УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-006907-35
Судья
Елистратов А.М. Дело № 33-1537/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
15 апреля 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,
при секретаре Дементьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-4961/2024 по апелляционной жалобе Шитовой Светланы Валентиновны на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 ноября 2024 года, по которому
постановлено:
в удовлетворении исковых требований Шитовой Светланы
Валентиновны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчёт
страховой пенсии за период с 01.01.2015 по 10.05.2022 с учётом увеличения на
2,7 индивидуального пенсионного коэффициента, а также о возложении обязанности
произвести перерасчёт страховой пенсии за период с 02.07.2019 по 10.05.2022 с
учётом достижения возраста 55,6 лет и взыскании в связи с этим недоплаты пенсии
в сумме 101 614 руб. 78 коп. отказать.
Заслушав
доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия
установила:
Шитова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением,
уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанностей произвести перерасчет и
доплату страховой пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с
08.10.2007 по 10.05.2022 Шитова С.В. в соответствии со статьей 8 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» являлась
получателем страховой пенсии по ***. В связи с вступлением в законную силу
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» она обращалась
за консультацией в пенсионный орган, в том числе по вопросу перерасчета пенсии
с учетом нестраховых периодов, т.е. замены периодов работы на периоды ухода за
детьми. В ответ на ее обращения специалисты заверили, что при установлении
более выгодного варианта расчёта пенсии пенсионный орган самостоятельно
произведёт перерасчёт пенсии. Однако перерасчет пенсии произведен не был.
11.05.2022 Шитова С.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении
страховой пенсии по старости, вместе с тем страховая пенсия по старости была
назначена ей не с 02.07.2019, а с 11.05.2022, с чем она не согласна. В связи с
вступлением с 01.01.20015 в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчик обязан был проинформировать истца о
возможности назначения пенсии в другом порядке и самостоятельно назначить ей
пенсию по более выгодному варианту.
С учетом уточненных исковых требований Шитова С.В. просила
суд обязать ОСФР по Ульяновской области произвести:
– перерасчёт страховой пенсии по *** за период с 01.01.2015
по 10.05.2022 с учётом увеличения на 2,7 индивидуального пенсионного
коэффициента в связи с заменой ранее учтенного периода работы на нестраховой
период ухода за ребенком с 12.08.1992 по 12.02.1994, доплату пенсии по данному
основанию за период с 01.01.2015 по 10.05.2022,
– перерасчёт страховой пенсии по старости за период с
02.07.2019 по 10.05.2022 с учётом достижения возраста 55,6 лет, доплату страховой пенсии по старости в
размере 101 614 руб. 78 коп. (л.д. 7-12, 114-122).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шитова С.В. просит решение суда
отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в
полном объеме (л.д. 133-143).
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам
искового заявления. Полагает, что при расчете страховой пенсии по старости
неправильно применено законодательство. Обращает внимание, что в соответствии с
пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2023 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» страховая пенсия по старости лицу, получающему
страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой
пенсии по старости в соответствии с частью 1 или 1.1 статьи 8 настоящего
Федерального закона, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину
индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня
достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о
назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в
распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган,
осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня
вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное
лицо о назначении ему страховой пенсии по старости. Полагает, что страховая
пенсия по старости должна быть назначена ей с даты наступления права, при этом
фиксированная выплата должна быть увеличена до 100%. Отмечает, что период ухода
за ребенком был учтен как нестраховой период с момента назначения истцу
страховой пенсии по старости с 11.05.2022, а не с 01.01.2015.
В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской
области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие
выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом
норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная
коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с пенсионным
обеспечением граждан, регулируются пенсионным законодательством, действующим на
дату вынесения соответствующих решений об установлении размера пенсии.
Основания возникновения и порядок реализации
права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно части 1
статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации,
застрахованные в соответствии с Федеральным законом
от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По
общему правилу, содержащемуся в части 1
статьи 8 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию
по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины
и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6
к настоящему Федеральному закону).
Приложением 6
к Федеральному закону от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено поэтапное увеличение возраста
для назначения страховой пенсии по старости в период с 2019 по 2023 годы.
Страховая
пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины
индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2
и 3 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В
соответствии с частью 1
статьи 11 Федерального
закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются
периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории
Российской Федерации лицами, указанными в части 1
статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти
периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и
социального страхования Российской Федерации.
