У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-002629-65
Судья Кузнецова О.В.
Дело № 33а-1380/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
1 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре
Лазареве М.М.,
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Ермакова
Алексея Сергеевича – Давтяна Давида Давидовича на решение Ленинского районного
суда г. Ульяновска от 7 июня 2024 года по делу № 2а-2290/2024, которым постановлено:
В удовлетворении
административного иска Ермакова Алексея Сергеевича к Министерству социального
развития Ульяновской области о признании незаконным распоряжения, возложении
обязанности зарегистрировать семью в качестве многодетной, выдать удостоверение
многодетной семьи отказать.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., объяснения представителя Ермакова А.С. –
Еливановой Л.А., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, объяснения
представителя Министерства социального развития Ульяновской области
Фроловой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
установила:
Ермаков А.С.
обратился в суд с административным иском к Министерству социального развития
Ульяновской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности
зарегистрировать семью в качестве многодетной, выдать удостоверение многодетной
семьи.
В обоснование
требований указал на то, что он имеет на
иждивении трех несовершеннолетних детей: *** года рождения, *** года рождения, ***
года рождения.
Он обратился в
Министерство социального развития Ульяновской области с заявлением о
регистрации его семьи в качестве многодетной. Из уведомления от 14 февраля 2024 года следует, что в
регистрации многодетной семьи и в выдаче удостоверения многодетной семьи
отказано, поскольку у его супруги Ермаковой Л.С., не являющейся матерью ***,
уже имеется присвоенный статус многодетной семьи.
С данным решением он
не согласен, поскольку Положение о порядке регистрации многодетных семей на
территории Ульяновской области, утвержденное приказом Министерства социального
развития Ульяновской области от 17 января 2024 года № 2-п (далее - Положение),
не запрещает регистрацию одного родителя (Ермакова А.С.) в качестве многодетной
семьи, с учетом того, что он является
отцом троих детей, осуществляет их содержание и воспитание, ввиду чего
соответствует критериям многодетной семьи, указанным в Положении.
С учетом уточнения
исковых требований, просил суд признать
незаконным и отменить распоряжение административного ответчика от *** года № ***, обязать административного ответчика
зарегистрировать его семью в качестве многодетной и выдать ему удостоверение
многодетной семьи.
В качестве
заинтересованных лиц судом привлечены Ермакова Л.С., Ермакова О.В.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе представитель Ермакова А.С. – Давтян Д.Д. не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении
требований.
Считает, что судом
неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, не
учтено, что *** фактически воспитывается отцом, находится на его иждивении,
преимущественно по месту его жительства. Таким образом, полагает, что в выдаче
удостоверения многодетной семьи ему отказали неправомерно.
В возражениях на
апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области
просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46
Конституции Российской Федерации и частью 1
статьи 218 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация,
иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений,
действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица,
государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация,
лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если
полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы,
созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов
или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1
части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам
рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении
полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения,
действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими
нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы
административного истца.
Согласно пункту 1
части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании
решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного
лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы
административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов
которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, юридически значимым
обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное
государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы
о нарушении прав административного истца. Требования административного истца
могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми
решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.
Обязанность доказывания обстоятельств
нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями
(бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11
статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации).
Судом установлено и
из материалов дела следует, что Ермаков А.С. с *** года состоит в браке с Ермаковой
Л.С., с которой имеют несовершеннолетних
детей - *** года рождения, *** года рождения (л.д. 13, 15, 16).
Ермаков А.С.
является также отцом *** года
рождения, матерью которой является
Ермакова О.В. (л.д. 14).
11 января 2024 года
административный истец обратился в Министерство социального развития
Ульяновской области с заявлением о регистрации и выдаче ему удостоверения
многодетной семьи.
Распоряжением
Министерства социального развития Ульяновской области от *** года № ***
отказано в регистрации многодетной семьи и выдаче удостоверения многодетной
семьи в соответствии с пунктом 14 Положения: заявитель не соответствует
категории лиц, имеющих право на регистрацию многодетной семьи на территории
Ульяновской области и выдачу удостоверения (наличие сведений об уже присвоенном
и действующем на момент обращения статусе многодетной семьи у Ермаковой
Л.С., в соответствии с пунктом 2
Положения Ермакова Л.С. не является матерью несовершеннолетней *** года
рождения (л.д. 43, 46).
Так, ранее
распоряжением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области в г. Ульяновске от *** года № *** Ермакова Л.С.
зарегистрирована в качестве многодетной, ей было выдано удостоверение № *** со
сроком действия до 23 ноября 2025 года. Ермаков А.С. на указанную дату с Ермаковой Л.С. имел одного общего ребенка - *** (л.д. 44-45).
Судом первой
инстанции установлено, что несовершеннолетняя *** проживает со своей матерью Ермаковой О.В., по месту
жительства отца не зарегистрирована, что
административным истцом не опровергается.
Установив
вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу
доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального
права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел
к выводу о том, что правовых оснований
для признании незаконным распоряжения
Министерства социального развития Ульяновской области от *** года № *** не имеется, поскольку Ермаков А.С. не
соответствует категории лиц, имеющих право на регистрацию многодетной семьи на
территории Ульяновской области и выдачу ему
удостоверения. Доказательств постоянного совместного проживания
Ермакова А.С. со своей несовершеннолетней дочерью *** в материалы дела не
представлено.
