УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Трифонова
Е.В.
Дело № 12-32/2025
73RS0008-01-2024-001084-61
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск 10
апреля 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе главы муниципального учреждения администрация
муниципального образования Коржевское сельское
поселение Ульяновской области Ф*** В*** Н*** на постановление судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 января
2025 года, вынесенное по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, в отношении муниципального учреждения
администрация муниципального образования Коржевское
сельское поселение Инзенского района Ульяновской
области (дело №5-1-3/2025),
установил:
постановлением судьи
Инзенского районного суда Ульяновской области от
22.01.2025 муниципальное учреждение администрация муниципального образования Коржевское сельское поселение Инзенского
района Ульяновской области (далее – МУ администрация МО Коржевское
сельское поселение) признано виновным в совершении административного
правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП
РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, глава МУ администрация МО Коржевское сельское поселение Ф*** В.Н. не соглашается с
вынесенным по делу постановлением, полагает его подлежащим отмене, производство
по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что МУ администрация МО Коржевское
сельское поселение не уклоняется от исполнения решения суда.
Так, на
избирательном участке №1430 в с.Проломиха установлены
эвакуационные двери по направлению выхода из помещения. На каждом избирательном
участке имеются пожарные извещатели в достаточном
количестве.
Отмечает, что
ежегодно, в том числе в 2025 году, МУ администрация МО Коржевское
сельское поселение при формировании бюджета направляет письма в Совет
депутатов и администрацию МО «Инзенский район»
Ульяновской области о необходимости средств на установку пожарных
сигнализаций на избирательных участках, однако средства не выделяются, в связи
с чем считает, что в действиях учреждения отсутствует состав вмененного
правонарушения.
Обращает внимание,
что 21.01.2025 заключен контракт на выполнение работ по установке
автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре в с.Чамзинка и договор оказания услуг по выполнению
разработки проектной документации по установке пожарной сигнализации и системы
оповещения и управления эвакуацией людей в здании Проломихинской
ЦСДК, а также подготовлена рабочая документация на установку пожарной
сигнализации и системы оповещения и
управления эвакуацией людей в с.Коржевка, с.Чамзинка.
Имеются коммерческие
предложения на установку пожарной сигнализации. Также в 2025 году МУ
администрация МО Коржевское сельское поселение
участвовало в проекте «установка пожарной сигнализации в с.Коржевка».
Считает, что имеются
основания для прекращения производства по делу в соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Обращает внимание,
что выделяемая из вышестоящих бюджетов финансовая помощь носит целевой
характер. Назначенная судом сумма административного штрафа является чрезмерно
обременительной и не позволит в полной мере решать вопросы местного значения на
территории поселения.
Подробно позиция главы МУ администрация МО Коржевское сельское поселение Ф*** В.Н. изложена в жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежащим образом извещались о
времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть
жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы,
проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП
РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 2.1 ст.17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за
неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования
неимущественного характера, связанные, в том числе с обеспечением пожарной
безопасности, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после
вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Из материалов дела следует, что на основании
вступившего в законную силу решения Инзенского
районного суда Ульяновской области от 12.11.2021 на администрацию
муниципального образования Коржевское сельское
поселение Инзенского района Ульяновской области возложена
обязанность оборудовать автоматической пожарной сигнализацией, а также системой
оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здания, расположенные по
адресам: Ульяновская область, Инзенский район, с. Коржевка,
ул. Школьная, д.1; Ульяновская область, Инзенский
район, с. Проломиха, ул. Центральная, д. 37,
Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка,
ул. Школьная, д.3, обеспечить открывание дверей эвакуационного выхода из
помещений по направлению выхода здания, расположенного по адресу: Ульяновская
область, Инзенский район с. Проломиха,
ул. Центральная, д.37 (л.д. 37-38).
25.01.2023 возбуждено исполнительное
производство № *** и должнику установлен пятидневный срок для добровольного
исполнения исполнительного документа (л.д. 40).
В установленный для добровольного исполнения
срок решение суда исполнено не было.
17.02.2023 в отношении должника в рамках
исполнительного производства вынесено постановление о взыскании
исполнительского сбора (л.д. 44).
20.03.2024 судебным приставом-исполнителем
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного
решения до 20.05.2024 (л.д. 106).
21.05.2024 составлен акт совершения
исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование
судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 20.05.2025 должником
не исполнено (л.д. 34).
Протокол об административном правонарушении
от 14.11.2024 составлен по факту неисполнения МУ администрация МО Коржевское сельское поселение в срок, вновь установленный
судебным приставом-исполнителем, требования, содержащегося в исполнительном
листе, выданном на основании решения Инзенского
районного суда Ульяновской области от 12.11.2021, вступившего в законную силу,
после наложения административного штрафа постановлением от 28.12.2023.