Согласно
пункту 3 части 1
статьи 12 Федерального
закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с
периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11
настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей
за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести
лет в общей сложности.
Периоды,
предусмотренные частью 1
настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если
им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной
деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11
настоящего Федерального закона (часть 2
статьи 12 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Размер
страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в части 1
статьи 15 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Размер
страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих
данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное
обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об
установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера
фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными
правовыми актами, действующими на этот день (часть 1
статьи 18 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В
силу части 2
статьи 18 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера
страховой пенсии производится в случае:
1)
увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до
01.01.2015;
2)
увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных
засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12
статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после
01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии;
3)
увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах
обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования
величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке,
предусмотренном частью 18
статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых
взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины
индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой
пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении,
переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или
страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном
настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери
кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за
исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по
старости в соответствии со статьями 19
и 20
настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае
перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца – с 1 августа
года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
С
01.01.2002 по 31.12.2014 нормативным актом, определяющим условия и порядок
исчисления трудовых пенсий, являлся Федеральный закон
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Положения
статьи 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до
01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим
исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения
размеров страховых пенсий.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за
периоды, имевшие место до вступления в силу Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (то есть до 01.01.2015),
определяется с учетом норм ранее действовавшего Федерального закона
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10
статьи 15 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях»).
В соответствии со статьей 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» на 01.01.2002 осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных
лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В силу пункта 2
статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» на 01.01.2002 осуществляется оценка пенсионных
прав, в целях которой определяется расчетный размер пенсии по выбору
застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 3
(с применением пункта 9),
либо по пункту 4
статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» (применяется более выгодный вариант). Каждый из
указанных пунктов содержит конкретный перечень периодов, включаемых в общий
трудовой стаж, и определяет порядок его исчисления.
При
определении расчетного размера пенсии по пункту 3
статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» общий
трудовой стаж исчисляется календарно. Отношение среднемесячного заработка
пенсионера к среднемесячному заработку в стране за тот же период (учитывается
не более 1,2) * стажевый коэффициент (общий трудовой стаж определяется
календарно) * среднемесячная заработная плата в Российской Федерации (по
состоянию на 31.12.2001 – 1671 руб.) Зачет периода учебы данным пунктом
не предусмотрен.
Согласно
пункту 4
статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный
размер трудовой пенсии определяется в процентном отношении от «осовремененного»
на 31.12.2001 среднемесячного заработка. В случае применения данного варианта
исчисления период учебы засчитывается в общий трудовой стаж.
Сумма
страховой пенсии по старости определяется путем умножения величины
индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) на стоимость одного пенсионного
коэффициента и установлением фиксированной выплаты в твердой сумме.
Величина
ИПК определяется из двух частей:
1)
ИПК за периоды до 2015 года, исчисленный с учетом пенсионных прав,
приобретенных до 01.01.2002 (общий трудовой стаж и заработная плата), суммы
валоризации, суммы страховых взносов, начисленных работодателем за периоды
работы после 01.01.2002.
2)
ИПК за периоды, имевшие место с 01.01.2015 (за каждый календарный год,
учитывающий ежегодные, начиная с 01.01.2015, отчисления страховых взносов в СФР
на страховую пенсию в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа
страховых взносов на финансирование страховой пенсии).
Частями 10,
12 статьи 15
Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» определена возможность установления
пенсионных коэффициентов за каждый календарный год «нестрахового» периода ухода
за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также периодов
службы и (или) деятельности (работы), начиная с 01.01.2002, предусмотренных
Федеральным законом
от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных
категорий граждан», в случае, если данный период не учитывается при
установлении страховой пенсии, например, в общем трудовом стаже при оценке
пенсионных прав, и не производится возмещение страховых взносов,
предусмотренное Федеральным законом
от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Фонду
пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение
расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой
пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным
категориям граждан».
Так,
коэффициент за полный календарный год такого периода ухода составляет: 1,8 – в
отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им
возраста полутора лет; 3,6 – в отношении периода ухода одного из родителей за
вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5,4 – в отношении
периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до
достижения каждым из них возраста полутора лет.
