Дело № 3а-65/2025
73OS0000-01-2025-000046-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 апреля 2025 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре Трошиной П.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению
Кабановой Алены Святославовны к
Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального
хозяйства и строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л :
Кабанова А.С. обратилась в суд с
административным исковым заявлением к Министерству
финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права
на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 руб.,
взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований указала,
что решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 ноября 2022 года
по гражданскому делу № *** на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области возложена обязанность обеспечить ее
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения на территории
муниципального образования «город Ульяновск». Судебным решением Ульяновского
областного суда от 8 февраля 2024 года по делу № *** Кабановой А.С. присуждена
компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Сертификат
на выплату на приобретение жилого помещения
был предоставлен ей *** года,
фактически данный сертификат был
реализован путем заключения договора купли-продажи жилого помещения *** года.
Судом к участию в деле привлечены в качестве
административных ответчиков Ульяновская область
в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованных
лиц - ГМУ ФССП России, областное
государственное казенное учреждение «Центр управления недвижимым имуществом
Ульяновской области».
Кабанова А.С. в суд не явилась, о месте и
времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании административный
истец Кабанова А.С. полностью поддержала административный иск по приведенным в
нем доводам, просила его удовлетворить. Дополнительно пояснила, что после 8
февраля 2024 года до дня её обращения 23 мая 2024 года с заявлением о
предоставлении выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в
собственность ей не предлагалось специализированное жилое помещение. После
получения в июле 2024 года сертификата на выплату она сразу же начала искать
вариант жилого помещения, которое хотела бы приобрести. В течение месяца она
подобрала квартиру, позвонила в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области, однако ей пояснили, что денежных средств на
выплату не имеется и финансирование ожидается в январе 2025 года, в связи с чем
она не смогла заключить договор купли-продажи квартиры. В конце ноября 2024 года ей позвонили из
Министерства и сообщили, что финансирование получено, предложили найти жилое помещение для приобретения. Она в
кратчайшие сроки подобрала жилое помещение, заключила договор купли-продажи,
который был одобрен Министерством, и на основании данного договора за ней было зарегистрировано право
собственности на квартиру.
Представитель административного ответчика
Министерства финансов Ульяновской области в суд не явился, о месте и времени
рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении
административного иска отказать. В письменном отзыве на административный иск
указал на то, что считает Министерство ненадлежащим ответчиком по делу,
поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не
предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ,
а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области. Заявленный истцом размер компенсации
является завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости. Министерством жилищно-коммунального хозяйства и
строительства Ульяновской области систематически проводится работа по
приобретению в государственную собственность Ульяновской области
благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных
торгов. В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые
помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от
14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации
расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся
без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей на территории
Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в
размере 8000 рублей. В действиях Министерства отсутствует нарушение права на
неисполнение судебного акта в разумный срок. Кроме того, решение суда в
настоящее время исполнено.
Представитель административного ответчика
Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области Лифинцов Е.В. просил в удовлетворении иска отказать,
указывая следующее.
23 мая 2024 года Кабанова А.С. обратилась в
адрес Министерства с заявлением на предоставление выплаты на приобретение
благоустроенного жилого помещения в собственность. Министерством своевременно рассмотрено указанное заявление и ***
года вынесено распоряжение № *** о
предоставлении выплаты в размере 3 219 051 руб. *** года судебным приставом-исполнителем
СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП на
основании поступившего от административного истца заявления было окончено
исполнительное производство № *** от ***
года. 5 декабря 2024 года Кабановой А.С.
подано уведомление о направлении документов для реализации сертификата на
выплату с приложением к нему проекта договора купли-продажи. 16 декабря 2024
года ею подано в Министерство уведомление о реализации сертификата на выплату с
приложением документов, подтверждающих переход
к ней права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.
Перечисление денежных средств на расчетный счет продавца, указанного в договоре
купли-продажи, осуществлено *** года. Таким образом, Министерством
предпринимались исчерпывающие меры к
исполнению решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 ноября 2022
года. Административным истцом при подаче вышеуказанного административного иска
был пропущен шестимесячный срок, исчисляемый
со дня окончания исполнительного производства, установленный частью 4 статьи
250 КАС РФ, что является основанием к отказу в административном иске.
Представители заинтересованных лиц ГМУ ФССП России, областное
государственное казенное учреждение «Центр управления недвижимым имуществом
Ульяновской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
С учетом положений
статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее
– КАС РФ), мнения явившихся участников процесса, суд полагает возможным
рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц,
участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим
образом.
