Судебный акт
Перерасчет страховой пенсии по старости
Документ от 15.04.2025, опубликован на сайте 23.04.2025 под номером 118397, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии, включить в страховой стаж периоды работы индивидуальным предпринимателем, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2024-007260-43

Судья Кузнецова О.В.                                                                     Дело № 33-1570/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        15 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,  

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Дементьевой Е.В.                     

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5149/2024 по апелляционным жалобам Васич Веры Александровны, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 декабря 2024 года, по которому постановлено:

исковые требования Васич Веры Александровны удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести перерасчет страховой пенсии Васич Веры Александровны по старости с учетом замены ранее учтенных при исчислении размера пенсии периодов ухода за детьми на нестраховой период с применением нового порядка с учетом стоимости ИПК с 01.01.2017; на основании указанного перерасчета произвести доплату пенсии за период с 01.01.2017 по 31.08.2017.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Васич В.А., ее представителя Солнцевой Т.Г., поддержавших доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Васич В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периода работы в страховой стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, доплату пенсии.

Исковые требования мотивированы тем, что 29.11.2014 Васич В.А. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер пенсии составил 9481 руб. 36 коп. В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в конце 2015 года она обращалась за консультацией в пенсионный орган, в том числе по вопросу перерасчета пенсии с учетом нестраховых периодов, т.е. замены периодов работы на периоды ухода за детьми. В ответ на ее обращения специалисты заверили, что при установлении более выгодного варианта расчёта пенсии пенсионный орган самостоятельно произведёт перерасчёт пенсии. Однако перерасчет пенсии произведен не был. 22.12.2016 она вновь обратилась к ответчику, просила указать, какие периоды трудовой деятельности включены и не включены в её страховой стаж. Из ответа на обращение от 28.12.2016 следовало, что при расчете пенсии не учтен период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 22.01.1993 по 19.03.1995 (2 года 01 мес. 26 дней), с чем она не согласна. В указанный период Васич В.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Инспекции Федеральной налоговой службы по Сенгилеевскому району Ульяновской области и в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации по Сенгилеевскому району Ульяновской области, свою деятельность не приостанавливала, задолженности по уплате обязательных платежей не имела, все платежи вносила в установленный законом срок, в полном объеме. 16.08.2017 истец обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о перерасчете пенсии по нестраховым периодам, однако перерасчет был произведен с 01.09.2017, а не с 01.01.2015.

Васич В.А. просила суд обязать ОСФР по Ульяновской области произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с учетом замены ранее учтенных при исчислении размера пенсии периодов трудовой деятельности на нестраховой период по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с применением нового порядка с учетом стоимости индивидуального пенсионного коэффициента с 01.01.2015, а также доплату пенсии по данному основанию за период с 01.01.2015 по 31.08.2017, обязать ответчика засчитать в страховой стаж период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 22.01.1993 по 19.03.1995.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области), муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области (далее – МУ администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Васич В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Обращает внимание, что факт осуществления предпринимательской деятельности в период с 1993 года по 1995 год подтверждается показаниями свидетеля Б*** Н.Ф., которая в спорный период работала в *** и вела работу с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельностью, а также справкой, выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области от 31.01.2013 № ***, о регистрации Васич В.А. в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя с 22.01.1993. При этом ответ на запрос суда первой инстанции, поступивший из УФНС России по Ульяновской области, об отсутствии в информационных ресурсах налогового органа сведений об оплаченных Васич В.А. налогах и взносах за спорный период в судебном заседании не обозревался, следовательно, не может быть положен в основу решения суда. Информационный ресурс является внутренним информационным ресурсом Федеральной налоговой службы, созданным для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе исполнения своих функций. Факт включения налогоплательщика в информационный ресурс не является однозначным показателем неблагонадежности организации. Полагает, что в связи с неоднократным обращением в пенсионный орган перерасчет страховой пенсии по старости по заявленному основанию должен производиться с 01.01.2015.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы и дополнений указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Васич В.А. впервые обратилась с заявлением о перерасчете размера пенсии 16.08.2017. Перерасчет размера страховой пенсии по старости был произведен истцу с 01.09.2017 неправомерно, основания для перерасчета отсутствовали. Замена периодов работы на нестраховые периоды ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет фактически истцу не производилась в связи с невыгодностью такой замены. Данное обстоятельство подтверждается предварительными результатами расчета стажа, из которых следует, что продолжительность периодов ухода за детьми составила 0/00. Перерасчет размера страховой пенсии по старости при условии замены периодов работы на нестраховые периоды ухода за детьми, *** и *** года рождения, Васич В.А. не выгоден.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, регулируются пенсионным законодательством, действующим на дату вынесения соответствующих решений об установлении размера пенсии.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По общему правилу, содержащемуся в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Приложением 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период с 2019 по 2023 годы.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013                        № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013                        № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 01.01.2015 до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца – с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

С 01.01.2002 по 31.12.2014 нормативным актом, определяющим условия и порядок исчисления трудовых пенсий, являлся Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Положения статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (то есть до 01.01.2015), определяется с учетом норм ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (часть 10 статьи 15 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 01.01.2002 осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 01.01.2002 осуществляется оценка пенсионных прав, в целях которой определяется расчетный размер пенсии по выбору застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 3 (с применением пункта 9), либо по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (применяется более выгодный вариант). Каждый из указанных пунктов содержит конкретный перечень периодов, включаемых в общий трудовой стаж, и определяет порядок его исчисления.

