Судебный акт
О ликвидации несанкционированных свалок
Документ от 08.04.2025, опубликован на сайте 23.04.2025 под номером 118337, 2-я гражданская, об обязании принять меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-02-2024-000148-41

Судья Баюшев Н.В.                                                                        Дело №33а-1571/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        8 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 2 ноября 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 января 2025 года, по делу №2а-2-298/2024, которым постановлено:

административный иск прокурора Вешкаймского района в защиту прав неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) им. Калинина, муниципальному учреждению, муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Ермоловское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Стемасское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, Камаеву Ряхиму Ибрагимовичу,  Правительству Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок удовлетворить частично.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (ИНН ***) в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированных свалок твёрдых бытовых отходов, расположенных: ***.

Обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) имени Калинина (ИНН ***) принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером *** в с***, в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Вешкаймского района в защиту прав неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению Администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Бекетовское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Стемасское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Ермоловское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Камаеву Ряхиму Ибрагимовичу, Правительству Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, – отказать.         

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора             Теребунова А.А., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что проведенной на территории Вешкаймского района Ульяновской области проверкой выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные на территории Вешкаймского района Ульяновской области, а именно: ***. Земельный участок, на котором имеется свалка твердых бытовых отходов, расположенный в *** принадлежит на праве собственности СПК Колхоз им. Калинина. Остальные земельные участки, на которых расположены свалки твердых бытовых отходов, расположены на земельных участках, относящихся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена. Между тем, в летний период времени на телефон единой дежурной диспетчерской службы, на номер 112 поступают многочисленные звонки жителей *** в части возгорания несанкционированных свалок бытовых отходов, что также свидетельствует о непринятии мер к предупреждению фактов возникновения пожаров на территории ***. Указанное свидетельствует о непринятии ответчиками мер по обеспечению безопасности здоровья человека и среды обитания и свидетельствуют о том, что ответчиками не соблюдаются требования действующего законодательства, что является недопустимым и влечет за собой нарушения прав граждан. В этой связи прокурор просил возложить на ответчиков обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены муниципальные учреждения администрации муниципальных образований «Ермоловское сельское поселение», «Бекетовское сельское поселение», «Стемасское сельское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, Чуфаровское городское поселение, Камаев Ряхим Ибрагимович, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.

Определением суда от 02.11.2024 производство по административному делу по административному иску прокурора Вешкаймского района Ульяновской области, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению администрации муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной в ***), прекращено в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда по тому же спору между теми же сторонами.

Рассмотрев заявленные требования в оставшейся части по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области просит решение суда отменить в части удовлетворенных к Министерству требований и принять новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что согласно п.2.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области (утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П) полномочия по ликвидации несанкционированных свалок (отходов) Министерству не передавались. Считает, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также обязанность по ликвидации коммунальных отходов должны быть возложены на собственников земельного участка или орган местного самоуправления.

На основании требований, предъявленных административным истцом, непонятно, в каких координатах обозначены спорные земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, не представляется возможным проверить достоверность предоставленных доказательств и правоту о наличии собственников спорных участков либо их отсутствие в указанных административных исковых требованиях.

Утверждает, что вывод суда о принадлежности земельных участков, на которых находятся несанкционированные свалки, к неразграниченной государственной собственности является несостоятельным.

Указывает на то, что в случае, когда речь идет о земельных участках, на которые государственная собственность не разграничена, обязанность должна быть возложена на муниципальные образования Ульяновской области в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 №27-П и с законом Ульяновской области от 03.07.2015 №85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ №89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе, разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П в целях распределения функций между исполнительными органами Ульяновской области утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее – Положение).           

В соответствии с п.1.1 Положения Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее – Минприроды Ульяновской области) является возглавляемым Правительством Ульяновской области исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление, в том числе, в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс,  лицевые и иные счета, предусмотренные и открываемые в соответствии с законодательством. Министерство в пределах и объемах, определяемых его компетенцией, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, общественными объединениями и иными организациями (п.1.5 Положения).

Пунктом 1.6 Положения определено, что финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, в том числе бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субвенции из федерального бюджета.

В области обращения с отходами производства и потребления Минприроды Ульяновской области организует ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов (несанкционированных свалок), расположенных в границах земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также в границах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.2.9 Положения).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 №32/639-П утверждена  государственная программа Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области» (далее – Программа). 

Согласно паспорту программы её Государственным заказчиком является Минприроды Ульяновской области, срок реализации Программы – 2024-2030 годы. 

Указанное Министерство определено ответственным исполнителем мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в границах земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также в границах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.2.7 Приложения №3 к Программе).

Региональные программы в области обращения с отходами (в том числе Программа Ульяновской области) с твердыми коммунальными отходами должны содержать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов, что прямо установлено ч.2 ст.13.2 ФЗ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В рамках реализации положений Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на территории Ульяновской области определён исполнительный орган – Минприроды Ульяновской области, ответственное за организацию исполнения мероприятий по ликвидаций несанкционированных свалок, расположенных в границах земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, а также в границах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Вешкаймского района Ульяновской области на земельном участке с кадастровым номером *** в *** расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Данное обстоятельство сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

Указанный земельный участок с *** находится в собственности Камаева Р.И. (т.2, л.д.80-81).

