У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0006-01-2024-001106-04 Судья Гаврилова Е.И.
Дело № 33а-1579/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
15 апреля 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Лазареве
М.М.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального
образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 24 декабря 2024 года по делу №
2а-597/2024, которым постановлено:
обязать
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 3 имени Героя Российской Федерации И.В. Седова»
осуществить мероприятия, направленные на
приведение образовательного учреждения к
установленным СП 2.4.3648-20 и СанПиН
2.3/2.4.3590-20 требованиям, а именно:
устранить дефекты и
повреждения потолка в моечной и доготовочном цехе пищеблока в соответствии с
п.2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п.2.5.3 СП 2.4.3648-20;
привести систему
вентиляции на пищеблоке в рабочее состояние в соответствии с п.2.15 СанПиН
2.3/2.4.3590-20, п.2.7.4 СП 2.4.3648-20
в течение двух месяцев с
момента финансирования названных
мероприятий.
Обязать
администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
в течение четырех месяцев с момента
вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №
3 имени Героя Российской Федерации И.В. Седова» за счет средств местного
бюджета в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, направленных
на приведение образовательного учреждения к установленным пунктами 2.15, 2.16 СанПиН
2.3/2.4.3590-202.5.2 и пунктами 2.5.3, 2.7.4
СП 2.4.3648-20 требованиям.
Взыскать с
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 3 имени Героя Российской Федерации И.В. Седова» муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области государственную
пошлину в доход местного бюджета в
размере 1500 руб.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Управление Роспотребнадзора
по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к
администрации МО «Барышский район» и МБОУ «СОШ №3 имени
Героя Российской Федерации И.В. Седова» МО «Барышский район» о возложении
обязанности по устранению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Требование мотивировало
тем, что в ходе проведенной внеплановой выездной проверки в отношении МБОУ «СОШ
№ 3» выявлены нарушения требований
п.п.2.5.3, 2.7.4 СП 2.4.3648-20, п.п.2.15, 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, а
именно: в моечной и доготовочном цехе пищеблока на потолках имеются следы
поражения грибком – чернота; вентиляция
на пищеблоке находится в нерабочем состоянии. Указанные нарушения были отражены
в акте проверки от *** №***.
По результатам проверки
директор образовательного учреждения
привлечена к административной ответственности *** по ч.2 ст. 6.7 КоАП РФ. Также образовательному
учреждению было выдано предписание от *** №***
об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения – до 12.08.2024. До настоящего
времени предписание не исполнено.
На образовательное
учреждение действующим законодательством возложены обязанности по созданию
безопасных условий обучения, воспитанию обучающихся и их содержанию в
соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье
обучающихся. Администрация МО «Барышский район» в силу действующего
законодательства является
непосредственным исполнителем обязанностей по финансированию деятельности
образовательного учреждения.
Просило суд обязать
администрацию МО «Барышский район» в срок до 01.06.2025 выделить из бюджета МО
«Барышский район» денежные средства с целью финансирования мероприятий по
устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МБОУ «СОШ № 3», привести в
соответствие с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20, СП 2.4.3648-20, а именно: по
устранению дефектов и повреждений потолка в моечной и доготовочном цехе пищеблока;
по приведению системы вентиляции на пищеблоке в рабочее состояние; обязать МБОУ
«СОШ № 3» в срок до 15.08.2025:
устранить дефекты и повреждения потолка в моечной и доготовочном цехе пищеблока;
привести систему вентиляции на пищеблоке в рабочее состояние.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования
«Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит
его отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что
финансирование мероприятий, связанных с содержанием зданий и сооружений
муниципальных образовательных организаций, не входит в обязанности
администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
Полагает, что срок, установленный судом, является неразумным. Ссылается на то,
что в решении о бюджете утверждены иные расходы, и среди них нет расходов на
вопросы, связанные с учреждениями образования и вопросами образования в целом.
В возражениях на
апелляционную жалобу Управление образования МО «Барышский район»
Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную
жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В силу ч.1 ст.40 КАС РФ вслучаях,
предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и
другими федеральными законами, государственные органы могут обратиться в суд в
защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц,
публичных интересов.
В соответствии с пунктами 1,
4
Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 №322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по
организации и осуществлению федерального государственного
санитарно-эпидемиологического надзора, и осуществляет свою деятельность
непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно ст. 11
Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в том числе: выполнять
требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний
осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
должностных лиц.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.3
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» государственная политика в области образования основывается на
принципе гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья
человека, прав и свобод личности.
Статьей 5
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого
человека на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность в
соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст.
28 названного Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ образовательная организация обязана
осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об
образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания
обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии
установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающих, работников
образовательной организации.
