У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0002-01-2024-005050-24 Судья Бойкова О.Ф.
Дело № 33а-1578/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
15 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Каткова Евгения Анатольевича на
решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 10 октября 2024 года по делу № 2а-3617/2024, которым
постановлено:
административное
исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области к Каткову Евгению Анатольевичу о взыскании обязательных
платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать в
пользу Управления Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области с Каткова Евгения Анатольевича (ИНН ***)
задолженность по транспортному налогу за 2021 г. в размере 19 130 руб., за 2022
г. в размере 19 130 руб.;
пени по транспортному налогу за 2019 г. за
период с 03.02.2021 по 29.06.2022 в размере 1275,97 руб., за 2020 г. за период с
15.12.2021 по 11.08.2022 в размере 1805,06 руб., за 2021 г. за период с 02.12.2022 по 31.12.2022
в размере 143,48 руб.; пени на
отрицательное сальдо ЕНС с 01.01.2023 по 16.01.2024 в размере 4046 руб. 65
коп., всего 45 531 руб. 16 коп.
Взыскать с Каткова
Евгения Анатольевича (ИНН ***) государственную пошлину в доход местного бюджета
в размере 1565 руб. 93 коп.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Управление
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области обратилось в суд с
административным иском к Каткову Е.А. о взыскании обязательных платежей и
санкций.
Требования
мотивировало тем, что Катков Е.А. состоит на налоговом учете и обязан
уплачивать законно установленные налоги. Административным ответчиком
обязанность по уплате транспортного налога за 2021, 2022 г.г. не исполнена, а
за предыдущие налоговые периоды исполнена несвоевременно.
Каткову Е.А. было
выставлено требование по уплате налога, однако задолженность до настоящего
времени не уплачена. Задолженность по транспортному налогу за 2021 год
составила 19 130 руб., за 2022 год - 19 130 руб., начислены пени на задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме
1275,97 руб., за 2020 год - в сумме 1805,06 руб., за 2021 год в сумме 143,48
руб., пени на отрицательное сальдо ЕНС в сумме 4046,65 руб.
Административный
истец просил взыскать с Каткова Е.А. вышеуказанную задолженность в общем
размере 45 531 руб. 16 коп.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Катков Е.А. просит решение
суда отменить.
В обоснование доводов
жалобы указывает на то, что Управление
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области взыскивает налог на
транспортные средства, которые ему не принадлежат. Ранее налоговый орган
обращался в суд за взысканием транспортного налога, но ему было отказано на
основании представленных документов из ГИБДД.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии
с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной
власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие
органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за
уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в
суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных
сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если
у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение
шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС
РФ).
Статья 57 Конституции Российской Федерации и
п.1 ст.23 Налогового
кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязывают каждого платить законно
установленные налоги и сборы.
Обязанность по
уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о
налогах и сборах.
Как следует из п.1
ст.45
НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате
налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является
основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об
уплате налога в порядке, предусмотренном ст.ст.69
и 70
НК РФ.
Согласно п. 1 ст.70
НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений)
требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику,
плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее
трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета
этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статьей 75
НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога,
подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время
ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со
следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты
налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Федеральным законом №263-ФЗ от 14.07.2022
года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в
положения Налогового
Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого
налогового счёта с 01.01.2023.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных
средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового
платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено
судом, Катков Е.А. состоит на налоговом учете как плательщик транспортного
налога.
На его имя
зарегистрированы: с *** по настоящее время а/м ***, государственный
регистрационный номер ***; с *** по настоящее время а/м ***, государственный
регистрационный номер ***.
Налоговым органом в
адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления по уплате
транспортного налога за 2021 г. - № *** от ***; за 2022г. - №*** от *** (л.д.17,19).
В связи с
неисполнением обязанности по уплате
транспортного налога Каткову Е.А.
выставлено требование от *** №*** со сроком уплаты до 28.11.2023 (л.д.9).
Транспортный налог
за 2019 год в размере 8766 руб. был взыскан судебным приказом №*** от ***, но
не исполнен, в связи с чем на сумму задолженности начислены пени за период с
03.02.2021 по 29.06.2022 – 1275,97 руб.
Транспортный налог
за 2020 год в размере 19 1340 руб. был взыскан судебным приказом №*** от ***,
но не исполнен, в связи с чем на сумму задолженности начислены пени за период с
15.12.2021 по 11.08.2022 – 1805,06 руб.
Судебным приказом от
*** №*** с Каткова Е.А. взыскана задолженность по транспортному налогу
38 260 руб. за 2021-2022 г.г., пени за период с 02.12.2021 по 16.01.2024 –
7271,26 руб.
Определением
мирового судьи от *** судебный приказ от *** №*** отменен в связи с
возражениями должника.
06.08.2024 налоговый
орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Установив вышеуказанные обстоятельства, правильно применив
нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд
первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик уведомлен о
наличии у него задолженности по налогу на имущество, ознакомлен с материалами
дела о вынесении судебного приказа, содержащего подробные расчеты налога и
пени, в связи с чем удовлетворил требования административного истца.
В выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, на имя административного ответчика зарегистрировано два
транспортных средства, на которые начислялся спорный налог и пени.
Так,
для проверки доводов апелляционной жалобы Ульяновским областным судом
истребованы сведения о владельце транспортным средством автомобиля ***,
государственный регистрационный знак ***, номер двигателя *** года выпуска;
сведения о транспортных средствах, зарегистрированных на имя Каткова Евгения Анатольевича,
*** года рождения, уроженца ***, зарегистрированного по адресу: ***, по
состоянию на 2021-2022 г.г.
Согласно ответу врио
начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области *** от *** №*** за
гражданином Катковым Евгением Анатольевичем, *** года рождения,
зарегистрированы транспортные средства:
с *** по настоящее
время а/м *** г.в., шасси ***, государственный регистрационный номер ***;
с *** по настоящее
время а/м *** г.в., государственный регистрационный номер ***.
Пунктом 1 ст.357 НК
РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства,
признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358
настоящего Кодекса.
Как неоднократно
указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель,
устанавливая в главе 28
Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал
возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного
средства на налогоплательщика (определения от 29.09.2011 № 1267-О-О,
от 24.12.2012 № 2391-О,
от 26.04.2016 №873-О
и др.).
Поскольку
обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при
наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или
иным актом законодательства о налогах и сборах, то лицо, на которое
зарегистрировано транспортное средство, является плательщиком транспортного
налога независимо от фактического владения данным транспортным средством.
Признание физических
и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании
сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы,
поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст.362
Налогового кодекса Российской Федерации, от органов, осуществляющих
государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно
информационной базе данных налогового органа содержатся сведения о регистрации
на имя Каткова Е.А. двух транспортных средствах, на которые административным
истцом начислен налог (л.д.8).
При отсутствии у
налогового органа иных сведений оснований для начисления налога в меньшем
размере не имелось.
Пени начислены на сумму отрицательного сальдо
(совокупную обязанность), исходя из периода просрочки и действующей ставки
рефинансирования.
В указанной части решение не оспаривается,
контр-расчета не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на то, что ранее суд
отказал во взыскании транспортного налога
на а/м *** судебной коллегией отклоняется в связи с ошибочным
толкованием Катковым Е.А. закона. Отмена судебного приказа осуществляется на
основании поступивших возражений должника без исследования фактических
обстоятельств, которые устанавливаются в исковом производстве, что и было
сделано при рассмотрении настоящего административного спора.
Иных доводов
апелляционная жалоба Каткова Е.А. не содержит.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 10 октября 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Каткова Евгения
Анатольевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 17.04.2025