С такими выводами
районного суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией
отклоняются как не основанные на законе и материалах дела.
В силу пункта 2
статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом
жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан,
находящихся под опекой, признается место их законных представителей -
родителей, усыновителей или опекунов.
Указом Президента РФ от 23 января 2024 года №
63 «О мерах социальной поддержке многодетных семей» установлено, что
многодетной семьей в Российской Федерации является семья, имеющая трех и более
детей, статус которой устанавливается бессрочно. Предоставление многодетным
семьям мер социальной поддержки осуществляется до достижения старшим ребенком
возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения (пункты 1, 2).
Подпунктом
«б» пункта 6 данного Указа Президента РФ высшим должностным лицам
субъектов Российской Федерации рекомендовано определить порядок и условия
предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки.
На основании пункта 7
Указа Президента РФ от 23 января 2024 года № 63 «О мерах социальной поддержке
многодетных семей» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
вправе расширять категорию многодетной семьи с учетом национальных, культурных
и демографических особенностей развития соответствующего субъекта Российской
Федерации, а также устанавливать дополнительные меры социальной поддержки
многодетных семей.
Поскольку статус многодетной семьи и меры
социальной поддержки многодетным семьям устанавливаются законодательством
Ульяновской области как субъекта Российской Федерации и реализуются исключительно
за счет средств субъекта РФ, соответственно, законодательством субъекта могут
быть установлены критерии и порядок определения категорий семей получателей
названных мер социальной поддержки.
Согласно статье 2 Закона Ульяновской области
от 29 декабря 2005 года № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки
многодетных семей на территории Ульяновской области» на момент возникновения
спорных правоотношений порядок регистрации многодетных семей определяется
исполнительным органом Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной
защиты населения.
Приказом Министерства социального развития
Ульяновской области от 17 января
2024 года № 2-п было утверждено
Положение о порядке регистрации многодетных семей на территории Ульяновской
области, регламентирующее в том числе, порядок выдачи удостоверения многодетной
семьи (действовал на момент
возникновения спорных правоотношений).
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения многодетными
признаются семьи, имеющие на воспитании и (или) содержании троих и более детей
в возрасте до 18 лет и (или) детей старше этого возраста, обучающихся по
имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего
общего, среднего профессионального или высшего образования в очной форме - до
окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и (или)
детей старше этого возраста, не находящихся на содержании в связи с
прохождением ими военной службы по призыву, - до окончания прохождения военной
службы по призыву, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, при
условии, что в такой семье один или оба родителя (опекуна, попечителя)
проживают на территории Ульяновской области и являются гражданами Российской
Федерации либо иностранными гражданами или лицами без гражданства, имеющими вид
на жительство или удостоверение беженца, если иное не установлено международным
договором Российской Федерации или федеральным законом (далее - семьи).
В состав многодетной семьи для признания ее
многодетной включаются один или оба родителя (в последнем случае - при наличии
зарегистрированного брака), имеющие на воспитании и (или) содержании трех или
более детей в возрасте, указанном в пункте 2
настоящего Положения.
Указанным Положением определено, что в состав
семьи для признания ее многодетной не включается несовершеннолетний,
проживающий в составе другой семьи (пункт 11 Положения).
Многодетной семье выдается одно удостоверение,
форма которого утверждена приложением к настоящему Положению (пункт 12
Положения).
Согласно пункту 14 Положения основанием для
отказа в регистрации многодетной семьи на территории Ульяновской области
является, в том числе, если заявитель не
соответствует категории лиц, имеющих право на регистрацию многодетной семьи на
территории Ульяновской области и выдачу удостоверения
Поскольку установлено, что Ермаков А.С. и
Ермакова Л.С. являются родителями только двоих общих несовершеннолетних детей -
*** года рождения, *** года рождения, статуса законного представителя в
отношении детей супруги административный
истец не имеет, а несовершеннолетняя *** проживает со своей матерью
Ермаковой О.В., то суд первой инстанции
пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для
удовлетворения административного иска.
Судом правомерно указано, что статус
многодетной семьи и меры социальной поддержки многодетным семьям
устанавливаются законодательством Ульяновской области как субъекта Российской
Федерации, а пунктом 11 Положения установлено, что в состав семьи для признания
ее многодетной не включается несовершеннолетний, проживающий в составе другой
семьи, следовательно, не усматривается правовых оснований для установления
административному истцу статуса члена многодетной семьи, и, как следствие, для
выдачи ему удостоверение многодетной семьи.
Иных доводов
жалобы, которым судом первой инстанции не дана надлежащая оценка, не приведено, а
ссылка на постановление Правительства РФ от 7 сентября 2019 года №
1170 «Об утверждении Положения о реализации мер государственной поддержки семей,
имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным
жилищным кредитам (займам) основана на неверном
применении указанной нормы
материального права.
При таких обстоятельствах принятое по делу
решение является правильным, нормы материального и процессуального права
применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 7 июня 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу представителя Ермакова Алексея Сергеевича – Давтяна Давида
Давидовича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2025 года.