Судебный акт
О взыскании налогов и пени
Документ от 15.04.2025, опубликован на сайте 24.04.2025 под номером 118503, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций (налог на имущество, траснпортный, пени), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-006114-86

Судья Жилкина А.А.                                                                      Дело №33а-1558/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        15 апреля 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.                       

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре  Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснова Эдиля Руслановича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 октября 2024 года по делу № 2а-4409/2024, которым постановлено:

административное исковое заявление Управления федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Краснову Эдилю Руслановичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать с Краснова Эдиля Руслановича в пользу УФНС России по Ульяновской области задолженность по:

налогу на имущество за 2020 г. в сумме 572 руб.

пени по налогу на имущество за 2020 г. в сумме 572 руб. за период с 02.12.2021  по 31.12.2022  в сумме 78,43 руб.

налогу на имущество за 2021 г. в сумме 629 руб.

пени по налогу на имущество за 2021 г. в сумме 629 руб. за период с 02.12.2022 по 31.12.2022  в сумме 4,72 руб.

налогу на имущество за 2022 г. в сумме 692 руб.

транспортному налогу за 2020 г. в сумме 7 634 руб.

пени по транспортному налогу за 2020 г. в сумме 7634 руб. за период с 02.12.2021 по 31.12.2022 в сумме 1046,48 руб.

транспортному налогу за 2021 г. в сумме 15 267 руб.

пени по транспортному налогу за 2021 г. на сумму 15 267 руб. за период с 02.12.2022  по 31.12.2022 в сумме 114,50 руб.

транспортному налогу за 2022 г. в сумме 15 267 руб.

а также

пени по транспортному налогу за 2016 г. на сумму 971 руб. за период с 25.06.2019 по 31.12.2022 в сумме 191,39 руб.

пени по транспортному налогу за 2017 г. на сумму 971 руб. за период с 25.06.2019 по 31.12.2022 в сумме 229,45 руб.

пени по транспортному налогу за 2018 г. на сумму 728 руб. за период с 07.02.2020 по 31.12.2022 в сумме 133,94 руб.

пени по налогу на имущество за 2018 г. на сумму 231 руб. за период с 07.02.2020 по 31.12.2022 в размере 42,63 руб.

пени на отрицательное сальдо с 01.01.2023 по 16.01.2024 в сумме               3706,73 руб.

Итого на общую сумму 45 609,27 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Краснова Эдиля Руслановича в доход местного бюджета госпошлину в сумме 1568,28 руб.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,  судебная коллегия

 

установила:

УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Краснову Э.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Иск мотивировало тем, что ответчик состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области. В оспариваемый период в собственности находились объекты налогообложения: квартира, расположенная по адресу: г*** (кадастровый номер ***),  автомобиль   ***, государственный регистрационный номер ***,  автомобиль ***, государственный регистрационный номер ***.

Свою обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 г., 2019 г., 2020 г., 2021 г., 2022 г.,  в сумме 2505 руб., транспортного налога за 2020 г., 2021 г., 2022 г. в сумме 38 168 руб. не исполнил, в связи с чем на сумму задолженности начислены пени.

Имущественный и транспортный налог ранее были взысканы судебными приказами от *** и от ***.

В связи с наличием у Краснова Э.Р. отрицательного сальдо ЕНС в его адрес выставлено требование от *** №***, которое в срок не было исполнено.

Судебный приказ от *** №*** был отменен определением мирового судьи от ***.

УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с Краснова Э.Р. задолженность в сумме 46 129,64 руб., а именно: налог на имущество за 2017, 2019, 2020, 2021, 2022 г.г. в сумме 2505,00  руб., транспортный налог за 2020, 2021, 2022 г.г. в сумме 38 168,00 руб., пени 5446,64 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Краснов Э.Р. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы ссылается на пропуск налоговым органом срока давности для взыскания задолженности по уплате налогов на имущество и доходы физических лиц. В связи с чем считает, что налоги, начисленные на имущество и доходы до сентября 2021 года, не могут быть взысканы.

Обращает внимание на то, что автомобиль *** был им продан в  2013 году лицам, которые не переоформили документы, связаться с ними не было возможности после того, как они покинули пределы региона. Административным истцом неоднократно подавались заявления о снятии вышеуказанного транспортного средства с учёта. Автомобиль *** был незаконно изъят сотрудниками правоохранительными органами в апреле 2021 года, лишь в декабре 2023 года после многочисленных обращений в различные инстанции был возвращен в нерабочем состоянии, следовательно, оплачивать налог за вышеуказанный автомобиль в тот период не обязан.