При определении расчетного размера пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» общий трудовой стаж исчисляется календарно. Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячному заработку в стране за тот же период (учитывается не более 1,2) * стажевый коэффициент (общий трудовой стаж определяется календарно) * среднемесячная заработная плата в Российской Федерации (по состоянию на 31.12.2001 – 1671 руб.) Зачет периода учебы данным пунктом не предусмотрен.

Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется в процентном отношении от «осовремененного» на 31.12.2001 среднемесячного заработка. В случае применения данного варианта исчисления период учебы засчитывается в общий трудовой стаж.

Сумма страховой пенсии по старости определяется путем умножения величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) на стоимость одного пенсионного коэффициента и установлением фиксированной выплаты в твердой сумме.

Величина ИПК определяется из двух частей:

1) ИПК за периоды до 2015 года, исчисленный с учетом пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002 (общий трудовой стаж и заработная плата), суммы валоризации, суммы страховых взносов, начисленных работодателем за периоды работы после 01.01.2002.

2) ИПК за периоды, имевшие место с 01.01.2015 (за каждый календарный год, учитывающий ежегодные, начиная с 01.01.2015, отчисления страховых взносов в СФР на страховую пенсию в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии).

Частями 10, 12 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определена возможность установления пенсионных коэффициентов за каждый календарный год «нестрахового» периода ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), начиная с 01.01.2002, предусмотренных Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», в случае, если данный период не учитывается при установлении страховой пенсии, например, в общем трудовом стаже при оценке пенсионных прав, и не производится возмещение страховых взносов, предусмотренное Федеральным законом от 21.03.2005 № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».

Так, коэффициент за полный календарный год такого периода ухода составляет: 1,8 – в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 3,6 – в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5,4 – в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.

Таким образом, если в периоды ухода за детьми имели место трудовые отношения, расчет пенсии может быть произведен в двух вариантах: учесть такие периоды в общий трудовой стаж как работу; заменить периоды работы периодами по уходу за ребенком и установить за «нестраховые» периоды пенсионные коэффициенты.

Увеличение продолжительности страхового стажа после назначения пенсии не оказывает влияния на ее размер, так как перерасчет (корректировка) размера пенсии производится в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года в связи с увеличением сумм страховых взносов, начисленных в СФР за застрахованное лицо (начиная с 01.01.2015 – в виде индивидуального пенсионного коэффициента).

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013                         № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.11.2014 Васич В.А. *** года рождения, установлена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Васич В.А. имеет детей В*** Е.А., *** года рождения, В*** С.А., *** года рождения.

Периоды по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет полностью совпадает с периодом трудовой деятельности (пенсионное дело в электронном виде на диске – л.д. 32).

При исчислении размера пенсии пенсионным органом учтены индивидуальные показатели пенсионера и общие показатели для всех получателей страховых пенсий:

– общий трудовой стаж продолжительностью 22 года 3 месяца 28 дней (стажевый коэффициент составил 0,57).

– среднемесячный заработок за период работы с мая 1982 года по сентябрь 1988 года в размере 422 руб. 88 коп. Отношение заработка к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период (201 руб. 68 коп.) составляет 2,097 (при максимально допустимом отношении заработков – 1,2), в связи с чем при исчислении пенсии применено максимально допустимое отношение заработков – 1,2,

– 14 полных лет работы в «советское» время до 01.01.1991 в целях повышения (валоризации) пенсии,

– страховые взносы, начисленные работодателями на заработную плату и уплаченные Васич В.А. за период предпринимательской деятельности после 01.01.2022 и отраженные на индивидуальном лицевом счете,

– среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с                        1 июля по 30 сентября 2001 года, установленная для определения размера пенсии, равная 1671 руб.,

– ожидаемый период выплаты страховой пенсии по старости – Т                           (228 месяцев).

Согласно письменным пояснениям ОСФР по Ульяновской области оценка пенсионных прав Васич В.А. произведена по наиболее выгодному варианту, а именно по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На дату назначения размер трудовой пенсии по старости Васич В.А. составил 9481руб. 36 коп., по состоянию на 31.12.2014, с учетом страховых взносов за 2014 год, – 9506 руб. 02 коп., с 01.02.2015 размер страховой пенсии по старости с учетом индексации – 10 589 руб. 90 коп.

