УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Пиунова Е.В.
Дело №7-146/2025
73RS0002-01-2024-008095-07
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
10 апреля 2025
года
Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
защитника администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны на
постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного
пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской
области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных
приставов России от 5 декабря 2024 года и решение судьи Засвияжского районного
суда города Ульяновска от 23 января 2025 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 1 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (дело № 12-96/2025),
установил:
постановлением заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП
России от 05.12.2024 администрация г.Ульяновска признана виновной в совершении
административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, и
подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в
размере 30 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 23.01.2025
указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник
администрации города Ульяновска Болотина Е.А. не соглашается с вынесенными
постановлением должностного лица и решением суда, полагает их подлежащими
отмене, производство по делу - прекращению.
В обоснование жалобы указывает, что взыскание штрафов
связано с невозможностью исполнения решений судов из-за дефицита средств
бюджета. Администрация города Ульяновска неоднократно направляла обращения в
Ульяновскую Городскую Думу и Губернатору Ульяновской области о выделении
финансирования. Получены ответы, что указанным вопросам уделяется
первоочередное внимание и вопросы финансирования в необходимом объеме бюджетных
обязательств муниципалитета по исполнению решений судов о капитальном ремонте
общего имущества многоквартирных домов, оплате штрафов и исполнительского сбора
стоят на контроле Комитета по бюджету и налогам Ульяновской Городской Думы.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ и
судебную практику Верховного Суда РФ, а также на отсутствие надлежащего
финансирования, полагает, что дело подлежит прекращению по основаниям,
указанным в ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
Также ссылается на ст.1.5 КоАП РФ, согласно которой лицо не
обязано доказывать свою невиновность.
Указывает, что администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом, в структуру которого входит Управление
жилищно-коммунальным хозяйством, осуществляющее бюджетные полномочия главного
распорядителя, администратора и получателя средств местного бюджета. При этом
осуществление общего руководства и контроля за формированием перечня объектов
капитального ремонта на территории муниципального образования «город Ульяновск»
возложено на заместителя Главы города Ульяновска (по развитию городской
инфраструктуры). В связи с изложенным считает, что в постановлении судебным
приставом-исполнителем не установлена субъективная сторона административного
правонарушения.
Утверждает, что при вынесении постановления судебным
приставом-исполнителем в нарушение принципов всестороннего, полного,
объективного и своевременного выяснения обстоятельств данного дела не была дана
оценка документам и письменным пояснениям, данным представителем главы города
Ульяновска, данным при составлении протокола, и бремя доказывания невиновности
в совершении административного правонарушения возложено на лицо, привлекаемое к
административной ответственности, что повлекло нарушение презумпции невиновности
администрации города Ульяновска.
По состоянию на 10.01.2025 на исполнении в отделах
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области находятся 322
исполнительных производства. Общая потребность в денежных средствах на
исполнение судебных актов в сфере капитального ремонта многоквартирных домов
составляет более 5 миллиардов рублей и более 1,1 миллиарда рублей на исполнение
решений судов в сфере дорожного хозяйства.
Указывает, что судебным приставом-исполнителем в адрес
администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования: о
необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы,
подтверждающие исполнения решения суда.
Ссылаясь на то, что администрацией города Ульяновска в
установленный в требовании срок о представлении документов, подтверждающих
исполнение решения суда либо документов, подтверждающих действия направленных
на исполнение решения суда был дан письменный ответ, а также исходя из того,
что в адрес администрации города Ульяновска фактически вынесены требования,
обязывающие выполнить одни и те же действия, направленные на исполнение решения
суда и охватывающиеся диспозицией ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, считает, что в
действиях администрации города Ульяновска отсутствует состав административного
правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.14 КоАП РФ.
Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска
Болотиной Е.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание участники производства по делу не
явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем
полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии
с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние
администрации города Ульяновска верно квалифицировано по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ,
предусматривающей ответственность за нарушение должником законодательства об
исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований
судебного пристава-исполнителя.