Заслушав участников по делу, исследовав и
оценив письменные материалы дела, обозрев гражданское дело Ленинского районного суда города Ульяновска № ***, административное дело Ульяновского
областного суда № ***, исполнительное
производство № ***, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1
Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение
права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской
Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные
и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или
заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими
лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок
судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные
органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и
организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о
присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение
имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о
присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение
установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения
судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия
вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их
должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного
Федерального закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного
Федерального закона № 68-ФЗ,
части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано
в суд до окончания производства по исполнению судебного акта,
предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного
акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные
требования имущественного характера и (или) требования неимущественного
характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока,
установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не
позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению
судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ,
частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные
сроки.
Как разъяснено в пункте 55 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29
марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей
продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня
поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный
акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов,
предусмотренных пунктом 2
статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган,
организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по
исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица
исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или
должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных
актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части
1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи
242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В случае, если
исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного
характера осуществляется органом государственной власти, органом местного
самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом,
государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа
и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению
взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при
исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период
со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня
завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Как следует из
разъяснений, содержащихся в вышеназванном постановлении
Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что
общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое
не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об
отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения
В силу разъяснений, данных в пункте 46
названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов,
организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению
судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в
целях своевременного исполнения такого акта
При этом необходимо учитывать, в частности,
своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного
документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1
Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 02.10.2007 №
229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судом или взыскателем в орган,
организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по
исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче
или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем
непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ,
пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
В ходе рассмотрения настоящего дела
установлено, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 23 ноября
2022 года по гражданскому делу № *** удовлетворены исковые требования Кабановой
А.С. На Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области возложена обязанность обеспечить ее благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«город Ульяновск».
Апелляционным определением судебной коллегии
по гражданским делам Ульяновского областного суда от 22 марта 2023 года
решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 23 ноября 2022 года оставлено без изменения, вступило в законную силу.
Исполнительный лист серии *** выдан административному
истцу по заявлению 19 декабря 2023 года.
В МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской области поступил *** года почтовой
корреспонденцией от Кабановой А.С. исполнительный лист. В этот же день на
основании указанного исполнительного
листа возбуждено исполнительное производство № *** (ныне № ***).
Должнику установлен 5-дневный срок для
добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа
без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и
непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие
чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан
исполнительский сбор.
В рамках данного исполнительного производства
судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно
устанавливался новый срок исполнения, должник привлекался к административной
ответственности по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ
обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по
ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу,
рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат
оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором
участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица,
относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти
обстоятельства.
Решением
Ульяновского областного суда
от 8 февраля 2024 года по административному делу № ***, вступившим в законную силу, было удовлетворено административное исковое
заявление Кабановой А.С. о присуждении компенсации за нарушение права на
исполнение судебного акта в разумный срок.
Указанным решением суда установлено, что
период неисполнения решения Ленинского районного
суда города Ульяновска от
23 ноября 2022 года на момент разрешения административного спора в
данном случае составляет 10 месяцев 18
дней.
23 мая 2024 года Кабанова А.С. обратилась в
Министерство с заявлением на предоставление выплаты на приобретение
благоустроенного жилого помещения в собственность, приложив необходимые
документы.
В этот же день данное заявление с
приложенными документами было принято от
Кабановой А.С., о чем ею получено уведомление о принятии заявления на предоставление выплаты на приобретение
благоустроенного жилого помещения в собственность.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства
и строительства Ульяновской области данное заявление рассмотрено и вынесено ***
года распоряжение № ***, которым предусмотрено предоставить в соответствии со
статьей 8.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года № 2227 «Об отдельных
вопросах предоставления лицам, указанным в пункте 1 статьи 8.1 Федерального
закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» выплаты на приобретение благоустроенного
жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по
договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой» выплату на
приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность Кабановой А.С. в
размере *** руб.
Выписка из данного распоряжения от 4 июля
2024 года была получена Кабановой А.С. 9 июля 2024 года. Ей был выдан сертификат на выплату лицам, указанным
в пункте 1 статьи 8.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность № *** от ***
года.