Таким
образом, если в периоды ухода за детьми имели место трудовые отношения, расчет
пенсии может быть произведен в двух вариантах: учесть такие периоды в общий
трудовой стаж как работу; заменить периоды работы периодами по уходу за
ребенком и установить за «нестраховые» периоды пенсионные коэффициенты.
Увеличение
продолжительности страхового стажа после назначения пенсии не оказывает влияния
на ее размер, так как перерасчет (корректировка) размера пенсии производится в
беззаявительном порядке с 1 августа каждого года в связи с увеличением сумм
страховых взносов, начисленных в СФР за застрахованное лицо (начиная с
01.01.2015 – в виде индивидуального пенсионного коэффициента).
В
силу пункта 2
части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го
числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о
перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии
в сторону увеличения.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, в период с 08.10.2007 по
10.05.2022 Шитова С.В., *** года рождения, являлась получателем страховой
пенсии по *** в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (***).
Шитова
С.В. имеет сына С*** С.С., *** года рождения (л.д. 58).
Согласно
трудовой книжке в период с 21.08.1985 по 22.12.1994 Шитова С.В. была
трудоустроена в ***, с 23.12.1994 по 12.08.1995 – находилась в отпуске по уходу
за ребенком до достижения им возраста трех лет (л.д. 19, 20).
В системе обязательного пенсионного страхования истец
зарегистрирован 16.07.2002.
С учетом переходных положений Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» условиями назначения страховой пенсии по
старости для женщин, рожденных в *** году, являются достижение возраста 55 лет
6 месяцев, наличие страхового стажа не менее 10 лет, величины индивидуального
пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 16,2.
25.10.2021 Шитова С.В. обращалась к ответчику
с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением от 08.11.2021 ей отказано в установлении страховой пенсии по старости
в связи с отсутствием необходимой величины ИПК.
28.02.2022
Шитова С.В. вступила в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию и произвела 02.03.2022 уплату страховых взносов в размере
13 490 руб. 28 коп.
16.03.2022
она повторно обратилась с заявлением о
назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением
от 29.03.2022 ей вновь отказано в установлении страховой пенсии по старости в
связи с отсутствием необходимой величины ИПК.
01.04.2022
Шитова С.В. вступила в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию и произвела 04.05.2022 уплату страховых взносов в размере
27 600 руб. 33 коп.
С 11.05.2022 на основании
заявления истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(сведений о вынесении решения об обнаружении ошибки в материалы дела не
представлено).
При исчислении условного размера
пенсии по состоянию на 31.12.2014 пенсионным органом учтены индивидуальные
показатели пенсионера и общие показатели для всех получателей страховых пенсий:
– общий трудовой стаж по
состоянию на 01.01.2002 продолжительностью 11 лет 4 месяца (при наличии на
01.01.2022 требуемого общего трудового стажа для женщин – 20 лет стажевый
коэффициент составляет 0,55). При этом продолжительность страхового стажа на
дату назначения пенсии составила 13 лет 4 месяца.
Информация о периоде учебы при
назначении пенсии не предоставлялась,
– 8 полных лет работы в
«советское» время до 01.01.1991 в целях повышения (валоризации) пенсии,
– среднемесячный заработок за
период работы с января 1987 года по декабрь 1991 года в размере 225 руб. 72
коп. Отношение заработка к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный
период (314 руб. 09 коп.) составляет 0,719 (при максимально допустимом
отношении заработков – 1,2).
Страховые взносы после 01.01.2022
отсутствуют,
– среднемесячная заработная плата
в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября
2001 года, установленная для определения размера пенсии, равная 1671 руб.,
– ожидаемый период выплаты
страховой пенсии по старости – Т (228 месяцев).
Полагая, что расчет размера
страховых пенсий (страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности)
произведен ответчиком неверно, в том числе без замены периода трудовой
деятельности на нестраховой период по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, страховая пенсия по старости необоснованно назначена
пенсионным органом с даты обращения с заявлением о назначении страховой пенсии
по старости от 11.05.2022, а не с даты достижения пенсионного возраста
(02.07.2019) в соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Шитова С.В. обратилась в суд с
настоящим исковым заявлением.