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную
силу решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 10.09.2015 на
администрацию города Ульяновска возложена обязанность произвести работы по
капитальному ремонту дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, проспект 50-летия
ВЛКСМ, дом 11, а именно: капитальный ремонт системы отопления в техническом
подвале, капитальный ремонт системы электроснабжения в техническом подвале и
подъездах дома, восстановить тамбурные двери в подъездах №№ 1, 2, 3, 4 (л.д.
13-14).
25.01.2016 возбуждено исполнительное производство и должнику
установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного
документа (л.д. 15).
В установленный для добровольного исполнения срок решение
суда исполнено не было.
30.03.2016 в отношении администрации города Ульяновска в
рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании
исполнительского сбора (л.д. 16).
В связи с не исполнением требований исполнительного
документа администрации города Ульяновска неоднократно назначался новый срок
исполнения требований исполнительного документа.
21.10.2024 в адрес администрации судебным приставом
исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России вынесено требование о предоставлении
информации об исполнении требований исполнительного документа в срок до
09 часов 00 минут 06.11.2024, которое было получено администрацией 24.10.2024.
Согласно данному требованию должником подлежали
предоставлению:
сведения об исполнении требований вышеуказанного решения;
сведения об исполнении требования исполнительного документа
частично, либо полностью;
сведения об объеме
исполненных требований, с указанием причины неисполнения требований
исполнительного документа в полном объеме. Кроме того подлежали предоставлению
документы, подтверждающие выполнение объема исполненных требований с указанием
номера акта выполненных работ, приложением этого акта и фототаблиц выполненных
работ;
локальный сметный расчет для исполнения требований
исполнительного документа за 2022 год, 2023 год, 2024 год и на 2025 год. При
отсутствии сметы на проведение работ должнику надлежало предоставить
информацию, по каким причинам длительное время не была составлена смета с
подтверждающими документами, с указанием номеров писем и ответов;
таблицы потребности в бюджетных ассигнованиях на 2022 год,
2023 год и 2024 год и плановый период 2024 год, на 2025 и 2026 годы;
план организационных мероприятий по подготовке проекта
бюджета МО г.Ульяновск на 2024 год и плановый 2025 и 2026 годы;
сведения о том, в какую государственную программу и категорию
входит вышеуказанный исполнительный документ;
информацию о том, вносились ли изменения в сводную бюджетную
роспись за 2023 и 2024 годы в связи с превышениями ассигнований. В случае
внесения изменений должнику было необходимо предоставить подтверждающие
документы, с указанием номеров писем и ответов.
сведения о том, какие меры были приняты для исполнения
вышеуказанного решения суда, какие обращения направлялись по конкретному
решению;
подана ли заявка о выделении финансирования на исполнение
вышеуказанного решения, и если да, предоставить указанные в требовании
подтверждающие документы и документы, подтверждающие выделение финансирования
денежных средств, в случае частичного исполнения решения суда;
информация о направлении вместе с заявкой на выделение денежных
средств копии исполнительного документа, постановление о возбуждении
исполнительного производства, постановление о назначении нового срока исполнения
решения суда;
информация об обращении за дополнительным финансированием, в
связи большим количеством исполнительных документов неимущественного характера
и необходимостью их исполнения, и в случае отказа в финансировании копия
ответа;
информация об участии в планировании бюджета, если да,
рассматривался ли вопрос о включении в бюджет на будущий год расходов на
исполнение указанного выше решения суда;
информация об обращении за выделением субсидий из бюджета на
исполнение решение суда;
информация о направлении предложений в Законодательное
собрание Ульяновской области об изменении бюджета с целью выделения денежных
средств на исполнение решения суда (л.д. 23).
В установленный срок требование судебного
пристава-исполнителя от 21.10.2024 исполнено не было, что подтверждено рапортом
судебного пристава-исполнителя и актом об обнаружении правонарушения от 07.11.2024
(л.д.25).
По данному факту 07.11.2024 судебным приставом-исполнителем
в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.14 КоАП РФ (л.д. 21-22).
