Судебный акт
О взысканиии налога и пени
Документ от 01.04.2025, опубликован на сайте 21.04.2025 под номером 118389, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по ЕНС, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-005979-41

Судья Савелова А.Л.                                                                     Дело № 33а-1197/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         1 апреля  2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.                    

судей Бахаревой Н.Н., Кинчаровой О.Е.

при секретаре  Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гусынина Павла Владимировича на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от   10 октября 2024 года по делу № 2а-3097/2024, которым постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области к Гусынину Павлу Владимировичу о взыскании задолженности налогам, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Гусынина Павла Владимировича, зарегистрированного по адресу: г. Ульяновск, ул. Почтовая, д. 20/11, кв. 20, ИНН 732813179959, в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области задолженность по ЕНС в общей сумме 15 009 руб. 68 коп., в том числе пени за период с 2 декабря 2017 года по 23 октября 2023 года в размере 7807 руб. 78 коп., в остальной части иска отказать.

Взыскать с Гусынина Павла Владимировича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 600 руб.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,  судебная коллегия

 

установила:

 

УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Гусынину П.В. о взыскании задолженности по налогам.

В обоснование административного иска указало на то, что Гусынин П.В. состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области. В установленные сроки им не уплачен транспортный налог за 2021 год. В связи с частичным погашением остаток задолженности за 2021 год составил 7201 руб.      90 коп.

Также административным ответчиком не был своевременно уплачен транспортный налог: за 2014 год в сумме 10 587 руб. (взыскан судебным приказом № *** от *** года, погашен 24 января 2020 года); за 2016 год в сумме 8280 руб. (взыскан судебным приказом № *** от *** года, частично погашен 20 февраля 2021 года, остаток задолженности – 4383 руб.          15 коп.); за 2017 год  в сумме 8280 руб. (взыскан судебным приказом                       № *** от *** года, частично погашен 15 июня 2021 года, остаток задолженности – 463 руб. 87 коп.); за 2018 год  в сумме 8280 руб. (взыскан судебным приказом № *** от *** года, погашен 25 февраля     2020 года); за 2019 год  в сумме 8280 руб. (взыскан судебным приказом                   № *** от  *** года, погашен 13 сентября 2022 года); за 2020 год  в сумме 8280   руб. (погашен 13 июля 2022 года).

В связи с неуплатой указанного налога  Гусынину П.В. начислены пени за период с 2 декабря 2017 года по 31 декабря 2022 года в размере 7235  руб. 81 коп.

По данным информационного ресурса по состоянию на 23 октября 2023 года (момент формирования заявления о вынесении судебного приказа) отрицательное сальдо по ЕНС Гусынина П.В. составляло 16 832 руб. 65 коп., в том числе: транспортный налог с физических лиц – 8743 руб. 87 коп.; пени – 8088 руб. 78 коп.

В адрес ответчика посредством электронного сервиса «Мой налог» направлено требование об уплате задолженности от *** года № ***. Срок исполнения требования – 31 августа 2023 года.

*** года мировым судьей судебного участка № 1 Заволжского судебного района г. Ульяновска вынесен судебный приказ № *** о взыскании с Гусынина П.В. в пользу УФНС России по Ульяновской области задолженности по налогам в размере 16 174 руб. 22 коп. Определением суда от      *** года  судебный приказ отменен.

Просило суд взыскать с  Гусынина П.В. задолженность по ЕНС в общей сумме 15 096 руб.  12 коп., в том числе транспортный налог с физических лиц: за 2021 год в размере 7201 руб. 90 коп.; пени за период с 2 декабря 2017 года по         23 октября 2023 года в размере 7894 руб. 22 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Гусынин П.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает на то, что в материалах дела отсутствуют сведения о взыскании с Гусынина П.В. транспортного налога за 2014 год. Указанным в решении судебным приказом № *** взыскана задолженность   по транспортному налогу за 2016 год на сумму 8280 руб. и пени за период с             2 декабря 2017 года по  7 декабря 2017 года. Таким образом, учитывая, что в материалах отсутствуют сведения о взыскании с него транспортного налога за    2014 год, полагает, что взыскание неустойки за его неоплату, тем более за период с 2 декабря 2017 года по 23 января 2020 года, не основано на законе.