Полагая, что расчет размера страховой пенсии по старости произведен ответчиком неверно, в том числе без замены периода трудовой деятельности на нестраховой период по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет, период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 22.01.1993 по 19.03.1995 необоснованно не засчитан в страховой стаж, Васич В.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих уплату страховых взносов в период осуществления предпринимательской деятельности с 22.01.1993 по 19.03.1995, в результате чего отказал в удовлетворении исковых требований о возложении на  ответчика обязанности засчитать в страховой стаж период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 22.01.1993 по 19.03.1995.

При этом исходя из обращения Васич В.А. 23.12.2016 в ГУ УПФ РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области по вопросу перерасчета пенсии,   частично удовлетворил исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с учетом замены периодов трудовой деятельности на нестраховой период по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет за период с 01.01.2017 по 31.08.2017.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности засчитать в страховой стаж период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 22.01.1993 по 19.03.1995, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

Из представленных истцом писем МИФНС России № 2 по Ульяновской области от 14.01.2013 № 00459, от 31.01.2013 № 01449 следует, что Васич В.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 22.01.1993 (л.д. 52, 54). 

Вместе с тем по сведениям, имеющимся в пенсионном органе, Васич В.А. в период с 20.03.1995 по 06.02.2015 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 30). В период с 22.01.1993 по 19.03.1995 не была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, сведения об уплате страховых взносов в спорный период отсутствуют.

В информационных ресурсах налогового органа отсутствуют сведения об уплаченных Васич В.А. налогах и взносах за период с 1993 по 1995 годы                             (л.д. 40, 42).

Из ответа УПФР в Сенгилеевском районе Ульяновской области на обращение от 28.12.2016 № *** усматривается, что Васич В.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 20.03.1995, взносы за 1995-2000 годы уплачены в полном объеме (л.д. 55-56).  

Согласно архивной справке муниципального архива администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 27.11.2024 № 1010 Васич В.А. выдавались свидетельства о государственной регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, на срок с 21.03.1994 по 31.12.1994 и на 1995 год (л.д. 63). 

По запросу суда первой инстанции администрацией муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области представлены копии заявления  Васич В.А. от 20.03.1995 в администрацию Сенгилеевского района с просьбой зарегистрировать её в качестве предпринимателя без образования юридического лица, свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, от 20.03.1995 № ***, акта приема-передачи регистрационных дел индивидуальных предпринимателей  за 1992, 1993, 1994 годы, в котором сведения о регистрации истца отражены с 21.03.1994 (л.д. 65-72).  

Из письменных возражений ОСФР по Ульяновской области следует, что с 20.03.1995 по 31.12.2000 произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 060 857 руб. 78 коп., а именно: 1995 год –                    190 515 руб.; 1996 год – 723 873 руб.; 1997       год – 1 138 290 руб.; 1998 год –                        1232 руб. 59 коп.; 1999 год – 721 руб.; 2000 год – 6 262 руб. 19 коп. (л.д. 29).

Таким образом, в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих начисление и уплату страховых взносов в период с 22.01.1993 по 19.03.1995.

При отсутствии таких документов сделать вывод о наличии достаточных оснований для их включения в страховой стаж истца не представляется возможным.

Регистрация Васич В.А. в качестве индивидуального предпринимателя не является доказательством, подтверждающим уплату страховых взносов в спорный период, и не влечет удовлетворение исковых требований в данной части.   

Показания свидетеля Б***рисенко!% Н.Ф. в отсутствие документов уплаты страховых взносов за указанный период в силу статьи 60 ГПК РФ являются недопустимым доказательством подтверждения факта уплаты страховых взносов.

Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности засчитать истцу в страховой стаж период работы индивидуальным предпринимателем с 22.01.1993 по 19.03.1995 у суда первой инстанции не имелось.

Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в части возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с учетом замены периодов трудовой деятельности на нестраховой период по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет за период с 01.01.2017 по 31.08.2017.

Замена периодов трудовой деятельности на нестраховые периоды производится территориальными органами только при условии увеличения размера страховой пенсии по старости.

Требования вышеприведенных норм права судом первой инстанции не учтены при принятии решения в данной части.

Удовлетворяя исковые требования о перерасчёте страховой пенсии по старости с учетом замены периодов трудовой деятельности на нестраховой период по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет за период с 01.01.2017 по 31.08.2017, суд первой инстанции исходил из того, что замена периодов трудовой деятельности на нестраховой период по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет является наиболее выгодным вариантом.

При этом решение суда не содержит правовое обоснование такой позиции, не приведены соответствующие расчеты, позволяющие определить критерии выгодности для истца применения такого порядка расчета пенсии.