Отказывая
в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь
приведенными нормами закона, пришел к выводу о том, что оснований для
перерасчета страховой пенсии по инвалидности в связи с заменой трудовой
деятельности с 12.08.1992 по 11.02.1994 на нестраховой период по уходу за
ребенком, 12.08.1992 года рождения, до достижения им возраста полутора лет за
период с 01.01.2015 по 10.05.2022, назначения страховой пенсии по старости с
02.07.2019 и перерасчета страховой пенсии по старости за период с 02.07.2019 по
10.05.2022, соответственно, доплаты страховых пенсий за указанные периоды не
имеется.
Судебная
коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых
требований о перерасчете страховой пенсии по *** в связи с заменой трудовой
деятельности с 12.08.1992 по 11.02.1994 на нестраховой период по уходу за
ребенком, *** года рождения, до достижения им возраста полутора лет за период с
01.01.2015 по 10.05.2022 (с учетом увеличения на 2,7 ИПК), назначения страховой
пенсии по старости с 02.07.2019 и перерасчета страховой пенсии по старости за
период с 02.07.2019 по 03.05.2022, поскольку он основан на верном применении
норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела,
собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном
решении.
Согласно письменным пояснениям ОСФР по Ульяновской области
оценка пенсионных прав Шитовой С.В. произведена по наиболее выгодному варианту,
а именно по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом замены периода работы
периодом по уходу за ребенком до достижением им полутора лет.
По состоянию на 01.01.2002 пенсионный капитал, с учётом
отсутствия общего трудового стажа требуемой продолжительности (20 лет),
составил 27 235 руб. 36 коп. (660 руб. 80 коп. пенсия истца на 01.01.2002
– 450 руб. базовая часть трудовой пенсии) х 228 месяцев = 48 062 руб. 40
коп.; 11 лет х 12 месяцев + 4 месяца
имеющийся стаж / 240 месяцев требуемый стаж =0,56666667; 48 062 руб. 40
коп. х 0,56666667= 27 235 руб. 36 коп.).
После индексации (1,307 х 1,177 х 1,114 х 1,127 х 1,16 х
1,204 х 1,269 х 1,1427 х 1,088 х 1,1065 х 1,101 х 1,083) пенсионный капитал
составил 152 921 руб. 52 коп.
Сумма валоризации за «советский» стаж до 01.01.1991
составляет 18% от указанной суммы и определена в сумме 27 525 руб. 87 коп.
(152 921 руб. 52 коп. / 100 х 18).
Пенсионный капитал на 31.12.2014 равен 180 447 руб. 39
коп. (27 525 руб. 87 коп. + 152 921 руб. 52 коп.), а условный размер
пенсии – 791 руб. 44 коп. (180 447 руб. 39 коп. / 228 месяцев периода
ожидаемой выплаты страховой пенсии).
ИПК на 31.12.2014 составил 12,347 (791 руб. 44 коп. / 64
руб. 10 коп. стоимость 1 ИПК).
Сумма взносов на обязательное пенсионное страхование,
добровольно выплаченная истцом, подлежит учету в ИПК в размере 1,193.
Наличие у Шитовой С.В. «нестрахового» периода по уходу за
ребенком до достижения им возраста полутора лет увеличивает ИПК ещё на 2,7 (1,8
за 1 год ухода за ребёнком; 1,8 / 12 х 18 месяцев = 2,7).
Всего ИПК истца составляет 16,240 (12,347 + 1,193 +2,7).
Период по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет полностью совпадает с периодом трудовой деятельности.
По заявлению Шитовой С.В. от 27.12.2017 о перерасчете
размера страховой пенсии по *** с учетом замены периода работы с 12.08.1992 по
11.02.1994 на нестраховой период по уходу за ребенком, *** года рождения, до
достижения им возраста полутора лет, ответчиком с 01.01.2018 произведен
перерасчет страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (как наиболее
выгодный вариант) (л.д. 83-84).
Размер пенсии после произведенного
перерасчета составил 3776 руб. 87 коп. (до перерасчета размер пенсии на
01.01.2018 был 3626 руб. 77 коп.).
Размер страховой пенсии по *** с
01.03.2022 – 4980 руб. 70 коп.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.01.2018, то есть с
1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление
пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, Шитовой С.В. произведен
перерасчет страховой пенсии по *** по заявленному основанию.
Более
ранние сроки обращения Шитовой С.В. с заявлением о перерасчете страховой
пенсии, чем 27.12.2017, ответчиком не зарегистрированы. Доказательств обратному
в материалах дела не имеется.