Удержание 24 января 2020 года с его расчетных счетов   суммы в размере 10 587 руб. в счет оплаты транспортного налога за 2014 год на основании судебного приказа № *** также не основано на законе, в связи с чем указанная сумма является переплатой и должна быть зачтена в счет оплаты задолженности по налогам.

Решением суда установлено, что срок  оплаты транспортного налога за     2014 год установлен  1 декабря 2017 года, однако в силу статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации он подлежал уплате 2 декабря 2015 года.

Пени за период с 2 декабря 2017 года с него уже взысканы судебным приказом № ***.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы установлены статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1             статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога  признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения

Как следует из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту                 не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо            единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета с 1 января 2023 года.

В соответствии  с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;    3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В силу пункта 3 статьи  48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

Как установлено судом,  ранее  за Гусынином П.В. было зарегистрировано транспортное средство – автомобиль *** (л.д. 92).

Предусмотренный  Налоговым кодексом Российской Федерации транспортный налог за 2021 год в сумме 7201 руб. 90 коп. в установленный законодательством срок административным ответчиком не уплачен, что не оспаривалось им при рассмотрении дела.

Из материалов дела также следует, что ранее с Гусынина П.В. в принудительном порядке в пользу налогового органа взыскан транспортный налог и возбуждены исполнительные производства за следующие налоговые периоды:

за 2014 год в сумме 10 588 руб., взыскан решением Заволжского районного суда г. Ульяновска по делу № ***, погашен 24 января 2020 года;

за 2016 год в сумме 8280 руб., взыскан судебным приказом  по делу              № *** от *** года, частично погашен 20 февраля 2021 года, остаток задолженности – 4383 руб. 15 коп.;

за 2017 год  в сумме 8280 руб., взыскан судебным приказом  по делу             № *** от *** года, частично погашен 15 июня 2021 года, остаток задолженности – 463 руб. 87 коп.;

за 2018 год  в сумме 8280 руб., взыскан судебным приказом по делу              № *** от *** года, погашен 25 февраля     2020 года;

за 2019 год  в сумме 8280 руб., взыскан судебным приказом   по делу            № *** от  *** года, погашен 13 сентября 2022 года);

за 2020 год  в сумме 8280   руб. погашен 13 июля 2022 года.

В адрес административного ответчика направлено требование об уплате недоимки и пени от *** года  № *** со сроком уплаты 31 августа 2023 года. Указанное требование им не исполнено  (л.д. 21).

По состоянию  на 23 октября 2023 года отрицательное сальдо по ЕНС Гусынина П.В. составляло 16 832 руб. 65 коп., в том числе: транспортный налог с физических лиц – 8743 руб. 87 коп.; пени – 8088 руб. 78 коп.

*** года по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 1 Заволжского района г. Ульяновска вынесен судебный приказ по делу № *** о взыскании с Гусынина П.В. задолженности по обязательным платежам и пени (л.д. 96а).

Данный судебный приказ отменен *** года на основании поступивших возражений должника, копия определения об отмене судебного приказа получена административным истцом 15 августа 2024 года. По сообщению мирового судьи судебного участка № 1 Заволжского района г. Ульяновска от         19 сентября 2024 года   копия указанного определения  в налоговый орган направлена простой почтой, сведения об отслеживании корреспонденции отсутствуют. Следовательно, основания полагать, что административный истец обратился   в суд в исковом порядке только 27 августа 2024 года  без уважительной причины  пропуска срока, не имеется.