Как указано выше, постановлением заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области
ГМУ ФССП России от 05.12.2024 администрация города Ульяновска привлечена к
административной ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ с назначением
наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 23.01.2025 указанное постановление оставлено без изменения.
С учетом непринятия администрацией города Ульяновска
необходимых и достаточных мер по исполнению требования судебного
пристава-исполнителя, судья районного суда пришел к правильному выводу о том,
что администрация города Ульяновска обоснованно привлечена к административной
ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ за то, что, являясь должником по
исполнительному производству, допустила нарушение законодательства об
исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований
судебного пристава-исполнителя к установленному сроку.
Вина юридического лица в совершении вменяемого
правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым
судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст.26.11
КоАП РФ.
При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной
полнотой учтены, всем доводам жалобы судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных
выводов не опровергнута.
Доказательств фактического совершения должником действий,
направленных на исполнение законного требования судебного пристава-исполнителя
в рамках исполнительного производства в установленный срок, не представлено.
К уважительным причинам неисполнения законных требований
судебного пристава-исполнителя в установленный срок относятся чрезвычайные,
объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные,
непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых
обстоятельств, исключающих возможность выполнения администрацией города
Ульяновска законного требования судебного пристава-исполнителя, в материалах
дела не имеется.
Вопреки доводам жалобы запрошенные документы и письменные
пояснения в адрес судебного пристава не направлялись, в материалах дела таких
документов не содержится.
Доводы жалобы о том, что судебным приставом-исполнителем в
адрес администрации города Ульяновска вынесены фактически одинаковые требования
о необходимости исполнить решение суда и о необходимости представить документы,
подтверждающие исполнения решения суда подлежат отклонению, поскольку основаны
на неверном толковании закона.
В силу ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю предоставлено право
совершения действий, направленных на создание условий для применения мер
принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному,
правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в
исполнительном документе, в том числе предоставлено право запрашивать
необходимые сведения об исполнении решения суда и мерах, предпринятых должником
для исполнения судебного решения, получать объяснения и иную информацию в
рамках исполнительного производства.
В настоящем случае требование о предоставлении запрашиваемой
судебным приставом-исполнителем информации и документации не выходит за пределы
полномочий судебного пристава-исполнителя, запрашиваемая информация касается
конкретного исполнительного производства и направлена на создание условий для
полного и своевременного исполнения требований исполнительного документа.
О невозможности исполнения данного требования судебного
пристава-исполнителя администрация города Ульяновска не сообщала. До истечения
срока, установленного судебным приставом-исполнителем, какой-либо ответ на
требование от администрации города Ульяновска не поступал, доказательств
обратного в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы о том, что имеются основания для применения положений
ч.4 ст.24.5 КоАП РФ отклоняются, поскольку администрация города Ульяновска
является участником бюджетного процесса, обладает необходимыми
организационно-властными полномочиями и не была лишена возможности принять все
необходимые, достаточные и своевременные меры, направленные на получение
бюджетного финансирования и исполнение решения суда в установленные сроки.
Доводы жалобы о том, что при отсутствии бюджетных средств у
органа местного самоуправления последний подлежит освобождению от ответственности,
основаны на неверном толковании закона, поскольку должником по рассматриваемому
исполнительному производству является администрация города Ульяновска, в
обязанности которой, исходя из положений законодательства об исполнительном
производстве, входит исполнение решения суда, указанного судебным приставом в
соответствующем требовании.
По этим же основаниям отклоняются доводы жалобы о том, что при
наличии профильных подразделений администрация города Ульяновска не может
являться надлежащим субъектом ответственности.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов судьи
районного суда, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не
влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении наказания требования ст.4.1 КоАП РФ
соблюдены, наказание назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст.17.14 КоАП РФ в
минимальном размере.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отделения – заместителя
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 5 декабря 2024 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 23 января 2025 года, вынесенные в отношении
администрации г.Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном ч.1 ст.17.14 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника администрации города
Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и
может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город
Самара).
Судья В.Г. Буделеев