По состоянию на 11.05.2022 размер пенсионных выплат составил
8307 руб. 84 коп., из которых: 1743 руб. 53 коп. – страховая часть пенсии по
старости (16,240 ИПК х 133 руб. 05 коп. стоимость одного ИПК на дату назначения
пенсии) + 6564 руб. 31 коп. – фиксированная выплата.
В дальнейшем размер страховой пенсии по старости
увеличивался и по состоянию на 01.01.2024 равен 10 295 руб. 61 коп., из
которых: 2160 руб. 73 коп. – страховая пенсия, 8134 руб. 88 коп. –
фиксированная выплата.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
истцу, как ***, назначена и выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ),
размер которой с 01.02.2024 с учетом отказа от полного набора социальных услуг
равен 3044 руб. 15 коп.
Поскольку ИПК в размере 2,7 за период по уходу за ребёнком
до достижения им возраста полутора лет ответчиком учтён, правовые основания для
повторного перерасчета страховой пенсии в связи с заменой периода трудовой
деятельности на нестраховой период по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с
выводом суда об отказе в доплате страховой пенсии по старости за период с
04.05.2022 по 10.05.2022.
В
рамках заявленных требований – о доплате страховой пенсии по старости с
02.07.2019 суду первой инстанции следовало установить, с какой даты Шитова С.В. приобретает
право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае
уплаты ИПК в необходимом размере.
Согласно
части 1 статьи 12 ГПК РФ, конкретизирующей положения статьи 123 (часть 3)
Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам
осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В
развитие указанных принципов статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая
сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на
основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным
законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой
стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если
стороны на какие-либо из них не ссылались.
В
суде первой инстанции Шитова С.В. поясняла, что страховая пенсия по старости
должна быть назначена ранее, чем 11.05.2022, поэтому имеется недоплата
страховой пенсии по старости.
По
сути, требования Шитовой С.В. о доплате страховой пенсии по старости фактически
являются требованием о назначении ей страховой пенсии по старости с момента
достижения возраста 55 лет 6 месяцев – 02.07.2019.
Учитывая пояснения истца в суде первой инстанции,
неоднократное обращение к ответчику с заявлениями о назначении страховой пенсии
по старости, необходимость защиты прав гражданина на своевременное пенсионное
обеспечение, с целью окончательного разрешения спора по вопросу назначения
страховой пенсии по старости, судебная коллегия необходимым разрешить
требования Шитовой С.В. о назначении страховой пенсии по старости с учетом
уплаченных 04.05.2022 страховых взносов.
В
соответствии с частью 1
статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех
случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Назначение
пенсии и перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется
на основании заявления лица, претендующего на назначение пенсии или перерасчет
пенсии, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на
такое назначение или перерасчет размера пенсии.
При обращении гражданина в пенсионный орган с заявлением о
назначении страховой пенсии по старости обязательства по назначению и выплате
гражданину пенсии возникают у пенсионного органа с даты достижения гражданином
определенного возраста при совокупности всех других условий.
Учитывая,
что совокупность всех условий для назначения страховой пенсии по старости
возникла у истца с момента уплаты страховых взносов в необходимом количестве,
страховая пенсия по старости должна быть назначена в силу части 1 статьи 22
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.05.2022,
то есть не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку
по состоянию на 02.07.2019 (либо 02.01.2022 как указано в иске) совокупность
необходимых условий для назначения страховой пенсии по старости у истца не
достигнута, оснований для назначения страховой пенсии по старости, перерасчета страховой пенсии по старости по
указанному основанию, доплаты страховой пенсии с указанных дат не имеется.
Между тем в силу части 6 статьи 22 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую
пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по
старости в соответствии с частью 1
или 1.1 статьи 8
настоящего Федерального закона, имеющему не менее 15 лет страхового стажа и величину
индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, назначается со дня
достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о
назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в
распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган,
осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня
вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное
лицо о назначении ему страховой пенсии по старости.
Законодатель
предусмотрел автоматический переход со страховой пенсии по инвалидности на
страховую пенсию по старости при наступлении другого страхового случая –
достижения пенсионного возраста, но при наличии определенных условий.