Кабановой А.С. 18 июля 2024 года было подано
в СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России заявление об отзыве
исполнительного листа по исполнительному производству № *** со ссылкой на получение сертификата на
приобретение благоустроенного жилья.
Ведущим судебным приставом-исполнителем СОСП
по Ульяновской области ГМУ ФССП России *** года был составлен акт о совершении
исполнительных действий, которым установлено, что решение суда не исполнено, *** года
на основании заявления Кабановой А.С. об отзыве исполнительного листа
вынесено постановление об окончании исполнительного производства № ***.
5 декабря
2024 года Кабанова А.С.
обратилась в Министерство с уведомлением о направлении документов для
реализации сертификата на выплату лицам, указанным в пункте 1 статьи 8.1
Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на приобретение благоустроенного
жилого помещения в собственность, приложив к нему проект договора купли-продажи жилого
помещения по адресу: ***.
13 декабря
2024 года Кабанова А.С. представила в Министерство уведомление о
реализации сертификата на выплату на
приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность № *** от ***
года, приложив к нему копию выписки из Единого государственного реестра
недвижимости о регистрации за ней ***
года на основании договора купли-продажи от *** года, заключенного с ***, права
собственности на квартиру, расположенную
по адресу***
Платежным поручением № *** от *** года на
расчетный счет продавца жилого помещения
*** была произведена выплата на приобретение благоустроенного жилого
помещения в собственность по сертификату № *** от *** года, выданному Кабановой
А.С.
Определяя продолжительность периода
исполнения решения Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 23 ноября 2024 года, суд считает необходимым
руководствоваться вышеприведенными
разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 55 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от
29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при
рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в
разумный срок», о том, что общая
продолжительность исполнения судебного акта подлежит исчислению со дня его
вступления в законную силу в случае, если исполнение требований имущественного
или неимущественного характера осуществляется
без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного
производства.
При этом суд исходит из того, что требование
о предоставлении административному истцу как лицу из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого помещения,
очевидно, подлежало исполнению и могло быть исполнено в рамках ординарных
административных процедур без выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного
производства.
Суд считает необходимым исчислять общую
продолжительность исполнения решения
Ленинского районного суда г.Ульяновска
от 23 ноября 2022 года с момента
вступления указанного решения суда в законную силу – 22 марта 2023 года до дня приобретения Кабановой А.С.
в собственность жилого помещения, приобретенного за счет выплаты на
приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность по сертификату №
*** от *** года, – *** года и она составляет 1 год 8 месяцев 21 день. При этом
период со дня, следующего за днем вынесения решения Ульяновского областного
суда от 8 февраля 2024 года, - 9 февраля
2024 года по 12 декабря 2024 года составляет 10 месяцев 4 дня.
Доводы представителя Министерства о том, что
решение Ленинского районного суда г.Ульяновска
от 23 ноября 2022 года исполнено
в день выдачи сертификата, являются несостоятельными.
Определяя днем исполнения судебного решения
день перехода к административному истцу права собственности на жилое помещение,
суд исходит из положений подпункта 7 пункта 3.1 Федерального закона от 21
декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа
исключаются из списка в случае приобретения ими благоустроенных жилых помещений
в собственность в соответствии со статьей 8.1
указанного Федерального закона.
По смыслу данной нормы, обязанность по обеспечению детей-сирот и
детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа специализированным
благоустроенным жилым помещением
считается исполненной при возникновении у лиц данной категории права
собственности на жилое помещение, приобретаемое
за счет предоставленной в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» выплаты.
В силу пункта 2 статьи 223 Гражданского
кодекса Российской Федерации и пункта 12
договора купли-продажи квартиры от *** года право собственности на квартиру у Кабановой А.С. возникло с
момента регистрации в Управлении
Росреестра по Ульяновской области – *** года.
С настоящим административным исковым
заявлением Кабанова А.С. обратилась в суд 6 февраля 2025 года, т.е. в
установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи
250 КАС РФ срок.
Доводы представителя административного
ответчика о нарушении Кабановой А.С. установленного ч. 4 ст. 250 КАС РФ срока
на подачу рассматриваемого административного иска не могут быть признаны
обоснованными.
Как было указано выше, суд исходит из того,
что требование о предоставлении административному истцу как лицу из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного
жилого помещения, подлежало исполнению и могло быть исполнено без выдачи
исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства.