В силу п.8 ч.1 ст.41
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья
обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время
пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Частью 7
ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» образовательная организация
несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации
порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч.3
ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
установлено, что к компетенции образовательной организации отнесены
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование
помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями,
в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными
стандартами.
В силу п.5 ч.1 ст.9
данного Федерального к полномочиям органов местного самоуправления
муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения
в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений
муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статьей 15
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация
предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным
программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам
местного значения муниципального района.
Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Разрешая спор и
удовлетворяя иск территориального Управления Ролспотребнадзора, суд первой
инстанции верно исходил из того, что, несмотря на возложенную на ответчиков
обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологические требований и обеспечения
безопасности воспитанников образовательного учреждения, данные требования не
соблюдаются. Выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического
законодательства непосредственным образом влияют на безопасное пребывание в
образовательном учреждении обучающихся и
работников учреждения, ставят под угрозу
их жизнь и здоровье, а также создают условия для заболевания детей.
Вопросы
финансирования проведения ремонтных работ здания МБОУ «СОШ № 3 имени
Героя Российской Федерации И.В. Седова» МО «Барышский
район» находятся в ведении исключительно учредителя и собственника здания
школы - администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.
В связи с чем суд
обязал администрацию муниципального образования «Барышский район» обеспечить финансирование для выполнения
мероприятий, направленных на приведение образовательного
учреждения в соответствие с требованиями
СанПиН 2.3/2.4.3590-202.5.2 и СП 2.4.3648-20
в МБОУ «СОШ №3 имени Героя
Российской Федерации И.В. Седова» МО «Барышский район», а МБОУ «СОШ № 3 имени Героя
Российской Федерации И.В. Седова» МО «Барышский
район» - выполнить работы по ремонту
здания и системы вентиляции.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что
на территории Российской Федерации действуют единые для всех субъектов
Российской Федерации
СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28, которые являются обязательными для
исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,
деятельность которых связана с образовательной деятельностью, оказанием услуг
по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходом и присмотром за детьми
(пункт 1.1
СП 2.4.3648-20).
Финансирование деятельности школы относится к
обязанностям муниципального образования как учредителя, недостаточность
финансирования и вопросы экономической нецелесообразности не имеют юридического
значения для рассмотрения спора.
Финансирование деятельности школы относится к
обязанностям муниципального образования как учредителя, недостаточность
финансирования и вопросы экономической нецелесообразности не имеют юридического
значения для рассмотрения спора.
Согласно
ст.39 Устава муниципального образования «Барышский район» Ульяновской
области администрация муниципального образования «Барышский район» является органом местного самоуправления
Барышского района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного
значения, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. К полномочиям администрации муниципального
образования «Барышский район» относятся разработка и внесение на рассмотрение,
и утверждение Совета депутатов Барышского района проекта местного бюджета на
очередной финансовый год, осуществление исполнения бюджета, предоставление
Совету депутатов Барышского района отчета о его исполнении; осуществление права
владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом в пределах
полномочий, предоставленных законодательством, настоящим Уставом, решениями
Совета депутатов района и Положением об администрации муниципального
образования «Барышский район»; создание муниципальных предприятий и учреждений,
осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных
учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания
бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и
размещение муниципального заказа.
Управление образования муниципального
образования «Барышский район»
является органом местного
самоуправления, действующим от имени учредителя
- муниципального образования «Барышский район». Собственных финансовых
средств не имеет, финансируется из средств бюджета.
Согласно Уставу МБОУ «СОШ № 3 имени Героя
Российской Федерации И.В. Седова» МО «Барышский район» школа является
муниципальным общеобразовательным учреждением; имущество закреплено на праве
оперативного управления и является муниципальной собственностью; финансирование расходов на
содержание зданий, коммунальные расходы осуществляется из местного бюджета.
Установленные
сроки исполнения решения судебная
коллегия находит разумными и
достаточными для выполнения возложенных на ответчиков обязанностей.
Кроме того, при
наличии затруднений исполнения судебного решения ответчики не лишены права
обратиться в суд, принявший решение, с заявлением об отсрочке, либо рассрочке
исполнения решения суда.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
Между тем, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об
удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в
удовлетворении административного иска (п.1 ч.6
ст.180 КАС РФ).
Поскольку данное
требование закона судом первой инстанции не соблюдено судебная коллегия считает
необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на удовлетворение
административного иска.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 24 декабря 2024 года изменить, дополнив
резолютивную часть решения указанием на удовлетворение административного иска
Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области к администрации МО
«Барышский район» и МБОУ «СОШ № 3 имени Героя Российской Федерации И.В. Седова»
МО «Барышский район» о возложении обязанности по устранению нарушения
требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации
муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 18.04.2025