На основании договора аренды от *** (далее – Договор аренды) Камаев  Р.И. передал вышеуказанный земельный участок в аренду СПК (колхоз) им. Калинина на 49 лет (т.2 л.д.78-79).

Согласно с п.7 Договора аренды арендатор обязан соблюдать установленный  режим использования земель, не совершать действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земель в результате его действий, нести полную ответственность за все убытки, которые он может причинить арендодателю, вследствие использования земли не по прямому назначению, либо вследствие своих некомпетентных действий. Арендодатель имеет право посещать земельный участок в целях контроля за использованием земель (п.8 Договора аренды), однако обязан не вмешиваться в хозяйственную деятельность арендатора (п.9 Договора аренды).       

Суд первой инстанции, установив, что Камаев Р.И. является собственником земельного участка, однако фактически его самостоятельно не использует,  в силу Договора аренды СПК (колхоз) им. Калинина, как фактический землепользователь и арендатор земельного участка, достаточных мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером *** в ***, не предпринимает, возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на СПК (колхоз) им.Калинина, а в иске к Камаеву Р.И. отказал.  

Также суд установил наличие несанкционированных свалок по географическим координатам *** и ***.

Факт наличия и местоположение данных несанкционированных свалок (согласно указанным прокурором координатам) лицами, участвующими в деле, в суде первой инстанции не оспаривались.

Согласно сведениям ЕГРН и публичной кадастровой карты земельные участки с географическими координатами ***, на которых расположены несанкционированные свалки, установленных границ не имеют, межевание данных земельных участков не произведено, сведений о регистрации права собственности на вышеуказанные земельные участки также не имеется, соответственно, данные земельные участки относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле (т.2, л.д.164-168).

Разрешая административный спор  в отношении несанкционированных свалок, расположенных *** и ***, и удовлетворяя требования прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из того, что данные несанкционированные свалки находятся на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Решение суда в части возложения на СПК (колхоз) им. Калинина обязанности по ликвидации свалки на земельном участке с кадастровым номером *** в *** лицами, участвующими в деле, не обжалуется.

Доводы апелляционной жалобы Минприроды Ульяновской области о том, что Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией отклоняются, поскольку выводы районного суда согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абз. 4 п.3.2 постановления от 30.05.2023 №27-П по делу о проверке конституционности положений ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 18 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 10 и 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 9 и п.п. 1 и 2 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с жалобами муниципального образования «Городское поселение город Кодинск Кежемского муниципального района Красноярского края» и администрации Новосибирского района Новосибирской области» (далее – Постановление №27-П), в котором указано, что субъекты Российской Федерации обладают более широким объемом полномочий в области обращения с отходами наделены, которые, в числе прочего, разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы в области обращения с отходами, включая твердые коммунальные отходы, организуют деятельность по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждают порядок их накопления (в том числе раздельного), регулируют деятельность региональных операторов по обращению с отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, разрабатывают и утверждают территориальные схемы обращения с отходами и т.д.

При этом в материалах административного дела не имеется доказательств того, что возникновение и продолжение функционирования спорных несанкционированных свалок вызвано умышленными неправомерными действиями администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области или её должностными лицами.

Постановлением администрации МО «Вешкаймский район» от *** №*** (с учётом изменений от ***) утверждён реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории ***. В указанном реестре предусмотрено 17 соответствующих мест накопления ТКО в с*** (близлежащих к *** населённых пунктах), а также 7 мест накопления ТКО в самом *** В *** (близлежащих к *** населённых пунктах) реестром предусмотрено            30 мест накопления ТКО, а также 20 мест накопления ТКО непосредственно в самом *** (т.2, л.д. 144-159). 

Установка контейнеров и бункеров в указанных населённых пунктах датирована декабрём 2018 года; январём, апрелем, июлем 2019 года; мартом, июлем 2021 года.

Сведений, указывающих на то, что указанных мест накопления твёрдых коммунальных отходов безусловно недостаточно для удовлетворения соответствующих потребностей населения, в материалах дела не имеется. Более того, складирование отходов в местах, не предназначенных для указанных целей, само по себе не свидетельствует о том, что оборудованных мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов не достаточно.

Кроме того, до поступления административного иска в суд – 26.04.2024 должностными лицами администрации муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области были составлены и направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области формы по выявленным свалкам для включения в список объектов негативно воздействующих на окружающую среду (ОНВОС) были составлены и направлены в Министерство строительства и ЖКХ Ульяновской области соответствующие чеки-листы в рамках Дорожной карты от 01.03.2024 №35-ПЛ по ликвидации несанкционированных свалок на территории *** (т.1 л.д.125-131).

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Минприроды Ульяновской области полномочий по ликвидации несанкционированных свалок противоречат Положению о данном Министерстве, а также государственной программе Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области», в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.   

Установленный судом срок для исполнения решения - в течении двух лет со дня вступления решения в законную силу представляется разумным, отвечает требованиям соблюдения баланса интересов сторон. 

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 2 ноября 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 января 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.04.2025