В пенсионном деле, приобщенном к материалам дела в электронном виде (л.д. 32), имеется протокол о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии от 18.09.2024, согласно которому Васич В.А. за период с 01.08.2017 по 31.08.2024 излишне выплачена пенсия в размере 12 995 руб. 29 коп. в связи с неправильным применением законодательства при перерасчете пенсии. Какой-либо оценки данному обстоятельству судом не дано.

Проверяя расчет пенсионного фонда, из которого усматривается невыгодность замены периодов трудовой деятельности на нестраховой период по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет, судебная коллегия полагает его соответствующим требованиям закона.

Размер страховой пенсии по старости с 01.01.2025 (без замены периода работы на нестраховой период по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет) составил 22 948 руб. 14 коп., в том числе: 8907 руб. 70 коп. – фиксированная выплата к страховой пенсии, 14 040 руб. 44 коп. – страховая пенсия без учета фиксированной выплаты.

В случае замены периодов работы на периоды ухода за детьми до достижения ими полутора лет общий трудовой стаж составит 19 лет 3 месяца 24 дня или 6954 дня (полный общий трудовой стаж для женщин – 20 лет или 7200 дней). Отношение неполного стажа к требуемому составит 0,96583333 (6954/7200).

Расчетный размер трудовой пенсии равен 1102 руб. 86 коп. (1,2*0,55*1671).

Величина расчетного пенсионного капитала = 143 766 руб. 30 коп.

Пенсионный капитал с учетом индексации составит 807 221 руб. 42 коп. (143 766,30*5,6148167).

Сумма валоризации – 169 513 руб. 50 коп. (807 221,42*0,21).

С учетом страховых взносов, учтенных на дату назначения в сумме                      170 174 руб. 77 коп. и страховых взносов, учтенных до 01.01.2015 в сумме                     21 268 руб. 93 коп., размер страховой части на 31.12.2014 составит                                  5123 руб. 60 коп. (807221,42+169513,50+170174,77+21268,93/228).

ИПК за периоды до 2015 года – 79,931 руб. (5123,60/64,1).

С учетом ИК за 2015 год в размере 0,102, за 2016 – 0,634, за 2017 – 1,627, за 2018 – 1,000, за 2019 – 0,682, за 2020 – 0,490, за 2021 – 1,340, за 2022 – 1,260, за 2023 – 0,870 ИПК составит 87,936.

Коэффициент за полный календарный год засчитываемого в страховой стаж периода ухода одного из родителей за первым ребенком равен 1,8. За период ухода за ребенком, *** года рождения, продолжительностью 1 год 6 месяцев,   ИПК составит 2,7 ((1+6/12)*1,8).

Коэффициент за полный календарный год засчитываемого в страховой стаж периода ухода одного из родителей за вторым ребенком равен 3,6. За период ухода за ребенком, 09.08.1988 года рождения, продолжительностью 1 год 6 месяцев,  ИПК составит 5,4 ((1+6/12)*3,6).

Общая величина ИПК по состоянию на 01.01.2025 составит 96,036 (87,936+2,7+5,4), что менее величины ИПК 96,372, исчисленной без замены периодов работы на периоды ухода за детьми на эту же дату.

В случае замены периодов работы на нестраховой период по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет размер страховой пенсии по старости по состоянию на 01.01.2025 будет равен 22 899 руб. 18 коп., в том числе:                                8907 руб. 70 коп. – фиксированная выплата к страховой пенсии, 13 991 руб. 48 коп. – страховая пенсия без учета фиксированной выплаты (96,036*145,69), что менее размера 22 948 руб. 14 коп. по состоянию на 01.01.2025, исчисленного без замены периодов работы на периоды ухода за детьми.

При таких обстоятельствах перерасчет размера страховой пенсии по старости при условии замены периода работы на нестраховые периоды по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет, Васич В.А. не выгоден.

Учитывая, что расчет пенсионного органа размера страховой пенсии по старости без замены периода работы на нестраховые периоды по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет произведен по наиболее выгодному для Васич В.А. варианту, нарушений прав истца ответчиком не допущено, в связи с чем решение суда первой инстанции в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности произвести Васич В.А. перерасчет страховой пенсии по старости, доплату пенсии за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 подлежит отмене с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.

В части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности засчитать в страховой стаж период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 22.01.1993 по 19.03.1995 решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы Васич В.А. не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы Васич В.А. не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта (в неотмененной части) не влияют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                         9 декабря 2024 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности произвести Васич Вере Александровне перерасчет страховой пенсии по старости, доплату пенсии за период с 01.01.2017 по 31.08.2017, принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Васич Веры Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом замены ранее учтенных периодов работы на нестраховой период по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет с учетом стоимости ИПК с 01.01.2017, а также доплату пенсии за период с 01.01.2017 по 31.08.2017, отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобы Васич Веры Александровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи          

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.04.2025