Поскольку
Шитова С.В. ранее получала страховую пенсию по ***, неоднократно обращалась в
пенсионный орган с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости,
уплатила страховые взносы для достижения необходимой величины ИПК 04.05.2022,
сведения о которых имелись у ответчика также с 04.05.2022, учитывая
беззаявительный характер назначения страховой пенсии по старости таким лицам,
право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникло у Шитовой
С.В. с 04.05.2022, что влечет ей назначение страховой пенсии по старости с этой
даты и соответствующую доплату за период с 04.05.2022 по 10.05.2022.
Аргументы
ответчика о наступлении права назначения страховой пенсии по старости после
подачи заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному
страхованию подлежат отклонению.
Согласно
пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации» лица, указанные в подпунктах 1
– 3,
5
– 7 пункта 1
настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию путем подачи заявления
в территориальный орган Фонда по правилам,
утверждаемым в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации.
В
соответствии с абзацем 4
пункта 5 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» расчетным периодом
по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления
о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи
указанного заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской
Федерации. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному
пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного
заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правила
подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному
пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по
обязательному пенсионному страхованию утверждены приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2017 № 462н.
Из системного толкования взаимосвязанных положений статей 4,
8, 14, 22, 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации», Правил подачи заявления о
добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному
страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному
пенсионному страхованию следует, что наличие у пенсионного органа сведений об
уплате застрахованным лицом страховых взносов и поданного заявления данного
лица о назначении пенсии является основанием для назначения страховой пенсии по
старости.
Из материалов дела следует, что последняя добровольная
оплата страховых взносов произведена Шитовой С.В. 04.05.2022 в том размере,
который был ей необходим для достижения величины ИПК 16,2, требуемого для
назначения страховой пенсии по старости.
Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии у нее
намерений на дальнейшее продолжение отношений по добровольному пенсионному
страхованию, в связи с чем подача ею заявления о прекращении отношений по
добровольному пенсионному страхованию не влечет назначение пенсии с иной даты.
Кроме
того, в представленных заявлениях истца о добровольном вступлении в
правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, прекращении
правоотношений по обязательному пенсионному страхованию отсутствуют разъяснения
о порядке учета внесенных денежных средств, назначения страховой пенсии по
старости после достижения необходимой величины ИПК.
В
силу части 6 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» при соблюдении всех условий назначения страховой пенсии по старости
Шитова С.В. вправе была рассчитывать на беззаявительный характер назначения
страховой пенсии по старости, однако данная пенсия ей была назначена после
третьего обращения в пенсионный орган (11.05.2022) с заявлением о назначении
страховой пенсии по старости.
Иные доводы
апелляционной жалобы сводятся к неверному толкованию законодательства,
регулирующего спорные пенсионные правоотношения, и аналогичны обстоятельствам,
на которые истец ссылался в суде первой инстанции в обоснование своих
требований. Указанные доводы являлись предметом обсуждения суда первой
инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в
судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их
совокупности в соответствии со статьей 67
ГПК РФ. Оснований для переоценки выводов суда в остальной части не имеется.
Ссылка
заявителя жалобы на судебную практику несостоятельна, так как обстоятельства по
каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении,
и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с
учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении дела,
а также проверке законности вынесенных актов, суды не связаны с выводами других
судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых
норм.
Принимая во внимание изложенное, решение суда подлежит отмене
в части отказа в удовлетворении исковых
требований о доплате страховой пенсии по старости за период с 04.05.2022 по
10.05.2022.
В отмененной части следует принять новое решение, которым
признать за Шитовой С.В. право на назначение страховой пенсии по старости в
соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» с 04.05.2022, возложить на ответчика обязанность назначить
истцу страховую пенсию по старости в соответствии со статьей 8 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.05.2022, произвести
доплату страховой пенсии по старости за период с 04.05.2022 по 10.05.2022.
В остальной части решение суда является правильным и
отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска
от 18
ноября 2024 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований
Шитовой Светланы Валентиновны о доплате страховой пенсии по старости за период
с 04.05.2022 по 10.05.2022, принять в отмененной части новое решение.
Признать
за Шитовой Светланой Валентиновной право на назначение страховой пенсии по старости
в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» с 04.05.2022.
Обязать
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области назначить Шитовой Светлане Валентиновне страховую пенсию по
старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» с 04.05.2022.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести Шитовой
Светлане Валентиновне доплату страховой пенсии по старости за период с
04.05.2022 по 10.05.2022.
В
остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
Шитовой Светланы Валентиновны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара)
по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, через Ленинский районный
суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
18.04.2025