Просит учесть, что он (Краснов Э.Р.) отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области и не имеет возможности своевременно оплачивать задолженность по налогам, уклонение от их уплаты должно быть признано неумышленным, вызванным объективными обстоятельствами. Кроме того, он является должником по исполнительному производству, долгое время из зарплаты удерживали 50 %, но, в каком объеме это происходило, пояснить не может. Ссылаясь на наличие смягчающих обстоятельств, полагает, что размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза в соответствии с нормами налогового законодательства.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС РФ).

Статья 57 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном ст.ст.69 и 70 НК РФ.  

Согласно п. 1 ст.70 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Федеральным законом №263-ФЗ от 14.07.2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счёта с 01.01.2023.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Краснов Э.Р. состоит на налоговом учете как плательщик транспортного налога и налога на имущество физических лиц.

С *** Краснову Э.Р. принадлежит 1/3 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ***.

Также на имя Краснова Э.Р. с *** зарегистрирован автомобиль «***,  государственный регистрационный номер ***, с 10.07.2012 по 20.09.2018 за Красновым Э.Р. был зарегистрирован автомобиль                  ***, государственный регистрационный номер ***.

Налоговым органом *** в адрес ответчика направлено налоговое уведомление №*** об уплате налога на имущество за 2019 г. в сумме            520 руб., за 2017 г. (перерасчет) в сумме 92 руб. без указания срока уплаты налога.

*** сформировано налоговое уведомление №*** со сроком уплаты не позднее 01.12.2021, в состав которого вошел транспортный налог за  2020 г. в сумме 7634 руб., налог на имущество за 2020 г. на сумму 572 руб.

*** сформировано налоговое уведомление №*** со сроком уплаты не позднее 01.12.2022, в состав которого вошел транспортный налог за  2021 г. в сумме 15 267 руб., налог на имущество за 2021 г. на сумму 629 руб.

*** сформировано налоговое уведомление №*** со сроком уплаты не позднее 01.12.2023, в состав которого вошел транспортный налог за  2022 г. в сумме 15 267 руб., налог на имущество за 2022 г. на сумму 692 руб.

В установленные сроки  Красновым Э.Р. данные налоги не были уплачены, в связи с чем на основании ст. 75 НК РФ на сумму задолженности начислены пени.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Ульяновска от *** №*** с Краснова Э.Р. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 1780 руб., пени по транспортному налогу за период с 15.02.2015  по 11.12.2016  в сумме 113,23 руб., налог на имущество за 2014-2015 г. в сумме 139 руб., пени по налогу на имущество с 11.11.2015  по 11.12.2016  в сумме 0,97 руб. Судебный приказ отменен ***.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г.Ульяновска от ***  №*** с Краснова Э.Р. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2016-2018 г.г. в сумме 2670 руб., пени по транспортному налогу за период с 01.01.2016 по 06.02.2020 в сумме 301,11 руб., налог на имущество за 2017-2018 г. в сумме 409 руб., пени по налогу на имущество с 30.10.2017 по 06.02.2020 в сумме 53,52 руб.

*** Краснову Э.Р. выставлено требование №*** об уплате отрицательного сальдо ЕНС, которое в установленный срок не было исполнено.

Судебный приказ от *** №*** был отменен определением мирового судьи от *** по заявлению представителя должника.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований УФНС, отказав в удовлетворении требований в части взыскания налога на имущество за 2017 г. в сумме 92 руб., как ранее взысканного судебным приказом №***, налога на имущество за 2016 г. в сумме 86 руб., за 2019 г. на сумму 520 руб., за 2020 г. на сумму 572 руб., а также пени, начисленных на сумму указанных налогов,  ввиду пропуска срока для обращения в суд. В остальной части требования налогового органа суд удовлетворил.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Приведенный налоговым органом расчет начисления взыскиваемых пени на задолженность 2017-2019 г. проверен судом и признан арифметически верным, с чем судебная коллегия соглашается. При расчете пени были исключены периоды действия моратория на начисление пени (06.04.2020 по 07.01.2021) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников».

Факт принудительного взыскания задолженности в рамках исполнительного производства путем удержаний из заработной платы Красновым Э.Р. не оспаривается, что следует из текста его апелляционной жалобы.

Таким образом, начисление пени за несвоевременную оплату задолженности начислены налоговым органом правомерно.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, налоговым органом срок для обращения в суд не пропущен.