В абзаце 5 пункта 19 постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 29 марта 2016
года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении
компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на
исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что в случае, если
исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера
или требованию неимущественного характера осуществляется органом
государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или
организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными
полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без
выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного
производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих
требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня
вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом
срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения
(окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8
статьи 3 Закона о компенсации, часть 4
статьи 250 КАС РФ, часть 3
статьи 222.1 АПК РФ).
Поскольку суд пришел к выводу о том, что
решение суда было исполнено в момент приобретения административным истцом
Кабановой А.С. в собственность жилого
помещения, то есть *** года, соответственно, предусмотренный частью 4 статьи
250 КАС РФ срок подачи административного иска о присуждении компенсации за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок был соблюден.
Ссылка представителя административного
ответчика на постановление об окончании исполнительного производства от ***
года не опровергает указанный вывод суда, поскольку исполнительное производство
было окончено не в связи с исполнением требования исполнительного документа.
Принимая во внимание изложенные
обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения
судебного решения нельзя признать разумным.
Приведенное административным ответчиком в
качестве причины, препятствовавшей своевременному исполнению решения суда,
обстоятельство – недостаточность финансирования, не является основанием к
отказу в удовлетворении административного иска Кабановой А.С.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют
о том, что предпринятые должником меры по исполнению решения суда нельзя
признать своевременными, достаточными и эффективными.
При таких обстоятельствах Кабанова А.С. имеет
право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок.
Суд, указывая на наличие у Кабановой А.С.
права на компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный
срок, принимает во внимание следующие
обстоятельства, установленные по делу:
- наличие со стороны административного
ответчика бездействия, выразившегося в непринятии мер к исполнению решения суда
в отношении Кабановой А.С. в период с 9
февраля по 23 мая 2024 года;
- невозможность реализации административным
истцом сертификата на выплату в связи с отсутствием финансирования в период с
9 августа по 23 сентября 2024 года, при этом отсутствие финансирования в
указанный период объективно было подтверждено представителем административного
ответчика и представленными им документами, в том числе письмами в адрес Правительства Ульяновской
области о выделении дополнительного финансирования на обеспечение жильем
детей-сирот от 12 августа, 30 августа 2024 года.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3
Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении
компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта,
возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного
самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования
имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств
соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного
Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение
права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего
обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или
местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные
органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными
публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного
самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих
обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или)
требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым
органом.
Как разъяснено в пункте 63 постановления
Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта
2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о
присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части
решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в
разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового
образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств
соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Следовательно, компенсация за нарушение права
на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской
области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств
бюджета Ульяновской области.
При определении размера компенсации, суд
учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в
соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение
судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований
заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение,
продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также
с учетом принципов разумности, справедливости.
Учитывая обстоятельства дела,
продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий
для взыскателя, суд считает необходимым присудить Кабановой А.С. компенсацию за
нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 6000
рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.
При этом суд, определяя компенсацию в
указанном размере, принимает во внимание
действия административного ответчика,
направленные на исполнение судебного акта, выразившиеся в своевременном
рассмотрении заявления Кабановой А.С. на предоставление выплаты на приобретение
жилья в собственность, в своевременном согласовании представленного ею проекта
договора купли-продажи и осуществлении выплаты.
В связи с изложенным, административные
исковые требования Кабановой А.С. подлежат частичному удовлетворению.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №
68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ
стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой
стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев,
предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3
статьи 178 КАС РФ, во исполнение положений пункта «в» части 2 статьи
259 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопрос о распределении
судебных расходов.
При подаче данного административного искового
заявления административным истцом уплачена государственная пошлина в
размере 300 рублей,
подлежащая взысканию в пользу административного истца.
Руководствуясь
статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Кабановой Алены Святославовны удовлетворить
частично.
Присудить
Кабановой Алене Святославовне компенсацию за
нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок в размере 6 000
рублей.
Взыскать с Ульяновской области в лице
Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской
области в пользу Кабановой Алены Святославовны компенсацию
за нарушение права на исполнение судебного
акта в разумный срок в размере 6 000 рублей, судебные расходы по оплате
государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении административного искового
заявления Кабановой Алены Святославовны в остальной части
отказать.
Решение подлежит исполнению Министерством
финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.
Решение суда подлежит немедленному
исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном
порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова
Мотивированное
решение суда составлено 14 апреля 2025 года