Привлекая МУ администрация МО Коржевское сельское поселение к административной
ответственности судья Инзенского районного суда
Ульяновской области вменил в вину юридическому лицу то, что, являясь должником
по исполнительному производству № ***, МУ администрация МО Коржевское
сельское поселение не исполнило содержащееся в исполнительном документе
требование неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным
приставом-исполнителем 20.03.2024 после наложения административного штрафа
постановлением от 16.04.2024.
Вместе с тем постановление судьи районного суда нельзя признать
законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами
производства по делам об административных правонарушениях являются
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств
каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения
дела выяснению подлежат наличие события административного правонарушения,
виновность лица в совершении административного правонарушения и иные
обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Однако при вынесении
обжалуемого постановления судьей районного суда указанные обстоятельства в
полном объеме не учтены.
Так, обосновывая
наличие в действиях МУ администрация МО Коржевское
сельское поселение состава административного правонарушения, предусмотренного
ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, судья районного суда сослался
на постановление о наложении на указанное юридическое лицо штрафа от
16.04.2024.
Вместе с тем данное
постановление не могло быть учтено при квалификации рассматриваемого деяния по
ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, поскольку оно вынесено после
вынесения постановления от 20.03.2024 о назначении нового срока исполнения
требования судебного пристава-исполнителя.
Однако диспозицией
ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ установлена административная
ответственность за неисполнение должником исполнительного документа,
содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением
пожарной безопасности, в срок, вновь установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении
административного штрафа.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в
постановлении Конституционного Суда РФ от 13.04.2023 № 17-П «По делу о проверке
конституционности ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда».
Из совокупности приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда РФ следует, что в
качестве квалифицирующего рассматриваемый состав административного
правонарушения признака в постановлении о привлечении к ответственности по
ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ судом должно быть указано
конкретное постановление об административном правонарушении, которым на такое
лицо наложен штраф еще до установления нового срока. При этом судебный акт
должен содержать сведения о вступлении такого постановления о наложении штрафа
в законную силу до возбуждения нового производства об административном
правонарушении по рассматриваемому делу.
Однако
изложенные судом в своем постановлении
обстоятельства исключают возможность квалификации вмененного должнику деяния по
ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Само по себе
указание на то, что ранее юридическое лицо неоднократно привлекалось к
административной ответственности, не свидетельствует о том, что суд учел именно
то постановление, которым на должника был наложен штраф постановлением,
вступившим в силу до возбуждения производства по настоящему делу.
При этом судом
первой инстанции не дана какая-либо оценка постановлению, на которое сослался в
своем протоколе об административном правонарушении административный орган.
Судья не указал в своем постановлении по какой причине он не учел данное
постановление либо исключил его из объема вины должника при вынесении
оспариваемого постановления.
Более того, в
материалах дела вообще отсутствуют сведения о получении МУ администрация МО Коржевское сельское поселение копии постановления о
назначении нового срока исполнения требований судебного пристава-исполнителя от
20.03.2024, за неисполнение которого указанное юридическое лицо привлечено к
административной ответственности с назначением столь значительного наказания.
На копии
постановления о назначении нового срока
исполнения требований судебного пристава-исполнителя от 20.03.2024 имеется
отметка о направлении постановления должнику через ЕГПУ, однако сведений о
его получении материалы дела не содержат
(л.д. 15, 106).
В этой связи
содержащим внутренне противоречие судебного акта является вывод судьи,
изложенный во втором абзаце описательно-мотивировочной части постановления,
согласно которому постановление о назначении нового срока исполнения от
20.03.2024 получено лично неустановленным лицом 12.01.2024, что не может
соответствовать действительности.
Кроме того, в
материалах дела имеются нечитаемые копии материалов исполнительного
производства, оценить доказательственное значение которых по настоящему делу не
представляется возможным.
Таким образом, судом
первой инстанции не приняты меры к всестороннему, полному и объективному
рассмотрению дела, что не отвечает установленным ст.24.1 КоАП
РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях и
свидетельствует о существенных процессуальных нарушениях.
В соответствии с п.4
ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения
жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении
выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое
рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в
случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных
настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно
рассмотреть дело.
При таких
обстоятельствах постановление судьи Инзенского
районного суда Ульяновской области от 22.01.2025 подлежит отмене, а дело возвращению
на новое рассмотрение в Инзенский районный суд
Ульяновской области.
При новом
рассмотрении дела следует учесть изложенное, установить все имеющие значение
для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать все доказательства
в их совокупности, установить факт получения копии постановления о назначении
нового срока исполнения требования судебного пристава-исполнителя, а также
установить наличие на момент вынесения данного постановления о назначения нового
срока вступившего в законную силу постановления о наложении административного
штрафа, и принять законное и обоснованное постановление, исходя из
установленных обстоятельств.
Руководствуясь
ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от
22 января 2025 года, вынесенное по делу об административном
правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального
учреждения администрация муниципального образования Коржевское
сельское поселение Инзенского района Ульяновской
области отменить.
Дело возвратить на
новое рассмотрение в Инзенский районный суд Ульяновской
области.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
В.Г.
Буделеев