Ввиду неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей, на сумму образовавшейся задолженности налоговым органом в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за период с 2 декабря 2017 года по 23 октября 2023 года в размере 7894 руб. 22 коп., расчет которых   указан в иске, и подробно  произведен  его в  письменных пояснениях  (л.д. 7, 64-65). 

Установив вышеуказанные обстоятельства, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения,               суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что             налоговым органом соблюдена процедура и сроки взыскания задолженности, в связи с чем удовлетворил требования административного истца частично, отказав во взыскании пени в сумме 118 руб. 89 коп., ранее взысканных судебным   приказом  по делу № *** от *** года, а также пени в сумме       90 руб. 23 коп., взысканных решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 18 июля 2022 года. С выводами районного суда  о взыскании суммы задолженности по транспортному налогу за 2021 год судебная коллегия соглашается, поскольку обязанность по  его уплате  административным ответчиком не исполнена.

Между тем, заслуживают внимания доводы  административного ответчика о том,  что частично сумма пени ранее с него  уже была взыскана  судебными   актами.

Из материалов дела следует и как верно указано судом первой инстанции, пени в сумме 118 руб. 89 коп. взысканы с  Гусынина П.В. судебным приказом по делу  № *** от *** года, пени в сумме 90 руб. 23 коп. взысканы решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 18 июля 2022 года по делу №***.

Вместе с тем, согласно решению Заволжского районного суда г. Ульяновска от 18 июля 2022 года, с Гусынина П.В. в пользу УФНС России по Ульяновской области  были взысканы  пени по транспортному налогу за период с  4 декабря 2018  года по 25 июня 2020 года в сумме 44 руб. 18 коп.,  с 4 декабря 2018  года по 29 июня 2020 года в сумме 4  руб. 94 коп.,  с  2 декабря 2020  года по  2 февраля 2021 года в сумме 73 руб. 90 коп.,   с  2 декабря 2021 года  по 14 декабря 2021 года в сумме   26 руб. 91 коп., а всего 149 руб. 93 коп. (л.д. 96-97).

Также судебным приказом по делу  № *** от *** года взысканы  пени в сумме 25 руб. 94 коп.  за период с 2 декабря 2017 года  по              7 декабря 2017 года (л.д. 91).

Следовательно, ранее  взысканные суммы пени подлежали исключению  из  подлежащей взысканию с административного ответчика суммы пени за период с     2 декабря 2017  года по 31 декабря 2022  года. С учетом указанных обстоятельств  с Гусынина  П.В.  за вышеуказанный  период подлежат взысканию пени в  размере 6854 руб. 61 коп.  (7149 руб.  37 коп. - 118 руб. 89 коп. - 149 руб. 93 коп. - 25 руб.   94 коп.). 

Пени за период с 1 января 2023 года по 23 октября 2023 года налоговым  органом рассчитаны верно,  составили  867 руб. 53 коп. Таким образом, с административного ответчика следует взыскать пени за период с 2 декабря 2017 года по 23 октября 2023 года в размере 7722 руб. 14 коп. Решение суда в указанной части подлежит изменению.

Довод апелляционной жалобы о том, что  пени также были взысканы с административного ответчика судебным приказом по делу № ***, опровергается материалами дела, поскольку указанный судебный приказ           отменен *** года  (л.д. 155). 

При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части уменьшения размера взысканных с административного ответчика пени за период с 2 декабря 2017 года по 23 октября 2023 года до 7722 руб. 14 коп., а также суммы госпошлины до 597 руб.

В остальной части принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 10 октября  2024 года изменить, уменьшив размер взысканных с Гусынина Павла Владимировича в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области пени за период с 2 декабря 2017 года по 23 октября 2023 года до 7722 руб. 14 коп., размер взысканной государственной пошлины в доход местного бюджета до        597 руб.

В остальной части решение суда отставить без изменения, апелляционную жалобу Гусынина Павла Владимировича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15  апреля 2025 года.