С 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ требование об уплате задолженности, направленное после 01.01.2023 в соответствии со ст.69 НК РФ (в редакции Федерального закона №263-ФЗ), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные                НК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона №263-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2023) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в Реестре решений о взыскании задолженности решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей.

Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей: не позднее 1 июля года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей.

В связи с наличием у Краснова Э.Р. отрицательного сальдо ЕНС в его адрес выставлено требование от *** №***, которое в срок не было исполнено.

Судебный приказ от *** №*** был отменен определением мирового судьи от ***.

С настоящим административным иском УФНС России по Ульяновской области обратилось 22.08.2024.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии  обязанности по уплате транспортного налога в связи с продажей автомобиля *** в  2013 году, а также изъятии автомобиля *** правоохранительными органами в апреле 2021 года, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании закона.

По запросу суда апелляционной инстанции МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области письмом от *** №*** сообщило, что транспортное средство *** года выпуска, государственный регистрационный номер ***, с 10.07.2012 по 20.09.2018  регистрировалось за Красновым Э.Р., перерегистрацию осуществил новый собственник.  Кроме того, с 19.06.2020 на имя Краснова Э.Р. зарегистрирован автомобиль ***,  государственный регистрационный номер ***.

Согласно сообщению заместителя начальника СО ОМВД России по Железнодорожному району г.Ульяновска  *** от *** №***, адресованного Ульяновскому областному суду, уголовное дело №*** прекращено 28.11.2023 на основании п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ, вещественное доказательство – автомобиль *** возвращен и передан матери Краснова Э.Р. – *** в присутствии адвоката           ***.

Пунктом 1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 настоящего Кодекса.

В силу п.2 ч.1 ст.18 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный учет транспортного средства прекращается по заявлению прежнего владельца транспортного средства в соответствии с ч. 2 ст.8 настоящего Федерального закона в случае, если новый владелец такого транспортного средства не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные такого транспортного средства.

Кроме того, названный Федеральный закон от 03.08.2018 №283-ФЗ  предусматривает необходимость снятия транспортного средства с учета (прекращения учета) в органах ГИБДД после продажи, при этом, риск ответственности за наступление негативных правовых последствий ввиду несвоевременного прекращения учета транспортного средства несет прежний собственник, если не докажет иное.

Новый владелец должен переоформить автомобиль на себя в течение 10 дней после заключения договора купли-продажи. Однако если срок для снятия с учета в органах ГИБДД прошел, то прежний собственник имеет право обратиться в ГИБДД и сообщить о сделке для совершения органом ГИБДД необходимых правовых действий относительно учета транспортного средства.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

По смыслу приведенных норм закона обязанность уплачивать транспортный налог ставится в зависимость не от результатов совершения сделок с транспортными средствами, являющимися объектами налогообложения, а от регистрации транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения этим налогом.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (определения от 29.09.2011 № 1267-О-О, от 24.12.2012             2391-О, от 26.04.2016 №873-О и др.).

Поскольку обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах, то лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного налога независимо от фактического владения данным транспортным средством.

При этом исходя из положений ст.235 ГК РФ, предусматривающих случаи прекращения права собственности и не допускающих принудительного изъятия у собственника имущества, п.3.4 ст.362 НК РФ применяется только в отношении транспортного средства, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием (отчуждением).

Таким образом, наложение ареста на транспортное средство (в настоящем административном споре – признание вещественным доказательством по уголовному делу), не влекущим прекращения права собственности налогоплательщика на такое транспортное средство, не может рассматриваться основанием для освобождения от уплаты транспортного налога.

Сведений о неоднократной подаче Красновым Э.Р. заявления о снятии транспортного средства ВАЗ с учёта, на что он указывает в апелляционной жалобе, материалы дела не содержат.

Поступивший из МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области ответ на запрос суда апелляционной инстанции от 14.04.2025 также не подтвердил доводы Краснова Э.Р.

Что касается доводов апелляционной жалобы относительно уважительности причин неуплаты налогов, а также необходимости снижения налоговых санкций, то ввиду того, что обжалуемым решением с административного ответчика взысканы налоги и пени, его доводы о применении положений налогового законодательства о снижении размера штрафа не менее чем в два раза, являются несостоятельными, поскольку на рассматриваемые правоотношения не распространяются.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 16 октября 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Краснова Эдиля Руслановича  – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.04.2025