассмотрении дела 28.02.2025 Ильяшенко А. не заявлял, при этом дело было рассмотрено с его участием (л.д.47). Как следует из протокола об административном правонарушении, Ильяшенко А. были разъяснены права, установленные ст.25.1 КоАП РФ, что подтверждается его подписью (л.д.42 оборотная сторона).

Нормами КоАП РФ не предусмотрена обязанность лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, по своей инициативе обеспечивать защитником лицо, в отношении которого возбуждено дело. 

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшихся по делу актов.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления должностного лица и решения судьи городского суда.

Из протокола об административном правонарушении следует, что совершенное Ильяшенко А. деяние выявлено 18.02.2025. При этом в данном протоколе указано, что Ильяшенко А. незаконно находится на территории Российской Федерации с 31.01.2022 по настоящее время, то есть по 18.02.2025 (л.д.42).

В то же время из постановления начальника МО МВД России «Димитровградский», вынесенного 28.02.2025, следует, что Ильяшенко А. с 31.01.2022 по настоящее время, то есть фактически по 28.02.2025 (день вынесения постановления) незаконно находится на территории Российской Федерации (л.д.45).

Аналогичным образом описан состав вмененного Ильяшенко А. деяния в решении судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12.03.2025.

Вместе с тем, период времени с 19.02.2025 по 28.02.2025 в протоколе об административном правонарушении от 18.02.2025 Ильяшенко А. не вменялся.

Также не учтено, что Ильяшенко А. был выдан вид на жительство на срок с 30.01.2017 по 30.01.2022 (л.д.24).

Подпунктом «а» п.1 Указа Президента РФ от 15.06.2021 №364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено с 16.06.2021 до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации и имеющих, в том числе, вид на жительство.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 № 1253-р «О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение» утвержден перечень государств, в котором поименована Республика Казахстан.

При этом п.2 указанного Распоряжения установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством является дата его включения в утвержденный Перечень.

Таким образом, течение срока временного пребывания Ильяшенко А. в Российской Федерации приостанавливалось до истечения 90 суток с 20.05.2022 (даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с Республикой ***).

С учетом вышеизложенного необходимо верно указать по делу, что Ильяшенко А. уклонился от выезда из Российской Федерации в период с 18.08.2022 по 18.02.2025, незаконно находился на территории Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление начальника МО МВД России «Димитровградский» от 28 февраля 2025 года и решение судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 марта 2025 года, вынесенные по делу по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Ильяшенко Артёма изменить, верно указать, что гражданин Республики *** Ильяшенко Артём уклонился от выезда из Российской Федерации в период с 18 августа 2022 года по 18 февраля 2025 года, незаконно находился на территории Российской Федерации.

В остальной части постановление начальника МО МВД России «Димитровградский» от 28 февраля 2025 года и решение судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 марта 2025 года, вынесенные по делу по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Ильяшенко Артёма оставить без изменения, а жалобу защитника Ильяшенко Артёма – Кусакиной Татьяны Викторовны – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                     Д.А. Логинов